ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ В ДИЗАЙНЕ АВТОРСКОЙ КУКЛЫ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ В ДИЗАЙНЕ АВТОРСКОЙ КУКЛЫ

Маевская Е.С. 1, Валькевич С.И. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «ИвГУ»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном словаре справочнике определение художественного образа дано как форма художественного мышления, специфическая для искусства [3]. Становление художественного образа при создании дизайнерского проекта представляет воплощение мысли создателя, которая является метафоричной, и при создании любого произведения искусства используются стилистические средства: гипербола, аллегория, сравнение и т.д. Художественные методы, которыми пользуются художники с древнейших времён, связаны с особенностями воплощения натурных впечатлений от воспроизводимого предмета в художественно-образной форме объекта на основе его минимальной стилизации средствами художественной выразительности [1]. Художественный метод – это способ преображения натуры в художественный образ, предусматривающий систему приёмов по стилизации натурного объекта для приведения его формы в соответствие с желаемой стилистикой.

Художественный образ в композиции авторской куклы – гармоничное единство образа авторской куклы в определённой среде (интерьере). Исключительная яркая образность, доходящая до гротеска, достигается целым комплексом средств – одеждой, обувью, головными уборами, причёсками, макияжем, украшениями, различными аксессуарами и прочими дополнениями. Чтобы создать выразительный образ авторской куклы, необходимо знать стиль, моду «героя» той или иной эпохи, образ персонажа, который необходимо передать, а также действие персонажа в котором застал его автор. Уметь пользоваться языком символов и знаков, вызывающие образные ассоциации у людей. Знаком может быть жест, выражающий какую-либо команду.

Для создания ассоциативных образных решений можно использовать разнообразные литературные произведения, где присутствуют полярные персонажи, олицетворяющие добро и зло. Особенно интересные результаты дает привлечение в качестве творческого источника ассоциативного переосмысления персонажей книги Александра Дюма «Три мушкетера», трагедия Шекспира «Много шума из ничего» и др. Сначала необходимо создать эскизы персонажей, пытаться представить точность психологической характеристики героев путем графических форм, линий, силуэтов, а затем окунуться в изучение исторических костюмов. После этого легче изображать добро, зло, чистоту, наивность в сценографическом решении. Авторская кукла, зачастую, это образ человека. Однако, художественный образ куклы, создается при учете характерных особенностей персонажа и его сюжетной значимости. При создании художественного образа дизайнер отталкивается от характера персонажа и использует выразительные средства. При создании авторской куклы необходимо учитывать законы зрительных иллюзий. Зрительные иллюзии используются для того, чтобы приблизить фигуру куклы к задуманной, для достижения эстетически значительного и в то же время парадоксального восприятия художественного образа. Необходимо проработать пропорциональное строение фигуры. В случае если это необходимо пропорции нарушаются. Например, если персонаж длинный и худой, его фигуру можно вытянуть вверх, а если маленький и крепкий, то наоборот приземлить и придать округлые формы. Использование иллюзии контраста форм, размеров и пластического рисунка. Формы тоже могут быть различные: овальные или квадратные лица, треугольные тела. Маленькая форма рядом с большой кажется ещё меньше, большая форма в окружении маленьких кажется ещё больше. В большом головном уборе голова будет казаться меньше, чем в маленьком. Если вырез воротника широк, то тонкая шея будет казаться ещё тоньше, худая рука в просторном рукаве – ещё худее, широкие бедра при сильно стянутой талии будут ещё шире. Иллюзия ассимиляции заключается в том, что «подобное уничтожается подобным», когда линии, размеры, формы повторяются. Например квадратный вырез горловины повторяет квадратный подбородок, узкое лицо делается ещё уже при узком вырезе горловины[2]. Иллюзия психологического привлечения заключается в том, чтобы подчеркнуть недостаток фигуры, внимание направляют именно на это место в одежде. Например, при «худосочном» низе фигуры композиционным привлекающим акцентом может быть оформление шеи, плечевого пояса, лица с помощью украшений, декора, дополнений. Работая над образом, дизайнер передает динамику или статику позы куклы. Движение тела, может передать даже чувства персонажа. При создании образа необходимо учесть динамику одежды, она может передать окружающую среду персонажа: резкий порыв ветра, легкий прибрежный ветерок, и прочие погодные условия.

Знание и использование зрительных иллюзий в проектировании авторской куклы позволяют грамотно решать поставленные задачи. Природа художественного образа в том, что типическое проявляется в характерном, общее – в единичном. Художественный образ авторской куклы – гармоничное единство образа куклы и костюма в определённой среде. Новизна и выразительность – основные критерии создания образа.

Литература:

1. Глазычев В.Л. Дизайн как он есть/ Изд. 2-е, доп.- М: Изд-во «Европа», 2006

  1. Композиция костюма/Г.М.Гусейнов, В.В.Ермилова, Д.Ю.Ермилова и др. – 2-е изд, М. : Академия, 2004.

  2. Современный словарь справочник по искусству/ Ред. и сост. А.А. Мелик-Пашаев.- М: Изд-во РАГС, 2002.

Просмотров работы: 628