ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На сегодняшний день образовательная система является самым действенным и универсальным инструментом политической и культурной интеграции. Таким образом, модернизация российского образования, опираясь на общие тенденции мирового развития, с необходимостью должна отражать интересы становления единой гражданской нации. Развитие системы поликультурного образования является неотъемлемой частью общей стратегии культурного развития, отталкивающейся от необходимости сохранить социокультурную ситуацию многообразия и защитить культурную самобытность каждого этнического сообщества, создавая тем самым гуманитарный фундамент для гражданских, этнических принципов общественной жизни.

Модернизация образования затрагивает и личность педагога, осознающую, что инновационная деятельность необходима и связана с изменением его сознания, места в образовательном процессе, отношения к учащемуся. Вследствие социокультурных изменений, происходящих в стране, появляется необходимость в специалистах нового уровня, обладающих высоким педагогическим мастерством и способных работать в условиях поликультурного образовательного пространства. Педагог должен обладать определенным уровнем профессиональной педагогической компетентности.

Компетентность чаще всего определяется готовностью выпол­нять профессиональные функции в соответствии с принятыми в социуме стандартами и нормами. Профессиональная компетентность педагога - это проявляющаяся готовность к педагогической деятельности, его отношение к делу, личностные качества, а также стремление к новому, творческому осмыслению своей работы. Она представляет собой сложное и многогранное явление и определяется не только профессиональными базовыми знаниями и умениями педагога, но и ценностными ориентациями мотивами его деятельности, пониманием им себя и окружающего мира, стилем взаимоотношений с людьми, с которыми он работает, его общей культурой, и способностью к развитию своего творческого потенциала.

А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева и И. Г. Шапошникова выделяют группы задач, отражающие компетентность современного педагога, в частности: видение учащегося в образовательном процессе; ориентация на достижение определенных целей на ступенях образования; взаимодействие со всеми субъектами образовательного процесса; формирование образовательного пространства; осуществление самообразования. Данные задачи приобретают новые аспекты в условиях поликультурного коллектива.

Поликультурная компетентность — это интегральная характеристика педагога, представляющая собой систему поликультурных знаний, навыков, умений, ценностей, интересов, поликультурных качеств, опыта, необходимых для жизни и деятельности в поликультурном социуме, для взаимодействия с различными культурами (представителями разных рас, национальностей, социальных групп, верований) [2]. Поликультурная компетентность — это результат поликультурного образования, которое построено на идеях подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной среды. По мнению Т. В. Жуковой критериями поликультурной компетентности являются: поликультурная осведомленность (совокупность знания культурных артефактов, моделей поведения, понимания необходимости и соблюдения сценариев поведения родной либо иной культуры или субкультуры); культурная идентичность (результат культурной идентификации, т. е. соотнесения и отождествления с культурными нормами и образцами поведения); нормативная идентичность (знание, понимание и принятие социальных норм) [3]. А. М. Хупсарокова и Ф. П. Хакунова выделяют следующие критерии поликультурной компетентности педагога: - осознание поликультурных особенностей коллектива, в том числе ученического коллектива, уважительное отношение к ним; - умение действовать сообразно культурным особенностям субъектов педагогической деятельности, сохраняя при этом собственную культурную идентичность; - способность организовывать эффективное культурное взаимодействие [5]. Сравнив две точки зрения, следует заметить, что авторы выделяют одинаковые критерии поликультурной компетентности, используя лишь разную терминологию. Особо важным компонентом поликультурной компетентности педагога является поликультурная грамотность, от уровня развития которой зависит понимание культуры другого народа, как самим педагогом, так и его учащимися. Поликультурная грамотность обеспечивает эффективные контакты между представителями разных культур в процессе педагогической деятельности. Подводя итог, можно сказать, что в современных условиях поликультурная компетентность педагога представляет собой не отдельный комплекс характеристик, а неотъемлемую часть общей педагогической компетентности. Образовательная среда постоянно совершенствуется: вырабатываются новые принципы и подходы по созданию поликультурного социума, основанного на этнической толерантности, умении адаптироваться к этнической образовательной среде, терпимости к индивидуальным различиям других людей, культурному взаимодействию с представителями других этносов, взаимопониманию и взаимопомощи. Большая ответственность ложится именно на плечи педагога, поэтому поликультурная компетентность рассматривается как существенный фактор обновления профессиональной деятельности педагога в современных социокультурных преобразований.

Литература

  1. Губанихина Е. В. Формирование профессионально-ценностных ориентаций педагогов в воспитательном пространстве вуза. // Приволжский научный вестник. — 2014. — № 8–2 (36). — С.8–10.

  2. Губанихина Е. В. К вопросу о поликультурной компетентности педагога // Молодой ученый. – 2015. - №4. – С. 556-559

  3. Жукова Т. В. Проблемы кросскультурной коммуникации студенческой молодежи. / Т. В. Жукова. — М.: МГУ, 2009.

  4. Роботова А. С., Леонтьева Т. В., Шапошникова И. Г. и др. Введение в педагогическую деятельность: учеб. Пособие для студ. высш. учебн. Заведений / под ред. Роботовой А. С. — 4-е изд., перераб. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 63 стр. 5.

  5. Хупсарокова А. М., Хакунова Ф. П. Предметно-содержательные компоненты поликультурной компетентности педагога //Журнал «Вестник Адыгейского государственного университета». — Выпуск № 1, 2011.

Просмотров работы: 2947