КОВРОДЕЛИЕ – СТАРИННЫЙ НАРОДНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОМЫСЛ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

КОВРОДЕЛИЕ – СТАРИННЫЙ НАРОДНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОМЫСЛ

Князев Д.А. 1, Валькевич С.И. 1
1Шуйский филиал ИвГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Ручное ковроделие – старинный народный художественный промысел существующий с тех времён, когда человек научился вырабатывать пряжу и ткани из волокнистых материалов. Ковровые изделия отличаются исключительным разнообразием по своей художественной отделке, по декоративным свойствам, типам композиций и орнаментации, по материалам, по технике обработки. Одним из самых старинных является переднеазиатский шерстяной ворсовый ковёр (V в. до н.э), который был найден в 1949г. проф. Руденко при раскопках пятого Пазырыкского кургана в высокогорном Алтае. Ковёр хранится в Государственном Эрмитаже в г. Санкт-Петербурге [2]. Высокое мастерство изготовления тканей, найденных вместе с ковром, подтверждает плотность их основы 22-26 нитей на 1 см и плотность утка 40-100 и более нитей на 1 см. Кроме того, ткани двусторонние, многокрасочные и ни одна фигура рисунка как в деталях так и по окраске не повторяются. Традиция изготовления тканей и ковров с орнаментом в виде квадратов с тем или иным рисунком внутри была широко распространена в Передней Азии. Подобные же квадраты имеются на имитации ковра, датируемой VIII в. до н.э. во дворце в Ниневии. Многие символы, представленные в изображение орнаментов ковров являются не просто орнаментальным декором, а несут глубокий смысл, являются культурным наследием ушедших эпох. Многие из иконографических символов на коврах имеют зооморфный, орнитоморфный или растительный характер. С ними связаны верования в то, что эти изображения имеют охранительную функцию. Например, в орнаментальном декоре присутствует изображение птиц, поскольку они считались символом божества благоденствия. Наиболее частыми среди птиц были изображения орла, который символизировал мощь и царское достоинство. Сюжет с орлом особенно часто встречается на коврах, изготовленных в кавказском регионе. Символическое изображение павлина использовалось как эмблема солнечного божества, изображение петуха – символ пробуждения жизни, волшебная птица Симург – символ бессмертия. Орнамент каймы ковра с изображением птицы Симург шел непрерывной линией и был оберегом от любого вреда и посягательства [1]. В декоре с животными встречаются изображения барана или козла, что напоминает о древних кочевнических корнях. Они ассоциировались с наступлением дождя. Могли изображаться лишь части тела животного или птицы, или их условное изображение.

Литература. 1. Мехди Зариф Ковры (справочник)/ М. : Астрель, 2006. – 319 с.

2. Руденко С.И. Искусство Алтая и Передней Азии (сер. I тыс. до н.э.)/М. : изд. Восточной литературы, 1961. – 90с.

Просмотров работы: 334