РОЛЬ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА В УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РОЛЬ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА В УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

Ноженко Т.В. 1, Белоцицко К.С. 1
1ФГБОУ ВО «Омский государственный аграрный университет им.П.А. Столыпина»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 г. дано определение сельских территорий, под которыми следует понимать территории, как сельских поселений, так и соответствующие межселенные территории. Сельские территории обладают мощным природным, демографическим, экономическим и историко-культурным потенциалом, который при полном, рациональном и эффективном использовании может обеспечить устойчивое многоотраслевое развитие, полную занятость, высокий уровень и качество жизни сельского населения [1].

С точки зрения Волкова С.Н., под термином территория понимается ограниченная часть земной поверхности с присущими ей природными и антропогенными свойствами и ресурсами, характеризующаяся площадью, протяженностью, местоположением и др. качествами, являющаяся объектом конкретной деятельности или исследованиями [2].

Одним из важных показателей, характеризующих развитие сельских территорий, является устойчивость. Устойчивое развитие предусматривает процесс взаимодействия «природа – хозяйство» или «социальная сфера – экология – экономика» [3].

Устойчивое развитие сельских территорий экономически эффективное развитие сельского сообщества при сохранении природных основ жизнедеятельности и обеспечении социальной защищенности всех слоев населения. Основным критерием устойчивого развития сельских территорий является: развитие производственной деятельности, охрана окружающей природы, культурное и духовное развитие, социально-демографическое развитие, рекреация населения и др.

Устойчивость развития сельских территорий возможна на основе развития землеустройства. Землеустройство – механизм, реализующий земельную политику государства и местного самоуправления, удовлетворяющий специфические потребности юридических и физических лиц. Перед сферой землеустройства стоит важная задача сформировать задачи и направления совершенствования механизмов управления системами землепользования и земельных отношений [4]. Комплексное, устойчивое, эффективное развитие сельских территорий является основополагающей целью землеустройства направленных на преобразование землепользования.

Земля, имеющая многообразные свойства и обеспечивающая удовлетворение большинства потребностей человека, является объектом землеустройства. Использование земли как ограниченного блага представляет собой направление экономической науки, которая приобретает важное значение в связи с проблемой устойчивого развития. Земля не рассматривается только как природный дар, она становится объектом человеческой деятельности, предметом труда. Земля выполняет ряд функций: экологическую, социальную, экономическую [4].

На рубеже XX и XXI вв. в России свершилась новая земельная реформа, поменявшая систему земельных отношений и систему землепользований. Фактически произошли инновации в сфере земельных ресурсов:

– совершенствование правовой основы использования земли; введение форм собственности и форм пользования землей; многообразия правового режима использования земель в пределах территории одного хозяйствующего субъекта;

– реорганизация системы сельскохозяйственного землепользования – появление и установление главенствующей роли земельного участка вместо территориального объекта – землепользования;

– разнообразие размеров земель, используемых хозяйствующим субъектом.

На сегодняшний день земля является объектом недвижимости, формой инвестиций, объектом хозяйственного оборота. Как товар, земля имеет потребительскую и рыночную стоимость, в связи с этим способна участвовать в различных рыночных операциях – купли-продажи, дарения, наследования и др. Поэтому возникает необходимость оценивать ее через систему стоимостных характеристик: рыночную и кадастровую стоимость, арендную плату и др.

Значительное разнообразие природных и экономических свойств земель, не только по природно-сельскохозяйственным зонам, но и особенно значимо по территориям сельских поселений и в их пределах, требует специального учета их особенностей при реализации инновационных технологий, особенно в сельском хозяйстве. Землеустройство в этом случае призвано обеспечить необходимые условия землепользования для его инновационного развития при создании:

– устойчивости системы землепользования;

– учета индивидуальных свойств земельных участков и их частей при реализации инноваций в сельском хозяйстве, особенно в растениеводстве.

Устойчивое развитие сельских территорий невозможно без качественной организации использования земель в связи с этим землеустроительный проект приобретает значение организационно-территориальной основы развития сельского хозяйства. Землеустроительный проект направлен на перспективу развития отраслей экономики. В первую очередь он должен формировать новации земельных ресурсов. Основные направления дальнейших инноваций на перспективу:

– развитие технологии потребления (использования), сохранения, восстановления полезных свойств земли;

– совершенствование форм землепользования – приспособление ее для размещения объектов недвижимости и видов деятельности;

– развитие технологий и содержания мероприятий по сохранению и развитию земли как имущества;

– развитие технологий и содержания мероприятий по предпродажной подготовке и развитию потребительных свойств.

Система управления земельными ресурсами (кадастр, мониторинг, землеустройство) должна в числе основных направлений для целей АПК иметь специальную задачу по поддержке инновационного и устойчивого развития отрасли. К числу основных инновационно-поддерживающих землеустроительных задач относятся:

– обеспечение объективной, своевременной информацией о земле и условиях ее использования;

– формирование земельных участков, землепользований, хозяйственных участков, пригодных для осуществления конкретных инноваций в растениеводстве, животноводстве и организации производства;

– зонирование территории сельских муниципальных образований и хозяйствующих субъектов по непригодности и эффективности земель для реализации разных видов инноваций;

– разработка и реализация проекта внутрихозяйственного землеустройства на землепользование или земельный участок хозяйствующего субъекта для создания необходимой земельно-ресурсной основы реализации определенных инноваций;

– разработка техно-рабочих проектов на конкретные хозяйственные участки (массив угодья, севооборота, поле) для привязки инновации к конкретному месту, обеспечения эффективности реализуемой инновации.

Процесс планирования использования земель затрагивает решение многих вопросов: регулирование отношений земельной собственности и прав ее реализации; разграничение земель; улучшения условий землевладения и землепользования, устранения недостатков в использования земли; осуществление природоохранных, противоэрозионных и др. мероприятий.

Планирование и организация рационального использования земель и их охраны проводится в целях совершенствования распределения земель в соответствии с перспективами развития экономики, улучшения организации территорий и определения иных направлений рационального использования земель и их охраны в Российской федерации, субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях [2] .

Планирование территорий осуществляется на основе социально-экономических программ, землеустроительной, градостроительной, природоохранной и иной документации.

Система землеустроительного обеспечения планирования использования и охраны земельных ресурсов должна включать разработку прогнозов использования и охраны земельных ресурсов, схем землеустройства, проектов территориального и внутрихозяйственного землеустройства, рабочих проектов на отдельные земельные участки.

Одним из направлений регулирования сельской экономики с целью обеспечения устойчивого его развития введено в действие стратегическое планирование. В настоящее время осуществляется модернизация системы планирования эффективного использования земельных ресурсов страны для устойчивого развития сельских территорий.

В современных условиях экономический рост сельских территорий путем включения земельно-имущественного комплекса в активный экономический оборот требуют существенного развития системы землеустройства и территориального планирования. Действующее законодательство предусматривает возможность территориального планирования и планирования рационального использования земель и их охраны на основе градостроительной деятельности и землеустроительной документации.

С введением в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны проводить территориальное планирование. Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Схемы территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных районов решают вопросы, развития транспорта, обороны, энергетики и других отраслей, размещения объектов капитального строительства, соответственно, федерального, регионального и местного значения. По данным вопросам они должны быть согласованы со схемами землеустройства соответствующего уровня.

Генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации является средством:

- согласования территориальных и земельно-имущественных интересов Российской Федерации и ее субъектов;

- оценки земельно-ресурсного потенциала страны и включения его в экономику государства;

- совершенствования федеральных и региональных систем землевладения, землепользования и регулирования земельных отношений;

- научно-обоснованного и сбалансированного использования свойств земли как природного объекта, охраняемого в качестве важнейшей составной части природы; природного ресурса, являющегося главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве и основой осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории России; как недвижимого имущества, объекта права собственности и иных прав на землю.

Схема землеустройства территории субъектов Российской Федерации должна разрабатываться на основе главного землеустроительного документа, определяющего основные направления развития землепользования в стране – Генеральной схемы землеустройства территории Российской Федерации, природно-сельскохозяйственного районирования территории субъектов Российской Федерации, перспектив развития экономики субъекта Российской Федерации с учетом схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации. Материалы схемы должны быть предназначены для обеспечения органов государственной власти и управления достоверной информацией общегосударственного значения о приоритетных направлениях развития землепользования и землеустройства в регионе.

Основной задачей разработки схемы землеустройства муниципального района является выявление наиболее эффективных направлений использования и охраны земельных ресурсов для обеспечения дальнейшего развития сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства. Выполнение этой задачи достигается решением следующих вопросов:

- создание благоприятных территориальных предпосылок для социально-экономических преобразований в сельской местности и перехода к регулируемому рыночному хозяйствованию;

- организация комплексного многоцелевого использования земельных ресурсов посредством их разумного перераспределения для обеспечения разнообразных производств и предприятий необходимой земельно-ресурсной базой и формирования многоукладной экономики;

- совершенствование использования земель в отраслях АПК в соответствии с действующим законодательством, агроэкологическим качеством земель, размещением сельских населенных пунктов, инфраструктурной обеспеченностью;

- поддержания устойчивости ландшафтов, организация охраны земельных и иных ресурсов.

При разработке схем землеустройства решается весь комплекс вопросов по использованию и охране земель на всей территории Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципального образования.

На основе схем землеустройства разрабатываются проекты. Землеустроительные проекты включают социально-экономическую, техническую и правовую документацию, разработанную в процессе землеустройства. При землеустройстве разрабатываются следующие проекты: территориальное (межхозяйственное) землеустройство, внутрихозяйственное землеустройство, рабочие проекты.

Научно-обоснованное планирование использования земель является экономически эффективным как для повышения экономической эффективности землепользования, так и улучшения экологической обстановки в устойчивом развитии сельских территорий.

Библиографический список

1. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года : проект [Текст] / М-во сельского х-ва Российской Федерации. – М : Минсельхоз россии, 2009. – 87 с.

2. Волков, С.Н. Землеустройство : в 9-ти т. Т.1. Землеустроительное проектирование. Теоретические основы землеустройства [Текст] / С.Н. Волков. – М. : Колос, 2001. – 496 с.

3. Устойчивое развитие сельских территорий [Текст] / В.М. Баутин. – М. : Росинформагротех, 2004. – 321 с.

4. Рогатнев Ю.М. Теоретические и методологические основы землеустройства в условиях формирования рыночных отношений в Западной Сибири : Учеб. пособие / Ю.М. Рогатнев. – 3-е изд., перераб. и доп. – Омск : Изд-во ОмГАУ, 2003. – 208 с.

Просмотров работы: 1293