РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОТБОРУ НА БЮДЖЕТНОЙ ОСНОВЕ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК ДЛЯ ПОСТУПЛЕНИЯ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ И ДРУГИЕ ВУЗЫ С ПОСЛЕДУЮЩИМ ГАРАНТИРОВАННЫМ ИХ ВОЗВРАЩЕНИЕМ НА РАБОТУ В СЕЛО ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОТБОРУ НА БЮДЖЕТНОЙ ОСНОВЕ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК ДЛЯ ПОСТУПЛЕНИЯ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ И ДРУГИЕ ВУЗЫ С ПОСЛЕДУЮЩИМ ГАРАНТИРОВАННЫМ ИХ ВОЗВРАЩЕНИЕМ НА РАБОТУ В СЕЛО ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Гогуадзе С.Л. 1
1Тверской государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одной из значимых проблем сельского хозяйства является огромный отток талантливой и умной молодежи из сельских местностей в города и городские поселки. Недостаточная финансовая поддержка, неразвитая инфраструктура и другие проблемы села породили в сознании молодежи негативные стереотипы.

Гипотезой выдвигается следующее утверждение: необходимо разработать мероприятия по отбору для обучения на бюджетной основе юношей и девушек для поступления в сельскохозяйственные и другие ВУЗы с последующим гарантированным их возвращением на работу в село. Если не будут разработаны и предприняты соответствующие меры, выраженные в проведении комплексных мероприятий, то сельское хозяйство останется в состоянии кризиса, так и не дождавшись молодых образованных и грамотных специалистов.

Федеральная программа «Материнский капитал» дала свои результаты: наблюдается тенденция увеличения населения в России, которая снизила тенденции падения. Но на самом деле программа повлияла на прирост уровня рождаемости не так существенно, и ситуация по-прежнему остается критической[1]. Городское население на 2016 год составляет 74, 15 %[2]. Увеличение рождаемости на селе может дать только возвращение молодых специалистов в село и их закрепление на долгосрочной основе.

В связи с сокращением центрального финансирования, количество высших учебных заведений значительно уменьшилось. Это привело к следующим последствиям:

  • сокращению выпускников, являющихся основным потенциалом высококвалифицированных кадров;

  • увеличению стоимости обучения по основным направлениям подготовки;

  • сокращению бюджетных мест, следовательно, возрастанию конкурса на бюджетные места;

  • сокращение целевых мест вследствие сокращения бюджетных (целевые места составляют 20% от общего числа бюджетных).

Необходимо разработать ряд мероприятий по отбору юношей и девушек на бюджетной основе в случаях поступления в сельскохозяйственные вузы и обеспечивать гарантированное их возвращение. При этом бюджетные места должны быть выделены конкретно под тот регион и сферу подготовки, где наблюдается нехватка соответствующих специалистов.

  1. Допуск к конкурсу изначально замотивированных на возвращение на село юношей и девушек

Определять мотивацию можно путем собеседования с привлечением психолога либо составления тестов (составляется таким образом, чтобы результат был явен). Данную процедуру легко автоматизировать через Интернет. В случае если у абитуриента отсутствует доступ в Интернет, необходимо предоставить место в приемной комиссии для прохождения теста.

  1. Возрождение целевого приема студентов

Целевое направление – это отличный способ распределения будущих специалистов в нужных направлениях. Абитуриентов направляют конкретные предприятия, которые и оплачивают их обучение. При этом студенту обеспечивается место для прохождения производственной и преддипломной практики, и также он получает поддержку от организации в сборе материалов для курсовых работ и научных статей. После получения диплома выпускник обязуется отработать на этом предприятии не менее трех лет или вернуть все деньги за пять лет учебы.

Для осуществления контроля над возвращением специалиста на работу в село, представляется необходимым закрепление отношений потенциального работодателя и абитуриента договором с оговоренными условиями работы, проживания и перспективами карьерного роста. При несоблюдении указанной нормы, работодатель вправе обратиться в суд и через него взыскать с нарушителя расходы по обучению.

  1. Ввод рейтинговой оценка претендентов по критериям и наличие конкурса при проведении целевого приема

Средний балл по ЕГЭ отражает только опосредованную оценку способностей абитуриента. К тому же, средний балл по ЕГЭ у целевиков ниже среднероссийского[3].

Рейтинговая оценка является одной из немногих объективных мер, при помощи которой возможен более объективный отбор наилучших кандидатов по заранее заданным критериям. Применение рейтинговой оценки для отбора абитуриентов позволяет зачислять в число студентов наиболее активных, подготовленных кандидатов, и, самое главное, мотивированных на работу в сельской местности.

Критериями могут быть:

  • Личностные качества;

  • Уровень знаний (успеваемость);

  • Научная деятельность (участие в научно-практических конференциях, наличие опубликованных работ);

  • Достижения абитуриента, связанные с требованиями к специальности;

  • Мотивационное эссе.

  1. Создание условий для самореализации молодежи

Поддержка молодежного предпринимательства путем предоставления льготных кредитов и субсидий гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, возможность получения кредитов на обучение в высших учебных заведениях.

Сбербанк предлагает возможность заложить фундамент будущего образования, предоставляя «Образовательный кредит с государственной поддержкой» на оплату образования по основным программам высшего профессионального образования[4]. На сегодняшний день это самые выгодные условия кредита на обучение (например, Россельхозбанк предоставляет кредит под 14-16%).

Условия предоставления кредита Сбербанка следующие:

  • Сумма кредита – до 100% стоимости обучения.

  • Процентная ставка – 7,5 % в рублях (3/4 ставки рефинансирования субсидируется государством, т.е. остальные 7,5 % субсидируются государством при ставке рефинансирования, равной 10 %).

  • Срок кредита: до 180 месяцев.

  • Льготный период: весь период обучения + 3 месяца.

Работодателям, готовящим специалистов в рамках целевого обучения и не имеющим запас средств для обучения потенциального кадра, следует предоставлять кредит под тот же процент (7,5% - 12%).

  1. Информирование молодежи

Проведение агитационных мероприятий (акции, концерты, ярмарки), чтобы молодежь поняла, что работа на земле самая важная и престижная. Проведение показов презентаций на тему перспективности развития сельских территорий[5]. Размещение статей в районных газетах, запуск рекламы по телевидению и радио о жизни в сельской местности и ее положительных аспектах. Выезды активистов в сельские школы и ссузы для организации учащимся семинаров, научно-познавательных открытых уроков, выездных экскурсий в аграрные вузы и сельскохозяйственные предприятия, мастер-классов с успешными молодыми предпринимателями в аграрной отрасли.

Также необходима дальнейшая активная работа общероссийской общественной организации «Российский Союз Сельской Молодежи».

 
 
   

Например, игра «Начинающий фермер» по инициативе «РССМ» с 2012 года проводится в аграрных вузах и ссузах страны в целях развития у студентов навыков бизнес-планирования в сельском хозяйстве, а также менеджмента, экономики и управления сельскохозяйственными организациями[6].

Таким образом, можно сделать вывод, что привлечение молодежи на село решит огромное количество проблем и актуальных вопросов, таких как возрождение сельского уклада жизни, а значит и русской традиционной культуры, динамичное развитие сельского хозяйства, модернизация сельскохозяйственного производства, обеспечение занятости и экономический рост за счет отечественного производителя.

Список литературы

  1. Сайт программы «Материнский капитал» [Электронный сайт] Режим доступа: http://pro-materinskiy-kapital.ru/
  2. Сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный сайт] Режим доступа: http://www.gks.ru
  3. О повышении эффективности целевого обучения и целевого приёма [Электронный сайт] Режим доступа: http://government.ru/news/24903/
  4. Сайт Сбербанка [Электронный сайт] Режим доступа: http://www.sberbank.ru/ru/person/credits/learn/learn_subsid
  5. Петрин А. С. Привлечение молодежи в сельскую местность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.innoros.ru/innovation-idea46/ideas/privlhenie-molodezhi-v-selskuyu-mestnost
  6. Сайт Российского Союза Сельской Молодежи [Электронный сайт] Режим доступа: http://rssm.su/
  7. Макунина И.В. Формирование инновационной привлекательности труда в крестьянско-фермерских хозяйствах/ В сборнике: Стратегическое развитие инновационного потенциала АПК регионов Всероссийская научно-практическая конференция. Тверская государственная сельскохозяйственная академия. 2012. С. 167-170
  8. Макунина И.В., Миронцева А.В. Проблемы демографии Тверской области и пути их решений// Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 3. С. 54-60.
  9. Макунина И.В. Современные проблемы информационного, учетного и финансового обеспечения устойчивого развития АПК/ Монография/ Харчева И.В., Постникова Л.В., Макунина И.В., Миронцева А.В., Гупалова Т.Н., Евграфова Л.В., Уколова А.В., Кузнецова Е.И., Телегина Ж.А., Москва, 2015
  10. Макунина И.В., Миронцева А.В., Кадровый вопрос на селе: каковы пути выхода из кризиса?//Национальные интересы: приоритеты и безопасность. -2013. -№43 -С. 47-53.
  11. Макунина И.В., Миронцева А.В. Безработица как негативный фактор влияния на рынок труда//Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 13. С. 22-28.
Просмотров работы: 308