РУССКИЙ КОСТЮМ В ДИЗАЙНЕ ОДЕЖДЫ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РУССКИЙ КОСТЮМ В ДИЗАЙНЕ ОДЕЖДЫ

Валькевич С.И. 1, Головкина Е.С. 2
1Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «ИвГУ»
2Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «ИвГУ», Шуя, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Традиционный русский костюм, в первую очередь, является символом национальной идентичности, наряду с языком, обрядом, чаще всего образовывал единую знаково-символичную систему. Надевая одежду своего народа, которая появилась много столетий назад, невольно ощущаешь себя по-другому, будто чувствуешь связь с предшествующими поколениями и получаешь от них заряд энергии. Высокие критерии красоты с глубокой древности определяют эстетический народный идеал, о котором рассказывается в былинах и поётся в песнях. В каждой губернии, в каждой деревне создавали свой неповторимый ансамбль одежды с уникальным дизайном, благодаря чему окружающие могли узнать, из какой местности человек. Женский костюм был особенно «говорящим», каждая его деталь несла определенный смысл. Формы русской древней одежды удивительно лаконичны. По костюму можно было определить социальное положение женщины: замужняя, вдова или девушка, готовая к замужеству или просватанная [1]. На основании мифов и знаний о природе, женщины придумывали мотивы вышивки, цветовую гамму, поэтому каждый предмет народной одежды уникален. Самый нарядный костюм надевали всего несколько раз в году по большим праздникам, поэтому многие бережно сохраненные вещи передавали по наследству. Впоследствии, народный костюм занял свою нишу как сценический костюм. Исполнение народной русской песни и танцев не могли быть без традиционного костюма. Фильмы Александра Роу, выступления Лидии Руслановой, Государственного академического ансамбля «Березка» не давали забыть о русском костюме. Обобщенный образ русской красавицы в традиционном сарафане стали интерпретировать. Иногда он получался красивым, иногда уродливым. Нынешняя индустрия русских сувениров преподносит в качестве русского национального костюма вещи, очень отдаленно напоминающие настоящую народную одежду. Ныне для большинства из нас русский традиционный костюм – вещь далекая и незнакомая, а незнакомого обычно сторонятся. А русский стиль – это необъятность, многообразие декора, обилие деталей, красочность и насыщенность в цвете, активность, праздничность. На женщине костюм оживает, преображается, создаёт особое очарование и пластику. Эстетическое воздействие русского национального костюма продолжает ощущаться и распространяется на русский народ в целом. К счастью, в музеях все же сохранилась традиционная русская одежда разных сословий, а также сохранилась и в обиходе малых поселений староверов. Экспонаты музеев и сохранившаяся одежда у населения могут стать основой возрождения этнической традиции в костюме. В начале ХХ века после открытия выставки русской живописи в 1906 г. и «Русских сезонов» балета Сергея Дягилева в Париже на Западе заговорили о русском костюме. Декорации и костюмы Николая Рериха, Александра Бенуа и Льва Бакста произвели фурор, не говоря о самих постановках. Началась мода на все русское – такое яркое и экзотичное, и появился стиль «а ля рюс». Знаменитая художница, портниха, «поставщик Императорского русского Двора» Надежда Ламанова заняла особое место в становлении русского стиля в моде. В 1925 г. ее модели получают «Гран-при» на международной выставке «Art Deco» в Париже за «костюм, основанный на народном творчестве». Именно в использовании мотивов народной одежды, в умелом подходе к богатому наследию прошлого, в гармоничном сочетании народных традиций и особенностей современной одежды Ламонова видела возможность создавать «стиль советского костюма». Коко Шанель дружила с русскими эмигрантами из России и до сих пор в коллекциях одежды Модного Дома Шанель появляются русские мотивы (коллекция 2009г.). Русский костюм вдохновлял Ив Сен-Лорана. Его фантастическая по красоте и экзотике «русская» коллекция в июле 1976 году, которую называли революционной, меняющей направление моды во всём мире. Никто до него не посвящал целый показ одной стране, одной культуре. Коллекции (2004-2007гг.), вдохновленные русским искусством и историческим костюмом, созданные Робертом Кавалли пользуются безумной популярностью в Италии и других странах. Вячеслав Михайлович Зайцев, известный отечественный модельер, в одном из интервью высказал уверенность, что для русского костюма не все потеряно, потому что все его модели в русском стиле раскупают моментально, как только они появляются в магазине Дома Моды. Значит, просит душа праздника, который Зайцев дарит всем. Его модели вне времени, потому что основаны на традициях и гармонии. Русский мех, Павловские платки, ивановские ситцы, валяная обувь, мотивы народной вышивки, натуральные материалы и ткани в его коллекциях не просто возвращают русский стиль в одежду, они напитывают ее русским духом. Вячеслав Зайцев писал: «Национальная русская одежда всегда была наполнена удивительным ощущением теплоты. Она рукотворна, а поэтому бесценна. Она хранится долгие годы, остаётся в памяти у людей, передаётся из поколения в поколение».

Рубахи, сарафаны, юбки-колокол, вышивка, тесьмы, кружева и другие атрибуты русского костюма можно встретить в творчестве многих модельеров мира. В дизайне одежды можно обнаружить реализацию важнейших концепций и идей, определяющих суть современного дизайна. Русский стиль это необъятность, многообразие декора, обилие деталей, красочность и насыщенность в цвете, активность, праздничность.

Список литературы 1. Валькевич С.И. Русский костюм в историко-культурном контексте//Современные проблемы науки и образования. 2014. №6.

Просмотров работы: 257