НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В Федеральном законе России «О социальной защите инвалидов в РФ» от 15.11.1995 г. говорится: «Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм и дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты» [4, 5]. «Ограничение жизнедеятельности» при инвалидности – это полная или частичная утрата лицом способности или возможности к самообслуживанию, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В настоящее время слово «инвалид» принято заменять термином «человек с ограниченными умственными или физическими возможностями», или «с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)».

Инвалидность бывает врожденная и приобретенная: врожденная - является следствием нарушений внутриутробного развития плода, родовой травмы при родовспоможении, приобретенная- возникает после рождения, вследствие болезни или травмы.

По данным Министерства труда и социального развития РФ на начало 2013 г. число детей-инвалидов, состоящих на учете в органах социальной защиты населения, составило 641,9 тысяч. Это на 16,1 тыс. меньше, чем в 2012 г., и на 33,4 тыс. меньше, чем в 2011 г. Но данные Министерства здравоохранения РФ (Минздрав России) показывают, что идет рост детской инвалидности по сравнению с 2010 г. (196,2 на 10 тыс.) и с 2011 г. (195,1 на 10 тыс.). Очевидно, это расхождение отражает то, что идет недостаточное использование реабилитационного потенциала детей с ОВЗ.

Ясно, что сокращение общего числа детей-инвалидов, приведенное Министерством труда и социального развития, вызвано не улучшением ситуации. Наиболее вероятно то, что идет неполный учет детей-инвалидов в системе социальной защиты, а также сокращение численности общего населения России (убыль детей-инвалидов до 18 лет превышает прирост за счет рождающихся и выявляемых впервые). Эти факторы подтверждаются Ларисой Балевой, главным специалистом по медико-социальной экспертизе детей Минздрава России, которая отмечает, что механизм установления инвалидности на практике работает очень плохо, так как многим детям ее не оформляют [1, 2, 3].

Согласно данным Государственного комитета РФ по статистике, дети-инвалиды в возрасте от 0 до 18 лет, распределяются следующим образом: умственные нарушения – 21%; другие психологические – 6%; языковые и речевые – 2%; слуховые и вестибулярные – 5%; зрительные – 8%; висцеральные и метаболические нарушения и расстройства питания – 25%; двигательные – 23% (чаще всего, это детский церебральный паралич); уродующие – 5% (чаще это заболевания, сопровождающиеся расстройствами психики); общие и генерализованные – 4% (обычно это тяжелые врожденные аномалии).

Высокий уровень заболеваемости родителей, в особенности матерей, неправильный образ жизни, плохая экология, детский травматизм, – все это способствует увеличению числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Семья и ближайшее окружение для такого «особого» ребенка – главное звено в системе его воспитания, удовлетворения потребностей, обучения, социализации, профориентации. Часто в таких семьях возникают проблемы, связанные с приобретением продуктов питания, одежды и обуви, мебели и предметов бытовой техники. Лечение, лекарственные препараты, массаж, медицинские процедуры, санаторно-курортное лечение и т.д., все эти услуги для детей с ограниченными возможностями здоровья преимущественно платные и требуют больших денежных средств.

Семья для ребенка-инвалида – это первостепенная, естественная защита, развивающая среда, способная создать самые благоприятные условия для его роста и развития. Ребенок с ограниченными возможностями предъявляет к членам семьи массу дополнительных требований, но только семья может являться важнейшим фактором медико-социально-педагогической реабилитации ребенка с особыми нуждами.

Опыт показывает, что только одна семья не может добиться значимых результатов в решении проблем ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому роль медицинского обслуживания в районе проживания детей с ОВЗ, организации медико-социальной реабилитации и абилитации трудно переоценить.

В 1990 г. в России насчитывалось примерно 50 тыс. детей-инвалидов. В 2000 г. было зарегистрировано около 155 тыс., на начало 2013 года зарегистрировано уже 593 тыс. детей-инвалидов, и эти показатели составляют примерно 2% от всего детского населения России. Если опираться на эти данные, то получается, что с 1990 г. показатели детской инвалидности выросли в 13 раз, а с 2000 г. еще в 4 раза. Конечно, не исключено, что с течением времени критерии оценки детской инвалидизации изменялись, но неуклонный рост все же достаточно хорошо прослеживается.

В России не существует единой системы учета таких детей, некоторые авторы определяют количество детей-инвалидов как 5% от всего детского населения, т.е. примерно 1,5 млн чел., из которых около 20% отводится детям с психическими расстройствами, 20% – детям с врожденными пороками, от 16 до 35% детей с заболеваниями нервной системы, остальное количество приходится на прочие заболевания [2, 3].

В России за последние десятилетия увеличилось число детей, имеющих инвалидность. Вполне вероятно, что это связано с ухудшением общей социально-экономической, а также экологической обстановки. Свой вклад вносит и развитие медицины, так как за последние годы появилось больше возможностей для обследования и выявления различных заболеваний, которые являются инвалидизирующими, как до рождения ребенка (внутриутробно), так и в ранние сроки после рождения.

В последнее время становится популярным активное вовлечение семьи в процесс социально-медицинской реабилитации своего ребенка с ОВЗ. Попытаться помочь оставить в семье такого ребенка, попытаться предоставить помощь в его развитии и обучении – это одна из первоначальных задач реабилитации (абилитации), чтобы интегрировать такого ребенка в общество. Для этого необходимо разработать эффективную программу реабилитации, которая охватит периоды с раннего детства и до достижения взрослого возраста, социализации инвалида в достаточно востребованного человека, живущего в нормальной социальной среде.

Реабилитация (абилитация) инвалидов – система медицинских, психологических, педагогических и социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности.

Наибольшая эффективность реабилитации инвалида достигается в сочетании реабилитационных мероприятий: медицинских, психологических, физических, трудовых, социальных, технических, правовых, экономических, которые в своем сочетании составляют единый комплекс.

Медицинская реабилитация подразумевает: своевременную госпитализацию; лабораторно-инструментальные обследования; комплексное лечение (диета, режим, медикаментозное лечение и пр.); контроль за динамикой заболевания, эффективностью лечения; прогноз течения болезни; диспансерное наблюдение; проведение лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий.

Физическая реабилитация является частью медицинской. Она предусматривает проведение лечебной физкультуры с последующим нарастанием по интенсивности нагрузки, что помогает восстановлению трудоспособности. При использовании физических факторов идет широкое воздействие на центральную нервную систему, сердечнососудистую, улучшается газообмен в легких, обмен веществ, чего не всегда возможно добиться с помощью медикаментозного лечения. Однако применение физических факторов должно быть четко рассчитано для каждого больного, т.к. неадекватное применение не только не принесет пользы, но и может вызвать непоправимый вред.

Психологическая реабилитация (психическая) – ее цель, преодоление отрицательных реакций со стороны психики у инвалидов, в связи с возникшими проблемами из-за болезни. Задачи этого вида реабилитации – ускорение процесса психологической адаптации к изменившейся в результате болезни жизненной ситуации, а также профилактика и лечение связанных с этим психических нарушений. Основными методами здесь являются: различные психотерапевтические воздействия (аутотренинг, гипноз и т.п.); психопрофилактика; психогигиена; хорошая обстановка в семье, лечение трудом (трудотерапия); при необходимости, назначаются психоторопные лекарственные препараты.

Трудовые мероприятия (или профессиональная реабилитация) – по сути, это подготовка инвалида к трудовой деятельности. Они должны начинаться как можно раньше и сочетаться с другими видами реабилитации.

Социальные мероприятия дают возможность изучить влияние социальных условий на болезнь или травму, приведшую к инвалидизации. В этом аспекте рассматриваются многие вопросы, например, эффективность лечебных и реабилитационных мероприятий, социальное обеспечение инвалидов, влияние социальных факторов на развитие и течение болезни, трудовое и пенсионное обеспечение инвалидов.

Одним из основных факторов, влияющих на дальнейшую жизнь ребенка-инвалида, является реализация его социального потенциала. В этом случае, социально-медицинская реабилитация обеспечивает возможность развития ребенка не только в семье, но и вне ее, определяет будущую самостоятельность.

Определением комплекса реабилитационных услуг, необходимых ребенку-инвалиду, то есть составлением уже непосредственно ИПР, занимается служба медико-социальной экспертизы (МСЭ), в лице соответствующих бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ). В течение одного месяца после определения инвалидности или прохождения переосвидетельствования БМСЭ обязаны ребенку-инвалиду оформить карту ИПР, куда должны быть внесены соответствующие мероприятия: медицинские, трудовые, психологические, необходимые для успешной реабилитации, максимального развития способностей данного ребенка-инвалида. В соответствии с законом, ИПР является своеобразным «реабилитационным паспортом» инвалида, куда вносятся все реабилитационные мероприятия, необходимые ребенку, и определяется их исполнитель (организация или частное лицо). Если включенные в ИПР реабилитационные услуги уже получены и оплачены инвалидом, либо заключен договор на их оказание и выставлен счет, закон предусматривает непосредственное оформление и получение компенсации. Получается, что в России гарантируется реализация включаемых в ИПР программ и реабилитационных мероприятий и оплачиваться они должны государством, а не за счет средств родителей ребенка-инвалида.

Таким образом, из рассмотрения нормативно-правовых актов можно сделать следующие выводы о реабилитации ребенка-инвалида:

  • комплекс реабилитационных, лечебных, оздоровительных и профилактических мероприятий требует участия соответствующих специалистов (медицинских работников, психологов, специалистов по физической культуре, и других);

  • необходимо установление степени нарушений функций органов и систем организма, определение трудоспособности и трудового прогноза, разработка плана восстановительных мероприятий, индивидуальность программы – все это определяется врачебно-трудовой экспертизой;

  • выбор наиболее эффективных реабилитационных мероприятий, которые обеспечивают наиболее быстрое восстановление и выздоровление, должен осуществляться с учетом состояния ребенка-инвалида, тяжести и динамики заболевания и индивидуальной переносимости воздействий, и обеспечиваться за счет государства.

Список литературы

1. Балева Л. Интеграция детей-инвалидов в России // Новые известия. – 10.09.2003. – С. 1-7.

2. Грибанова М.Б. Правовая реабилитация как путь реадаптации инвалидов в обществе // Социальная работа. – 2006. – №2. – С.41-49.

3. Гришина Л.П. Актуальные проблемы инвалидности в РФ. – М.: Инфра-М, 2005.

4.Социальная работа с инвалидами. Настольная книга специалиста /Под ред. Холстовой Е.И. – М.: ЮНИТИ, 2004.

5.Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие /Под ред. Е.И. Холостовой. – М.: Инфра-М., 2003.

Просмотров работы: 666