ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ И СТАТУСНОГО ПОЛОЖЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ И СТАТУСНОГО ПОЛОЖЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно проведенным исследованиям, особенности проявления лидерских качеств подростков и их связь с социальной средой, в настоящее время являются весьма актуальной востребованной темой для обсуждения. Потому что мы говорим об очень важном периоде в жизни каждого ребенка, периоде, который называют критичным, тяжелым, переходным как для самого подростка, так и для его родителей – подростковом периоде. Данный возраст характеризуется глубокими изменениями, которые способны со всех сторон влиять на личностное развитие ребенка. Они касаются не только физиологического уровня организма, но и отношений, которые складываются у подростков с родителями, сверстниками и обществом в целом, так же развития интеллектуального уровня и познавательной сферы ребенка. Это самый ответственный период становления личности, когда закладываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям и обществу [1, с. 124]. Важно при этом не забывать, что во взаимоотношениях подростков особую важность играют личностные особенности и ценностные ориентации семьи, отношение родителей к своему ребенку, стиль воспитания, а также не меньшую роль влечет за собой общество, коллектив, в котором ребенок растет, учится, развивается, проводит большую часть своего времени. Все это действует на развитие личности не непосредственно, а через малые группы, членом которых подросток является [3, c. 197]. Не случайно Л.Н. Толстой придавал огромное значение влиянию общества, по словам писателя, «Человек немыслим вне общества».

Понятие лидерства рассматривалось многими учеными с разным сторон, одно из определений лидера нам предлагает российский психолог, специалист в области социальной и педагогической психологии, доктор психологических наук, профессор Уманский Лев Ильич: «лидер – это член группы, за которым все остальные члены группы признают право принимать наиболее ответственные решения, затрагивающие интересы всей группы и определяющие направления деятельности всей группы». Лидерство же в наиболее широком смысле – это отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений [2, c. 267].

Для того, чтобы подтвердить взаимосвязь лидерских качеств личности и статусного положения в подростковой среде, было проведено диагностическое исследование при помощи следующих психодиагностических методик: «Социометрическое измерения» Дж. Морено, целью которой является измерение степени сплоченности в группе, выявление соотносительного авторитета членов группы, обнаружение внутригрупповых сплоченных образований, «Диагностика лидерских способностей» Е. Жарикова, Е. Крушельницкого, с помощью которой возможно выявить коэфициент присутствия лидерских качеств, «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири, изучающая взаимоотношения в малой группе и методика «КОС» В.В. Синявского и В.А. Федорошиа, направленная на выявление коммуникативных и организаторский особенностей подростков.

На примере результатов данных методик, мы можем смело говорить о том, что лидерские качества личности имеют взаимосвязь со статусным положением подростка в школьной среде. Результаты проведенных методик изображены на диаграммах (рис.1-4).

Рис. 1. Социометрический статус

Рис. 2. Уровень выраженности лидерских способностей

Рис. 1. Типы межличностных отношений

Рис. 4. Степень коммуникативных и организаторских умений

Итак, по результатам методик, подросток, получивший социометрический статус «Звезда» по диагностике лидерских способностей имеет сильно выраженные качества лидера. У кого социометрический статус оказался «изолированный» лидерские качества были выражены крайне слабо.

Для подтверждения полученных результатов была проведена дополнительная методика Т. Лири «Диагностика межличностных отношений» по результатам которой было замечено, что изолированными подростками в группе становятся те дети, у которых преобладающий тип межличностных взаимоотношений либо «агрессивный», либо «подозрительный», что свидетельствует о низком уровне проявления лидерских качеств. А у подростка из категории «Звезда» преобладает тип межличностных отношений «дружелюбный», в следствии чего лидерские качества у ученика находятся на высоком уровне.

В данном возрасте более интенсивно происходит развитие общения детей со сверстниками, и именно поэтому возникает потребность завоевать их авторитет и уважение [5, c.146]. При благоприятных отношениях в малых группах существенно повышается уровень личностного развития ребенка, в следствии этого дети способны влиять на своих сверстников, приобретать более важное значение, чем остальные, тем самым становясь лидером, при отсутствии же искренних взаимоотношений появляются препятствия на пути личностного самосовершенствования. Поэтому в наших силах помогать детям, воспитывая их в атмосфере доверия и открытости, не допуская негативных ситуаций, помогать им справляться со всеми трудностями, только тогда мы сможем видеть сильных, ответственных и смелых людей за которыми стоит наше будущее.

Литература

  1. Абрамова Г.С. Общая психология: учебник для студ. вузов/ Г.С. Абрамова. - М.: Академический Проект, 2012. - 495 с.

  2. Божович Л. И. Психологические особенности развития личности подростка - М.: Знание, 2016. - 240 с.

  3. Дубровина, И.В. Возрастные особенности психического развития детей/И.В. Дубровина, М.И. Лисина. – М.: АПН СССР, 2014. – 164с.

  4. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко - Санкт-Петербург: Речь, 2010. — 256 с

  5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психологическая характеристика лидерства//. – Теоретическая психология. – 2012. – с.с.267-281.

Просмотров работы: 448