ИНФОРМАТИВНОСТЬ ОБЪЯВЛЕНИЙ ГАЗЕТЫ «СИБИРСКИЙ ЛИСТОК» НА РУБЕЖЕ XIX – XX ВВ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИНФОРМАТИВНОСТЬ ОБЪЯВЛЕНИЙ ГАЗЕТЫ «СИБИРСКИЙ ЛИСТОК» НА РУБЕЖЕ XIX – XX ВВ.

Федотова Д.Ю. 1
1ТГПИ им. Д.И. Менделеева (филиал) ТюмГУ в г. Тобольске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
«ٜСٜибٜиٜрٜскٜий лٜиٜстٜок» - региональная ٜٜгٜазٜета, гٜлٜаٜвٜнٜой цٜеٜлью кٜотٜоٜрٜой яٜвٜляٜлٜоٜсь оٜсٜвещٜеٜнٜиٜе всех сфер жٜизٜнٜи общٜеٜстٜвٜа сٜиٜлٜамٜи местной ٜинтеллегенцииٜٜٜ. Периодичность газеты до 1900 г. составляла один номер в дٜвٜе нٜедٜеٜлٜи, а с 1900 г. – два номера в нٜедٜеٜлю. Анализ содержания «Сибирского листка» позволил сделать вывод: бٜоٜлٜеٜе 40% всего материала гٜазٜеты сٜоٜставляли преимущественно частные объяٜвٜлٜеٜнٜия [1, с. 58].

Согласно определению лингвиста А.А. Мироновой, объявление – информативный речевой жанр, содержащий сообщение, извещение о чем-либо для широкого ознакомления. Объявления, как правило, имеют следующие реквизиты: дата, время, место, название действий, адресант, адресат. [2, с. 92].

На рубеже XIX–XX вв. развивается тематическая направленность газеты – она становится разнообразней по охвату различных аспектов общественной жизни. С одной стороны, это было связано с дальнейшим развитием социально-экономических отношений в регионе, с другой – со стремлением редактора и авторов публикаций к тому, чтобы вывести издание на новый уровень, придав ему наибольшую доступность и привлекательность для читателей. [1, с. 59].

Тематический спектр объявлений представлен в «Сибирском листке» достаточно широко: в объявлениях присутствуют темы, касающиеся продажи и аренды недвижимости («Продается двухэтажный дом с флигелем, хорошими новыми постройками и небольшим садом. Дом находится по Архангельской речке, близ Качаловаго моста, и принадлежит Иноземцу. Об условиях справиться у А.А. Сыромятникова») [4],поиска вакансий(«Ищет уроков окончившая курс в омской гимназии и имеющая диплом на звание домашней учительницы; знает немецкий и французский языки. Квартира в доме офицера А.В. Станкевич, по малой Архангельской улице»),пропажи домашних животных(«Потерялась болонка белой масти. Доставившим будет выдано вознаграждение. Рождест. ул. д Корнеева кв. Мамлина»).

Объявления касались проведения аукционов, образовательных курсов («Управлять автомобилем по шоферскому делу. Обучают всех желающих скоро и дешево. Приезж. квар. 3 руб. в месяц. Окон.Выд. Аттест. И реком. На место.Свед.высыл. безпл. Москва, М.Дмитровка, 27, «Авто-гараж»), поиска попутчика в дорогу(«Ищут попутчика в г. Златоуст. Справиться у А.А. Сыромятникова») [3].

Товарный ассортимент в объявлениях представлен также широко: здесь присутствуют объявления о продаже лошадей («Продается пара серых дышловых лошадей по весьма умеренной цене. Справиться у А.А. Сыромятникова»), различной домашней утвари («За отъездом продаются: комод, самовар, простые стулья и скамьи в д.Гастрем»), цветочных рассад («Цветочная разсада разных летников, корни, Георгин, разсада Томатов и проч. Продаются у Балиной. По Б.Мокрой ул.соб.д.№77 на выход к лугу»), драгоценных камней («Торговля каменных изделий Е.А. Кочнева в Екатеринбурге. Удостоен большой серебряной медалью на Казанской промышленной выставке 1890 года. Имеется большой выбор уральских цветных камней, кабинетных вещей, а также имеются золотыя и серебряныя вещи, разныя мозаика и разныя вещицы для подарков. Цены самыя умеренныя»), инструментов, приборов, тканей, круп («В лавке А.А. Сыромятникова открытой 6 июня, продается крупчатка «Адриановкой мельницы»: 1 сорт 9 руб.50 коп., первач 8 руб. 50 коп., 2 высокий 7 руб.50 коп., 2 обыкновенный 6 руб.50 коп. за мешок. Лавка находится на рыбном базаре против лавки Малахова») [5].

Таким образом, тематика объявлений и в «Сибирском листке» отличались своей разнонаправленностью, адресованностью широкой читательской аудитории. Они отражали тенденции своего времени: изменения в образе жизни и быте населения.

ٜ ٜٜٜٜٜ1. Кٜоٜнٜоٜвٜаٜлٜоٜвٜа, Е.ٜН.Кٜнٜигٜа Тٜобٜоٜльٜскٜой губٜеٜрٜнٜиٜи. 1790-1917 гг. Сٜвٜодٜный кٜатٜаٜлٜог мٜеٜстٜных издٜаٜнٜий. Нٜоٜвٜоٜсٜибٜиٜрٜск, 2006. 528 с.

2. Миронова А.А. Русская реклама в аспекте диахронической стилистики. Дис. … д-ра филол. наук. Челябинск, 2011. 397 с.

7. Сибирский листок.1890. 19 декабря.

8. Сибирский листок. 1892. 17 февраля.

9. Сибирский листок. 1892. 21 июня.

Просмотров работы: 477