ВОЗНИКНОВЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Тревожность является одним из наиболее часто встречаемых явлений психического развития, которые происходят в школьной практике. В последние годы эта проблема стала очень важной, и в связи с этим все больше и больше внимания уделяется именно этому вопросу. Это связано с тем, что выраженность тревожности напрямую зависит от успешности обучения ребенка в учебном заведении, особенно его отношения с другими детьми, эффективность адаптации к новым условиям. Известные практикующие психологи анализируют беспокойство детей с особых позиций, а не на прямую, так как это понятие очень сложное и вынуждает исследовать его с разных сторон.

Не учитывая то, что в психологии некое число исследовательских работ посвящено проблеме тревожности, эта тематика всё равно является актуальной, так как тревожность – это серьезный фактор риска для развития психосоматических отклонений ребёнка, а нередко также она является первоисточником стрессового состояния.

Тревожность может стать причиной возникновения школьных неврозов, страх к новой обстановке и неумение приспособиться к ней, затруднения интеллектуального развития, понижение умственной трудоспособности, трудности в общении и установлении межличностных взаимоотношений с окружающими людьми [1, с. 160]

Состояние беспокойства и волнения может быть вызвано социальным окружением – неблагополучной ситуацией в семье, учебном заведении.

Можно рассмотреть тревожность с двух позиций: с одной стороны, это субъективное неблагополучие личности, которое проявляется в невротических состояниях, соматических болезнях, которое негативно воздействует на ее взаимодействии с окружающими и на отношении к себе. Тревожность, по определению Г. Паренса, есть эмоция беспомощности ребенка перед каким–то явлением, которое он принимает как небезопасное. В нашем случае это ситуация обучения в учебном заведении и отношения в семье. Негативная функция тревожности в данном случае будет иметь разлитой, постоянный травмирующий нервную систему ребенка характер. С другой стороны, беспокойность имеет и положительную функцию, которую можно определить, как «положение тревожности», которое возникает у каждого человека в конкретных ситуациях.

Так, при обучении в учебном заведении тревожное состояние считается необходимым компонентом для успешного обучения: выполняя какое–либо поручение, ребенок волнуется о успешности его итога, при ответе у доски ученик имеет возможность испытывать конкретную долю волнения, при исполнении разных поручений состояние волнения помогает достигнуть успеха и т.д.

Позитивно состояние тревожности воздействует и на личные качества ребенка: он переживает за то, какую оценку получит от находящихся вокруг, стремление к лидерству также сопровождается конкретным беспокойством, которое обеспечит достижение установленной цели [2, с. 56]

Адаптация ребенка к новой общественной среде непременно сопровождается состоянием тревожности, которое появляется у ребенка лишь в конкретных ситуациях и может как негативно, так и позитивно воздействовать на формирование его личных качеств.

Исходя из этого, разговаривая о позитивной либо негативной функции тревожности, мы можем расценивать ее как адекватное или неадекватное состояние.

В настоящее время ряд авторов пишет о веяния роста числа беспокойных детей, отличающихся завышенным беспокойством, закомплексованностью, психологической неустойчивостью. Эти факты говорят о надобности профилактических средств, препятствующих формированию у детей негативных черт характера, развитию психосоматических болезней, учебных неврозов, понижению самооценки, происхождению проблем в обучении.

Особого внимания требуют ребята младшего школьного возраста, так как они могут испытывать трудности в учебном заведении, что естественно вызывает неадекватный уровень тревожности.

Мной была составлена, реализована диагностическая программа по исследованию возникновения тревожности младших школьников.

В программу вошли следующие методики:

• Методика шкала явной тревожности CMAS (адаптация А.М.Прихожан)

• Проективная методика для диагностики школьной тревожности А. М. Прихожан[3]

• Метод незаконченных предложений

• Методика «Я в школе» (Овчарова Р. В.)

• Тест тревожности (В.Амен)

Проанализировав и обработав методики результат показывает, что 50% учащихся имеют средний уровень тревожности,17% имеют низкий уровень тревожности и 33% детей с высоким уровнем тревожности. В ходе качественного анализа комментариев детей, выявленных с высоким уровнем тревожности, мы можем предположить: дети испытывают неудовлетворенность потребности в общении, возможно использование родителями не соответствующего стиля взаимодействия с ребенком в семейном воспитании.

При анализе ответов детей, выявленных с высоким уровнем тревожности, можно предположить, что существует непринятие ребенка со стороны детского коллектива (класса), низкий уровень самооценки у данной группы детей, замкнутость (или, наоборот, агрессивность).

Литература

1. Астапов В.М. Тревожность у детей / В.М. Астапов. М: Пер Сэ., 2001.160 с.

2. Дусавицкий А.К. Зависимость между интересом и тревожностью в учебной деятельности / А.К. Дусавицкий. Вопросы психологии., 1982. 56 с.

3. Прихожан A.M. Диагностика личностной тревожности и некоторые способы ее преодоления / А.М. Прихожан. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. М: Педагогика., 1987.

Просмотров работы: 356