ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема самооценки детей младшего школьного возраста в настоящее время является одной из центральных проблем психологии личности, она изучалась в трудах различных отечественных и зарубежных психологов. Проработав теоретический материал, я попыталась понять, что же такое самооценки с точки зрения зарубежных и отечественных авторов, и какова роль самооценки в становлении личности ребёнка младшего школьного возраста. В настоящее время существует достаточное количество накопленного материала о формах проявления самооценки, связи самооценки с самоотношением личности и её самопознанием, устойчивости самооценки и уровнем адекватности.

Самооценка – это способность человека составить определенное суждение о ценности, значении или качестве своих действий, поступков, сторон личности [1, с. 45]. Так же необходимо отметить, что в строении самооценки традиционно выделено два уровня: первый уровень – это так называемые «частные самооценки», или конкретно-ситуативные самооценки; второй уровень – внеситуативная, устойчивая и обобщенная самооценка.

Первооткрывателем самооценки смело можно назвать У. Джеймса, который начал изучение данного феномена ещё в 1892 году в рамках изучения самосознания. Им была введена формула, по которой самооценка пропорциональна успеху и обратно пропорциональна притязаниям, то есть потенциальным успехом, которых индивид намеревается достичь. Так же У. Джеймс выделил зависимость самооценки от характера взаимоотношений индивида с другими людьми. Такой подход является идеалистическим, ведь общение индивида с другими людьми рассматривалось независимо от реальной основы этого общения- практической деятельности.

Существует структура самооценки, которая представлена двумя компонентами — когнитивным и эмоциональным.Когнитивный отражает знания человека о себе, эмоциональный — его отношение к себе. В процессе оценивания себя эти компоненты функционируют в неразрывном единстве: ни тот ни другой не может быть представлен в чистом виде. Человек приобретает знания о себе именно в социальных контактах, которые впоследствии обрастают эмоциями. Качественное своеобразие когнитивного и эмоционального компонентов придает их единству внутренне дифференцированный характер, определяющий особенности развития каждого из них.

В зарубежной психологии принято рассматривать самооценку в структуре «Я концепции», которая определяется как «совокупность всех представлений индивида о себе, сопряжённая с их оценкой»[2, с.251]

З. Фрейд считал, что самооценка складывается под давлением конфликта между внутренними побуждениями и внешними запретами, из-за постоянного конфликта, адекватная самооценка не сможет существовать.

Последователи З. Фрейда считали, что личность направляется в своём поведении несовместимыми с её стержневыми мотивами и требованиями социальной среды, следовательно она не способна строить адекватные оценочные суждения о самой себе.

В гуманистической теории А. Маслоу, Г. Олпорт, Р. Мэй, К. Роджерс

придерживались такой точки зрения, по которой образ, складывающихся у

индивида о самом себе, может быть неполным и даже искаженным. Мнения окружающих, усвоенные в детском возрасте представления, собственные притязания, всё это при определённых условиях складывается в картину, которая не совпадает с объективной структурой личности. Для того чтобы преобразовывать эту картину и добиться адекватной самооценки, нужно изменить реальную систему отношений, в которой она складывалась, а именно поменять социальную позицию и взгляды личности, на систему взаимоотношений с другими индивидами.

Представитель феноменологического подхода Н. Бранден указывает на тот факт, что самооценка, а именно представление индивида о самом себе играют очень важную роль в понимании человека. Он определяет самооценку, как аспект самоуважения, уверенности индивида в том, что используемые им методы взаимодействия с действительностью принципиально верны и сопоставлены с требованиями реального. В данном случае самооценка выступает непременным условием осуществления эффективного взаимодействия с внешним миром и оказывает глубокое воздействие на процессы мышления человека, эмоции, ценности, желания и цели.

Бихевиористы А.Бандура, Б. Скиннер, Г. Мид рассматривают самооценку с точки зрения научения. А. Бандура анализирует самооценку как подкрепляющий фактор действия, он определяет самооценку, как один из компонентов регулирующих поведение, широкий спектр поведения индивида регулируется с помощью реакций самооценки, выражаемых в форме удовлетворённости собой, гордости своими успехами, а также самокритики и неудовлетворённости собой.

Таким образом, зарубежные психологи рассматривают самооценку в основном как механизм, обеспечивающий согласованность требований человека к себе с внешними условиями, то есть максимальной уравновешенности личности с окружающим его социальным окружением.

В исследованиях отечественных психологов, основной акцент направлен на изучение и анализ процесса формирования личности, а именно: раскрытие механизмов формирования личности, связующим которого является самооценка.

Проблема самооценки в отечественной психологии рассматривается с двух позиций: проблема связи личности и самооценки ( К.К. Платонов, В.М. Мясищев, А.Г. Ковалёв), так же самосознания и самооценки (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, Б.Г. Ананьев).

Так по мнению Л.И. Божович, познание другого не только опережает познание самого себя, но и служит для него источником и опорой. Сравнивая себя с другими людьми в процессе деятельности, человек замечает у себя то, что сначала замечает у других людей, и в результате приходит к осознанию своих поступков и действий, свойств и качеств собственной личности. Происходит своеобразный перенос различных свойств личности. Подмеченных у другого человека, на самого себя. Это подтверждается результатами ряда психологических исследований [3, с.350].

В.В. Столин выделил три уровня строения самосознания, в соответствии с этими уровнями различают и единицы самосознания: на уровне органического самосознания имеет сенсорно - перцептивную природу; на уровне индивидного – воспринимая оценка себя другими людьми и соответствующую самооценку, свою возрастную, социальную и половую идентичность; на уровне личностного – конфликтный смысл, путём столкновения в поступке одних личностных качеств с другими прояснющий для личности значение её же собственных свойств и сигнализирующей об этом в форме эмоционально – ценностного отношения к себе.

Таким образом В.В. Столин понимает под самооценкой единицу индивидуального уровня самосознания [4, с.19].

По А.В. Захаровой, самооценка является «центральным, ядерным образованием личности, через призму которого, преломляются и опосредуются все линии психического развития ребёнка, в том числе становление его личности и индивидуальности» [4, с.71]. То есть самооценка рассматривается как системное образование, взаимосвязанное с факторами психического развития, являющиеся компонентом самосознания.

Таким образом, наличие разных подходов к пониманию сущности самооценки свидетельствует о её сложности и многогранности психологического феномена. Самооценка развитого человека образует сложноструктурированную систему, определяющую характер самоотношения индивида и включающую общую самооценку, которая отражает уровень самоуважения, целостное принятие или непринятие себя, и парциальные, частные самооценки, характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности отдельных видов деятельности [5, с.67].

Самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Она формирует у индивида потребность соответствовать не только уровню окружающих, но и уровню собственных личностных оценок. Правильно сформированная самооценка выступает не просто как знание самого себя, но как определённое отношение к себе.

В психологии выделено три уровня самооценки: высокий, средний и низкий. Рассмотрим подробнее каждый из уровней.

Дети с завышенным уровнем самооценки имеют достаточно яркие черты поведения, а именно: самоуверенность; знают свои цели и задачи; они легко справляются с учебой; у них хорошо налаженные межличностные связи в кругу сверстников; могут принять как поощрения так и упрёки; не бояться выражать собственные чувства.

Дети с заниженной самооценкой обладают такими чертами личности как: неуверенность в себе; тревожность; трудности в межличностном взаимоотношении; проблемы в учёбе; страх быть отвергнутыми. Такие дети менее общительны, у них отсутствует инициативность, они склонны к застенчивости и скромности. Таких детей можно сразу увидеть в классном коллективе, обычно они отстранены от общей деятельности классного коллектива по своей инициативе.

Оптимальным считается средний уровень самооценки, который является наилучшим для приспособления личности к окружающей среде, в проблемных ситуациях и межличностных отношений.

Кроме уровня (высоты) самооценки выделяют и другие её параметры: устойчивость (стабильность), адекватность (истинность). Соответственно различают следующие виды самооценки: устойчивая и неустойчивая; адекватная и неадекватная. Неадекватная самооценка может быт завышенной и заниженной [5, с.41].

Самооценка в зависимости от своего вида может стимулировать или, наоборот, подавлять активность человека. Неадекватная, низкая самооценка снижает уровень социальных притязаний индивида, способствует развитию неуверенности в собственных возможностях, ограничивает жизненные перспективы. Такая самооценка может сопровождаться тяжёлыми эмоциональными срывами, внутренним конфликтом. Так же заниженная самооценка наносит ущерб и обществу, так как человек не в полной мере реализует свои силы и возможности.

Таким образом, самооценка является сложным личностным образованием. В ней отражается то, что человек узнаёт о себе от других, и его собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств. Сущность самооценки личности раскрыта в психологических исследованиях, как отечественных, так и зарубежных, что видно из всего вышесказанного.

Литература

1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М., Словарь-справочник по психодиагностике, 3-е издание, перераб. И доп. СПб.: Питер, 2009. – 45с.

2. Бернс Р., Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Добросвет, 2008. – 251с.

3.Гамезо М.В., Петрова Е.А., Возрастная и педагогическая психология. – М.: Педагогическое общество Росиии, 2008. – 350с.

4. Захарова А.В., Психология формирования самооценки. – Минск, 2010. – 19с., 71с.

5. Ильин Е.Н., Психология общения и межличностных отношений. СПб: Питер-пресс. –2011.

– 41с.

Просмотров работы: 2359