СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ЛЯНТОР СУРГУТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ХМАО-ЮГРА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ЛЯНТОР СУРГУТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ХМАО-ЮГРА

Ноженко Т.В. 1, Меданова К.В. 1, Малишевская В.Н. 1
1ФГБОУ ВО «Омский государственный аграрный университет им.П.А. Столыпина»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В решении проблем организации использования земель городских поселений большую роль играет теория и практика землеустройства.

Многофункциональные задачи землеустройства состоят в изучении объективных закономерностей функционирования земли, в разрабатываемых, совершенствуемых и осуществляемых на практике эффективных и правильных методов формирования землевладений и организации их территории в соответствии с потребностями.

Совершенствование организации использования земель населенных пунктов отражает перспективы рационального использования земель в соответствии с их целевым назначением и потребностями различных отраслей, а также обеспечение комплексной охраны территории и является в настоящее время актуальным мероприятием.

Проблема рационального использования земель пока сохраняет свое значение. Однако аспекты полного и правильного использования резко сужены и отнесены не к ее производственному использованию, а реализации функции ее как имущества (не использование земли, разрешенное использование). Земля осталась, несомненно, главным средством производства [1].

Организация использования земель населенных пунктов регулируется особыми нормативно-правовыми актами, одним из таких актов является Градостроительный кодекс. В результате градостроительного зонирования формируются жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территории, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон [2].

Городское поселение Лянтор (рис.1.) является крупнейшим нефтедобывающим и культурным центром Сургутского муниципального района ХМАО-Югра, которое расположено на левом берегу реки Пим в 91 км северо-западу от г. Сургута и связан с ним автомобильной дорогой.

Расстояние до окружного центра г. Ханты-Мансийска составляет 365 км, площадь земель в границах города – 63,07 км2, плотность населения на 01.01.2015 г. – 653 человека на 1 км2 территории города, численность населения – 41,206 тыс. [3].

Природные условия городского поселения Лянтор довольно суровые. Лянтор приравнен к районам Крайнего Севера. Климат резко континентальный. Средняя температура января от −23 до −32 °C., июля от +13 до +24 °C. Наибольшая высота снежного покрова достигает в середине марта и в среднем составляет 46 см. Норма испарения с поверхности суши равна 320 мм, за период с марта по октябрь. В летний период преобладают северные ветра, в осенне-зимний период - юго-западные ветра. Среднегодовая скорость ветра составляет 3,6 м/с.

Рис. 1. Стела

Рельеф представлен сочетанием равнин, предгорий и гор. Выделяются возвышенные равнины (150 − 301 м), низменные (100 − 150 м), а также низины (менее 100 м). Почвообразующие породы представлены в основном суглинками и торфом. Почвенный покров состоит из сильноподзолистых глубинноглееватых, торфяно-подзолисто-глеевых, торфяно-глеевых, торфяных и пойменных оподзоленных почв. Природные условия округа не благоприятствуют развитию сельского хозяйства, поэтому большая часть сельскохозяйственной и пищевой продукции завозится из других регионов России, в свою очередь городское поселение имеет производственное назначение в нефтяной и газодобывающей промышленности округа.

Основу экономики города во многом определяет развитие промышленного комплекса. Промышленное производство в муниципальном образовании в основном представлено предприятиями по добыче нефти и газа. За 2015 год по оценке объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по крупным и средним предприятиям промышленной продукции города Лянтор составил 10,555 млрд. руб. или 115,4% в действующих ценах к уровню 2014 года. Наибольшую долю в структуре промышленного производства составляют предприятия по добыче нефти и газа, их доля объёма отгруженных товаров собственного производства составила 90,9% или 9,593 млрд. рублей. В целом социально-экономические условия городского поселения Лянтор оцениваются на высоком уровне.

В соответствии с генеральным планом выделены территориальные зоны (для каждой выделенной территориальной зоны устанавлен градостроительный регламент с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков):

- жилая – 350 га;

- общественно-деловая – 73 га;

- производственная – 1262 га;

- инженерной и транспортной инфраструктуры – 390 га;

- рекреационного назначения – 6511 га;

- сельскохозяйственного использования – 150 га;

- специального назначения (зона ритуального назначения, зона складирования и захоронения отходов) – 20 га.

С целью установления благоприятных и неблагоприятных условий города проведена социально-экономическая и экологическая оценка территории [4].

Оценка социально-экономических условий на территории жилой зоны осуществлялась по следующим факторам:

- уровень развития сферы культурно-бытового обслуживания;

- транспортная и пешеходная доступность;

- уровень благоустройства;

- экологическое и эстетическое состояние;

- экономические условия (жилищные условия по степени износа жилого фонда).

Оценочная шкала социально-экономических условий жилой зоны производилась следующими показателями: наилучшие условия – 5 баллов; очень хорошие – 4 балла; благоприятные – 3 балла; удовлетворительные – 2 балла; неудовлетворительные – 1 балл; очень плохие – 0 баллов. Оценочная шкала социально-экономических условий промышленной зоны и объектов социально-бытового назначения соответствует трехбалльной системе: хорошие условия – 2 балла; удовлетворительные – 1 балл; неудовлетворительные – 0 баллов.

Таблица 1 – Сводная таблица оценки социально-экономических условий

Расстояние до культурно-бытовых объектов

Расстояние до промышленных зон

Условия водоснабжения холодной водой

Условия водоснабжения горячей водой

Расстояние до общепоселкового центра

Вид и наличие канализации

Условия газификации

Условия телефонизации

Условия технического состояния уличной сети

Условия восприятия человеком пространства

Разрыв между производственной и жилой зонами

Жилищные условия

Условия залегания грунтовых вод

Условия отопления

Экологические ограничения

Условия расположения

Условия компактности

Условия ветрового режима

Расстояние до пешеходных магистралей

Суммарный балл

Средний балл

ЖИЛАЯ ЗОНА

5

4

5

4

5

4

3

4

3

4

4

4

4

5

4

4

5

4

5

80

4,2

ПРОМЫШЛЕННАЯ ЗОНА

                       

2

 

1

0

2

0

 

5

1

ОБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОГО НАЗНАЧЕНИЯ

   

2

2

2

2

           

2

2

1

     

2

15

1,9

Таким образом, социально-экономические условия жилой зоны оцениваются как очень хорошие, зона относится к наиболее благоприятной территории города; промышленной зоны – удовлетворительные; объектов социально-бытового назначения – хорошие. В целях ограждения жилой зоны от неблагоприятного влияния промышленных предприятий, а также некоторых видов складов, коммунальных и транспортных сооружений необходимо установить санитарно-защитные зоны на основе СанПиН 2.2.1/2.1.1200-03.

С целью стабилизации экологической обстановки проведено экологическое зонирование с выделением экологических зон:

- санитарно-защитной зоны вокруг промышленных объектов (для коммунально-складской зоны – 50 м.; для зоны предприятий V класса вредности – 50 м.; для зоны предприятий IV класса вредности – 100 м.; для зоны предприятий II класса вредности – 500 м.).

- для поддержания проток реки Пим, Вочингъявин в состоянии, соответствующим экологическим требованиям, для предотвращения загрязнения, засорения и истощения поверхностных вод установлена водоохранная зона, на территории которой введены дополнительные ограничения природопользования. Ширина водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы установлена в соответствии со статьей 65 Водного кодекса РФ:

- водоохранная зона реки Пим – 300 м;

- прибрежная защитная полоса – 100 м;

- водоохранная зона реки Вочингъявин – 100 м;

- прибрежная защитная полоса – 30 м.

- охранной зоны вокруг архитектурных и исторических памятников (радиус зоны от 50 до 100 м. в зависимости от объекта).

Основная проблема экологического состояния организации использования земель заключается в неравновесности их как экосистемы. Несмотря на суровые условия севера для целевого использования почв, развивается сельскохозяйственное освоение земель. Это подсобные хозяйства предприятий, фермеров, граждан. Но основное использование земель происходит при освоении месторождений, поэтому земли городского поселения Лянтор подвержены неизбежному загрязнению нефтепродуктами. Из основных мероприятий по охране земельных ресурсов необходимо:

- обеспечение безопасной санитарно-эпидемиологической обстановки на территории городского поселения;

- рекультивация нарушенных земель, в том числе «лесная».

Основными целями рекультивационных работ являются:

- восстановление нарушенного почвенно-растительного покрова;

- сохранение флоры и фауны региона;

- предотвращение процессов подтопления и заболачивания или осушения территории;

- предупреждение процессов водной и ветровой эрозии.

Городское поселение Лянтор нуждается в постоянном контроле состояния благоустройства, озеленения, санитарной очистке территории, работ по оздоровлению окружающей среды и охране окружающей среды, улучшению санитарно-экологического состояния городской среды.

Для этого необходимо выполнение комплекса мероприятий:

- озеленение городского поселения, путем создания системы зеленых насаждений как важнейшего фактора в структуре элементов природного комплекса;

- обеспечение безопасной санитарно-эпидемиологической обстановки;

- уменьшение негативного влияния на городскую среду основных источников загрязнения, реконструкцию или технического перевооружения действующих предприятий;

- проведение градо-экологических мероприятий по функциональным зонам и зонам ограничения градостроительной деятельности;

- обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности настоящего и будущих поколений, сохранение и воспроизводство природных ресурсов, переход к устойчивому развитию территории;

- формирование зон с особыми условиями использования:

- санитарно-защитных зон предприятий, сооружений, и иных объектов;

- водоохранных зон;

- зон охраны источников водоснабжения;

- охранных и санитарно-защитных зон объектов и сетей транспортной и инженерной инфраструктур;

- охрана от неблагоприятного антропогенного воздействия основных компонентов природной среды;

- атмосферного воздуха;

- поверхностных и подземных вод;

- почв, растительности и животного мира.

Совершенствование организации использования земель можно добиться путем осуществления мероприятий по территориальному планированию, эти мероприятия подразделяются на:

1. Мероприятия по установлению административных границ;

2. Мероприятия по определению и установлению зон ограничений территорий;

3. Мероприятия по установлению границ территорий и земель;

4. Мероприятия по развитию функциональных зон и определению назначения территорий;

5. Мероприятия по определению границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения.

Комплекс социально-экономического развития должен включать:

- разработку программы социально-экономического развития города и его частей;

- формирование общественно-деловой зоны в границах планировочных структурных элементов (жилых группах, микрорайонах, жилых районах и т.д.) с целью обеспечения достаточно высокого уровня транспортной и пешеходной доступности к объектам данной зоны;

- улучшение транспортной (уличной) сети города (соблюдение параметров, озеленение и т.д.);

- создание (или реконструкцию) коммуникационных сетей (канализация, газификация, теплоснабжение, водоснабжение и т.д.) с учетом современных технологий;

- формирование ландшафтно-эстетических доминант в жилой и производственной застройке;

- реконструкцию жилой, общественно-деловой и производственной застройки;

- создание баз отдыха в лесозащитной зоне города (внутренней рекреации);

- расширение рекреационных участков за счет создания парков, скверов, бульваров и формирования оптимальной по площади лесозащитной зоны города;

­- применение новых конструкций и технологий при строительстве всех типов зданий [4].

Комплекс градостроительного развития включает:

- соблюдение современных требований к общей организации территории города;

- использование гибких и полу-гибких планировочных структур города;

- разработку и соблюдение градостроительных регламентов;

- соблюдение нормативов по плотности населения, жилого фонда, всех видов застройки, уличной сети;

- повышение уровня использования подземного пространства;

- разработку проектов по формированию красных линий кварталов;

- охрану памятников истории, культуры и архитектуры;

- укрепление береговых линий и создание набережных;

- освоение овражно-балочных территорий [4].

Таким образом, перечисленные мероприятия позволят улучшить сложившуюся организацию использования земель, что в свою очередь существенно улучшить социально-экономическую, экологическую ситуацию и повысить уровень жизни людей.

Библиографический список

1. Кластерный подход к развитию агропромышленного комплекса Омской области : монография / под общ. ред. В.В. Карпова: в рамках проекта Омской экономической лаборатории Института экономики и организации промышленного производства СО РАН Новосибирск : изд-во СО РАН, 2014. – 416 с.

2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004г. № 190-ФЗ (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016). [ Электронный ресурс]: Режим доступа // www.consultant.ru.

3. Об утверждении Генерального плана города Лянтора Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры: Решение Совета депутатов городского поселения Лянтор от 4 апреля 2011г. №150

4. Подковырова М.А. Земельно-хозяйственное устройство поселений: учеб. пособие / М.А. Подковырова. – Омск: Изд-во ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2007. – 140 с.

Просмотров работы: 515