ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Родина И.С. 1, Сынкова Н.А. 1
1ГПОУ "Киселёвский педагогический колледж"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно­-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.

При этом, по данным опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60 % детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10 % детей приходят в школу абсолютно здоровыми.

Общеизвестно, что здоровье человека на 20 % зависит от наследственных факторов, на 20 % - от природного окружения, на 7 - 10 % - от уровня здравоохранения и на 50 % - от образа жизни человека. (Ю.П. Лисицын, Г.К. Зайцев и др.).

Эффективность творческой, преобразующей профессиональной, спортивной деятельности полностью обусловлена здоровьем человека, основы которого закладываются на ранних этапах индивидуального развития. Но для сохранения здоровья на долгие годы, кроме здоровой наследственности, необходим целый комплекс мероприятий, включающий физическую культуру (с достаточной двигательной активностью, закаливанием и др.), рациональный режим труда, отдыха, питания, отказ от вредных привычек, то есть весь комплекс составляющих здорового образа жизни.

Вопросы формирования и воспитания культуры здорового образа жизни детей рассмотрены в работах Н.П. Абаскаловой, Н.М. Амосова, В.К. Бальсевича, И.И. Брехмана, М.Я. Виленского, Г.К. Зайцева, А.Г. Комкова, Г.М. Соловьева, Л.Г. Татарниковой, О.Л. Трещевой и др. Наиболее известными в сфере дошкольного образования являются работы Т.И. Алиева, А.Г. Алямовской, О.М. Дьяченко, Е.А. Екжанова, М.Н. Кузнецова, А.М. Мартынова, Л.А. Парамонова, Е.А. Сагайдачной и др.

На формирование системы знаний и умений в области познания ребенком самого себя, своих возможностей и способов их развития наибольшее влияние оказывают образовательные учреждения, на которые возлагаются задачи по формированию культуры здорового образа жизни, исходя из социальных основ здоровья и осознания ответственности общества за здоровье детей, но работ посвящённых педагогическим условиям формирования основ здорового образа жизни в дошкольных учреждениях не достаточно.

В этой связи можно выделить ряд социальных противоречий, требующих своего разрешения: между общественным признанием необходимости формирования основ здорового образа жизни подрастающего поколения и теоретической и практической неразработанностью данной проблемы в системе дошкольного образования.

В дошкольном возрасте закладывается будущий потенциал здоровья, это важнейшее время для воспитания здорового образа жизни. Дети дошкольного возраста уже способны понимать и осознавать зависимость состояния здоровья от образа жизни. Результаты анкетирования воспитателей, родителей и некоторые экспериментальные данные свидетельствуют, что у детей дошкольного возраста есть необходимые предпосылки для формирования знаний, умений и навыков здорового образа жизни. Им доступно понимание ценности собственного здоровья и здоровья окружающих. Поэтому особое значение приобретает целенаправленное воздействие на личность, определение условий, содержания, норм и методов, которые являются действенными в воспитании здорового образа жизни дошкольников.

Реализация основ здорового образа жизни в дошкольном учреждении ставит следующие задачи:

- организация рационального режима дня, обеспечение суточной продолжительности сна в соответствии с возрастными и индивидуальными потребностями;

- создание условий для обеспечения оптимального двигательного режима;

- осуществление оздоровительных и закаливающих мероприятий;

- полноценное питание;

- обеспечение благоприятной гигиенической обстановки и культурно­гигиеническое воспитание;

- создание атмосферы психологического комфорта;

- обеспечение безопасности.

По мнению Э.Н. Вайнера и Л.Г. Татарниковой, необходима сконцентрированность на детском периоде жизни, т.к. именно этот период определяет развитие потенциальных возможностей взрослого человека. Именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на культуру здорового образа жизни.

Однако в отличие от взрослого, ребенок «за здоровьем» не побежит. Поэтому необходимо формировать культуру здорового образа жизни личности соответственно возрастным особенностям дошкольников, которая была бы ориентирована на их самосохранение и саморазвитие.

Процесс обучения здоровому образу жизни неразрывно связан с двигательной активностью, как мощным и стимулирующим фактором интеллектуального и эмоционального развития ребенка. Именно на основе интереса детей к физкультурной деятельности следует формировать умения и навыки обеспечения здоровой жизнедеятельности, мотивацию на здоровье.

Таким образом, на первый план выступает задача воспитания у дошкольников потребности в здоровье как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни, к созданию вокруг себя здоровой среды обитания - формирования культуры здоровья личности как части её общей культуры.

В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 г.) предусмотрена работа по формированию основ здорового образа жизни в направлении «Физическое развитие» образовательной области «Здоровье».

Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования культуры здоровья через решение следующих задач:

• сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

• воспитание культурно гигиенических навыков;

• формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Программа «От рождения до школы» предусматривает формирование начальных представлений о здоровом образе жизни:

- Расширение представлений об особенностях функционирования и целостности человеческого организма. Акцентирование внимания детей на особенностях их организма и здоровья («Мне нельзя есть апельсины - у меня аллергия», «Мне нужно носить очки»).

- Расширение представлений о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон и солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья) и факторах, разрушающих здоровье.

- Формирование представлений о зависимости здоровья человека от правильного питания; умения определять качество продуктов, основываясь на сенсорных ощущениях.

- Расширение представлений о роли гигиены и режима дня для здоровья человека.

- Формирование представлений о правилах ухода за больными (заботиться о нём, не шуметь, выполнять его просьбы и поручения). Воспитание сочувствия к болеющим. Формирование умения характеризовать своё самочувствие.

- Знакомство детей с возможностями здорового человека.

- Формирование потребности в здоровом образе жизни; интереса к физической культуре и спорту и желания заниматься физкультурой и спортом.

- Знакомство с доступными сведениями из истории олимпийского движения.

- Знакомство с основами техники безопасности и правилами поведения в спортивном зале и на спортивной площадке.

Итак, система формирования основ здорового образа жизни в дошкольном возрасте охватывает изучение своего организма, основные компоненты здоровья (с особым вниманием к питанию), личная гигиена, особенности здорового и больного человека, теория и практика физической культуры и спорта и техника собственной безопасности. Система формирования основ здорового образа жизни будет не эффективна без сотрудничества ДОУ с семьёй.

Ближайшим окружением ребенка является семья. Как уникальное социальное образование, семья имеет определенные социальные функции: генеративную (воспроизводство людей), рекреативную (взаимопомощь различного рода, организация досуга), коммуникативную, регулятивную, экономическую и главную - первичная социализация ребенка. Происходящие в семье на современном этапе изменения (В.В. Бобров, В.Н. Гуров, А.М. Полеев, Ю.П. Прокопенко, З.Я. Янкова и др.): развитие кризисных явлений в семье, коренные изменения в сфере экономической функции, смена эмоционально-психоло-гических проявлений, увеличение числа неполных семей, негативно сказываются на процесс нормальной социализации и развития личности ребенка. Тем самым вызывают у детей явления психастении, депрессии, подозрительности и другие заболевания нервной системы. Так же снижение качества и содержания семейного воспитания порождают уменьшение объема знаний и умений детей по вопросам гигиены, санологии, организации свободного времени, что проявляется в неправильном питании, адинамии (малоподвижность), игнорировании использования систем закаливания, злоупотребление лекарственными средствами, отсутствие индивидуально подобранного режима дня, неразборчивость в выборе круга общения, что приводит к приобретению вредных привычек, к росту заболеваний простудного и вирусного характера, заболеваний желудочно-кишечного тракта и появления дисгармонии физического развития. Поэтому педагогам ДОУ необходимо проводить работу с родителями.

Широкая демократизация общества, создание благоприятных условий для развития активности, самостоятельности личности выдвинули на первый план проблему личности как субъекта воспитания, включение каждой личности, детских коллективов и их организаций в активную социально значимую деятельность, воспитание в каждом человеке чувства хозяина своего района, города, общества в целом.

Работа с семьей включает разные виды деятельности:

- целенаправленную санпросветработу, пропагандирующую общегигиенические правила, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, воздушного оптимального и температурного режима и т.д.;

- ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;

- ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;

- участие родителей в составлении индивидуальных программ (планов) оздоровления детей;

- обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательная гимнастика, самомассаж, разнообразные виды закаливания и т.д.);

- ознакомление родителей с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в дошкольном учреждении, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма (фитотерапия, аромотерапия ит.д.).

В этих целях широко используются:

- информация для родителей на стендах, в папках-передвижках;

- консультации;

- устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, специалистов по физкультуре, а также ознакомление родителей с ценным опытом воспитания;

- семинары-практикумы;

- деловые игры и тренинги с прослушиванием бесед с детьми (магнитофонные записи), разбором проблемных ситуаций (видеосъемки);

- решение педагогических кроссвордов и т.д.;

- «открытые дни» для родителей с просмотром разнообразных занятий в физкультурном зале, на стадионе, в физиотерапевтическом кабинете;

- закаливающих и лечебных процедур и т. д.;

- физкультурные досуги и праздники с участием родителей и т.д.

- семейные клубы.

Но самой эффективной формой работы с семьёй, по мнению многих педагогов, являются занятия в семейных клубах, позволяющие осуществить полноценный индивидуальный подход к физическому и психическому развитию ребёнка через взаимодействие родителей, знающих особенности своего ребёнка, и педагогов, медицинских работников, строящих работу на основе профессиональных знаний. Занятия в семейных клубах «Здоровье», «Крепыш», «Папа, мама, я - спортивная семья» и др. не только приобщают к культуре здорового образ жизни, но и развивают такие физические качества, которые способствуют самореализации каждого и взаимообогащению всех.

По мнению В.Г. Алямовской, воспитание потребностей в здоровом образе жизни должно осуществляться по следующим основным направлениям:

- привитие стойких культурно-гигиенических навыков;

- обучение уходу за своим телом, навыками оказания элементарной помощи;

- развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;

- формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;

- формирование элементарных представлений об окружающей среде;

- формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений.

Каждое направление реализуется серией систематических мероприятий, основу которых составляют ежедневные упражнения. Многие действия детей следует сделать настолько привычными, чтобы они выполнялись автоматически, например, растирания после гимнастики, полоскание рта и зева после еды и т.д..

По каждому направлению нужно определить минимум, норму и максимум. Часть воспитательных задач постепенно усложняется, часть - остается неизменной для детей любого возраста. Усложняются, например, действия по уходу за помещением, одеждой, развитие представлений о строении тела. Всю серию мероприятий можно объединить циклом «Забочусь о своём здоровье», основные положения которого будут сквозными линиями проходит через всю деятельность ребенка во время занятий, отдыха, в игровой деятельности, в свободной деятельности, во время двигательной активности. На первое место необходимо поставить занятия, которые помогут вытребовать у ребёнка осознанное отношение к своему здоровью, умение определить своё состояние и ощущения. На первом этапе воспитатель действует по формуле: сначала помоги ребёнку осознать, что ему нужно это делать, затем научи в увлекательной форме и только потом приучай выполнять эти действия ежедневно. Например, прежде чем требовать от детей ежедневно чистить зубы, полоскать рот после еды, воспитатель играет с детьми. Дети вместе с воспитателем «лечат» зубы у кукол, игрушек, а потом учат «пациентов» правильно чистить зубы. С помощью зеркала рассматривают зубы, узнают, сколько их, какие они (резцы, клыки, коренные), для чего они нужны. Опираясь на прошлый опыт детей (вспоминают, у кого болели зубы, как это неприятно, как были расстроены папа и мама, как страшно было идти к доктору), воспитатель даёт вполне мотивированное представление о необходимости ежедневно утром и на ночь чистить зубы, элементарные представления о полезной и вредной пище. Опираясь на выработанный ранее навык полоскания рта после еды, можно начинать учить чистить зубы. Но предварительно на наглядном материале показать, как это правильно делать. Некоторое время воспитатель контролирует выполнение, детьми этой процедуры, затем, привыкнув, дети уже сами не могут без нее обходиться.

Знакомя ребенка с телом человека, воспитатель должен научить детей не только различать и правильно называть его части, но и научить заботиться о своём теле. Например, следить за чистотой и длиной ногтей, за чистотой кожи тела, особенно лица и рук, ухаживать за волосами. Особое внимание уделяется туалету носа. Детей приучают выполнять туалет носа перед сном, перед выходом на прогулку и после нее, обучают пользованию носовым платком.

В старшем дошкольном возрасте детей нетрудно научить обрабатывать мелкие царапины, ссадины, накладывать компрессы от ушибов. Но главное, научить правильно, действовать в случае заболевания, травмы, уметь описать свое состояние и не пугаться, а искать помощи.

Формирование понятий об окружающей среде обитания, умения заботиться о ней занимает определенное место в системе валеологического воспитания. Детям объясняют необходимость уборки помещения и участка, проветривания, им объясняют, почему в помещении должно быть много света, какой вред от пыли и мусора.

В каждой возрастной группе для всех детей должны быть определены ежедневные трудовые обязанности и выделено время на их выполнение (протереть пыль, растения и т.д.) Важно приучить детей выполнять эти обязанности систематически.

В старшем дошкольном возрасте особое внимание уделяется состоянию постели и умению принимать правильную позу для засыпания. Детей приучают встряхивать и расправлять простынку, периодически протирать кровать, понимать значение метки «Н» (ноги) и т.д.

Воспитанию потребности в ежедневных физических упражнениях способствует ежедневный оздоровительный бег и физкультурные занятия, гимнастика. По мере привыкания к ежедневным физическим упражнениям у детей вырабатывается потребность в них, так называемое «мышечное томление».

В каждой возрастной группе должен быть разработан алгоритм действий после утренней гимнастики, после сна днем, физкультурного занятия, прогулки. Например, в программу после пробуждения входят, разминка в постели, самомассаж, ходьба по дорожкам здоровья, водные процедуры, ритмическая гимнастика. Программа рассчитана на 20-25 минут. Если выработан стереотип поведения и проведена разъяснительная работа с родителями, то при их помощи дети с удовольствием проводят эти действия и дома, делая это «строго по правилам».

Сводя воедино те привычки и потребности, которые необходимо привить детям в детском саду получим такую программу - минимум:

- полоскать рот после каждого приёма пищи;

- правильно чистить зубы утром и на ночь;

- спать в трусиках и с открытыми ногами;

- спать в проветренном помещении;

- ежедневно обтираться или обливаться прохладной водой полностью или частично;

- полоскать зев холодной водой утром;

- ежедневно бегать в медленном темпе довольно длительное время;

- ежедневно менять трусики, носки, носовые платки;

- мыть руки перед едой, после прогулки;

- разминаться после сна;

- уметь расслабиться, бороться с отрицательными эмоциями;

- не есть много мучного и сладкого, как можно больше употреблять фруктов, овощей, зелени. Есть лук и чеснок;

- не есть овощи и фрукты немытыми;

- уметь избегать опасности и правильно вести себя в случае угрозы своему здоровью и жизни;

К моменту выпуска в школу дети должны не только получить об этом чёткие представления, но и иметь довольно стойкие навыки и привычки.

Необходимо выделять сугубо педагогические аспекты при организации санитарно-эпидемиологического режима в дошкольном учреждении. Все они связаны с обеспечением ухода за детьми и должны стать предметом первоочередного контроля со стороны руководителя дошкольного учреждения, а также первым критерием профессионализма педагогов и качества оздоровительной работы.

Для формирования основ здорового образа жизни была разработана система формирования основ здорового образа жизни у дошкольников.

Для реализации системы формирования здорового образа жизни в группе созданы следующие условия:

- музыкально-физкультурный зал, оборудованный современным оборудованием;

- физкультурный уголок в групповой комнате. Пособия, которые есть, стимулируют активные движения детей, способствуют закреплению двигательных умений, освоенных на занятиях физкультурой. Каждое пособие остается в уголке не более 5-7 дней, пока оно вызывает интерес у детей и правильно ими используется, а затем заменяется другим. По все групповой комнате «расчерчены» следы, классы, линии;

- спортивная площадка (на участке детского сада);

- уголок релаксации в групповой комнате;

Физкультурно – оздоровительная деятельность включает в себя:

1. Создание системы двигательной активности в течение дня:

- утренняя гимнастика (ежедневно);

- физкультурные занятия (3 раза в неделю);

- музыкально – ритмические занятия (2 +2 раза в неделю);

- прогулки с включением подвижных игр;

- оздоровительный бег (ежедневно);

- пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов);

- зрительная, дыхательная, корригирующая гимнастика на соответствующих занятиях;

- оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно);

- физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно);

- эмоциональные разрядки, релаксация;

- ходьба по массажным коврикам, песку, гальке (босохождение);

- спортивные досуги, развлечения, праздники (1 раз месяц)

2. Дни здоровья (с привлечением родителей) – 1 раз в квартал. 3. Летняя оздоровительная площадка.

Реализация системы осуществляется через занятия, в совместной деятельности педагога, через режимные моменты; игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей.

Использую следующие методические приемы:

- рассказы и беседы воспитателя;

- заучивание стихотворений;

- моделирование различных ситуаций;

- рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;

- сюжетно-ролевые игры;

- дидактические игры;

- игры-тренинги;

- игры-забавы;

- подвижные игры;

- психогимнастика;

- пальчиковая и дыхательная гимнастика;

- самомассаж;

- физкультминутки.

Художественное слово, детская книга - важное средство воздействия на детей. Поэтому кроме бесед и рассматривания иллюстраций и картинок широко использую художественную литературу. Детская книга действует на детей идейностью своего содержания, художественной формой. Беседа после прочитанной книги углубляет ее воспитательное воздействие. Путем бесед устанавливается связь рассказа с опытом детей, делаются несложные обобщения.

Видное место занимают игры, кукольный и пальчиковые театры, фланелеграф, прослушивание аудикассет и просмотр диафильмов Постоянно организованные в группе выставки и конкурсы.

При проведении работы использовали положительную оценку, похвалу, поощрение. Известно: похвала подстегивает, а сердитое слово, наоборот, обижает. Учитывали и настроение детей: если они возбужденные, голос был негромкий и спокойный, и наоборот, если дети грустные, веду разговор громко и веселым голосом. Старались заметить старание ребенка его личные достижения, способность преодолеть страх и неуверенность.

Особое место уделялось работе с родителями. Семья играет важную роль, она совместно с ДОУ является основной социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям ЗОЖ. Известно, что ни одна даже самая лучшая система и методика не могут гарантировать полноценного результата, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители - педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.

Первое, что сделали - это побеседовали с родителями каждого ребенка. Выяснили, в каких условиях живет ребёнок. Затем вместе с медицинской сестрой подробно изучили медицинские карты детей и в зависимости от состояния здоровья разделили детей на группы. Затем привлекали родителей к проведению мероприятий.

В утреннюю гимнастику я включали специальные дыхательные упражнения, упражнения для глаз, элементарный самомассаж. Все это происходит в игровой форме, в благоприятной эмоциональной атмосфере. Если ребенок отказывается делать утреннюю гимнастику, его не принуждали. Иногда давали дидактическую игрушку «мишку физкультурника» и предлагали сделать зарядку вместе с ним. Как показывает опыт, ребенок, глядя на других детей, или начинает делать зарядку с мишкой, тоже включается в этот процесс. Вообще, главной задачей для создания условий работы по ЗОЖ считаем эмоциональный настрой ребёнка, саму атмосферу, в какую он попадет, приходя из дома. Поэтому утром часто планировали, игры и занятия, которые приносят детям радость. Например, часто делали с детьми «шар радости», для этой игры вырезали смешные фигурки и раздавали детям, затем эти фигурки наклеивали на обыкновенный воздушный шар, а затем в него играли.

Для обеспечения высокого оздоровительного эффекта на прогулке старались:- не допускать сокращения времени пребывания на открытом воздухе;

- обеспечить достаточно высокую двигательную активность во время прогулки при условии рациональной одежды детей.

Результаты проделанной работы по мотивационному (побуждения) критерию показали, что все показатели увеличились (Табл. 1).

Таблица 1

Результаты беседы - опроса с дошкольниками

по мотивационному (побуждения) критерию

сформированности основ здорового образа жизни

Список

Сентябрь

Май

Потребность в зож

Интерес к физ-ре и желание заниматься

Потребность в зож

Интерес к физ-ре и желание заниматься

1

Саша А

3

3

4

4

2

Ваня Б

2

2

3

3

3

Вика Д

3

3

4

4

4

Влад З

2

3

4

4

5

Андрей К

3

3

4

4

6

Алиса Л

2

3

4

4

7

Саша М

3

3

4

4

8

Саша П

3

3

4

4

9

Марат Т

2

3

3

2

10

Мирфат Т

3

2

3

2

11

Илья Т

3

3

4

4

12

Марина Т

3

3

3

4

13

Юра У

2

3

3

3

14

Дима Ф

2

3

4

4

15

Света Х

2

3

3

4

16

Рома х

3

3

4

4

17

Егор Х

2

2

3

3

18

Лиля Ю

3

3

4

3

19

Саша Я

2

2

3

3

 

Среднее

2,5

2,8

3,6

3,5

По сравнению с результатами констатирующего этапа эксперимента средние показатели увеличились с ситуативного до неустойчивого побуждения, значит мотивационная сфера изменилась и стала более чёткая.

Индивидуальное распределение по уровням развития мотивационной сферы показало, что по показателю «Потребность в здоровом образе жизни» дошкольников с ситуативным (2) уровнем сократилось с 47,4% до 0%, а с устойчивыми мотивациями (4) стало более половины (57,9%) дошкольников группы (Рис. 1).

Рисунок 1. Распределение дошкольников по уровням сформированности мотивационной сферы на начало и конец эксперимента (%)

Индивидуальные показатели по когнитивному критерию представлены в таблице (Табл. 2)

Таблица 2

Результаты беседы - опроса с дошкольниками

по когнитивному (знание и представления) критерию

сформированности основ здорового образа жизни

Список

Особенности функционирования и целостности человеческого организма

Индивидуальные особенности организма и здоровья

Составляющие ЗОЖ и факторы, разрушающие здоровье

Зависимость здоровья человека от правильного питания

Роль гигиены и режима дня для здоровья человека

Правила ухода за больным

Возможности здорового человека

Сведения из истории олимпийского движения

Место человека в природе

Основы техники безопасности и правила поведения в спортивном зале и на спорт. площадке

1

Саша А

4

3

4

3

3

4

3

3

4

3

2

Ваня Б

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

Вика Д

4

3

4

3

4

4

3

4

3

3

4

Влад З

4

3

4

4

4

4

3

4

3

3

5

Андрей К

4

3

4

4

4

4

3

4

3

3

6

Алиса Л

4

3

4

4

3

4

4

4

4

3

7

Саша М

4

4

4

4

3

4

4

3

4

3

8

Саша П

4

4

3

4

3

3

4

3

4

3

9

Марат Т

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

10

Мирфат Т

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

11

Илья Т

2

3

3

3

3

2

3

2

3

2

12

Марина Т

2

4

3

3

3

2

4

2

3

2

13

Юра У

2

3

3

3

3

2

3

3

3

2

14

Дима Ф

2

3

2

2

2

2

3

2

3

2

15

Света Х

4

3

2

3

3

2

3

2

3

3

16

Рома х

4

3

2

3

4

2

3

3

2

3

17

Егор Х

4

3

3

2

4

2

3

3

3

3

18

Лиля Ю

4

3

3

2

4

2

3

2

3

3

19

Саша Я

4

3

3

3

4

3

3

2

3

3

Индивидуальные показатели также увеличились до уровня чётких, но кратких знаний и представлений о здоровом образе жизни.

Индивидуальное распределение по уровням сформированности знаний представлено в таблице (Табл. 3).

Таблица 3

Распределение дошкольников по уровням сформированности основ здорового образа жизни по когнитивному критерию на начало и конец эксперимента

Направленность отношения

Уровни

Сентябрь

Май

абс.

%

абс.

%

Особенности функционирования в целостности человеческого организма

4

4

21

12

63,1

3

7

36,8

1

5,3

2

5

26,3

6

31,6

1

3

15,9

0

 

Индивидуальные особенности организма и здоровья

4

3

15,9

3

15,9

3

7

36,8

14

73,7

2

9

47,3

2

10,4

1

0

 

0

 

Составляющие здорового образа жизни и факторы, разрушающие здоровье

4

5

26,3

6

31,6

3

8

42,1

8

42,1

2

5

26,3

5

26,3

1

1

5,3

0

 

Зависимость здоровья человека от правильного питания

4

3

15,9

5

26,3

3

10

52,6

9

47,4

2

5

26,3

5

26,3

1

1

5,2

0

 

Роль гигиены и режима дня для здоровья человека

4

6

31,6

7

36,8

3

8

42,1

9

47,3

2

5

26,3

3

15,9

1

0

 

0

 

Правила ухода за больным

4

4

21

6

31,6

3

5

26,3

3

15,9

2

10

52,6

10

52,5

1

0

 

0

 

Возможности здорового человека

4

3

15,9

4

21

3

13

68,2

13

68,2

2

3

15,9

2

10,8

1

0

 

0

 

Сведения из истории олимпийского движения

4

3

15,9

4

21

3

5

26,3

7

36,8

2

11

57,8

8

42,1

1

0

 

0

 

Место человека в природе (как нужно жить, чтобы не вредить себе и окружающей среде)

4

2

10,5

4

21

3

14

73,7

12

63,1

2

2

10,5

3

15,9

1

1

5,3

0

 

Основы техники безопасности и правила поведения в спортивном зале и на спортивной площадке

4

0

 

0

 

3

9

47,4

13

68,2

2

9

47,4

6

31,8

1

1

5,2

0

 

Индивидуальное распределение по уровням сформированности знаний и представлений о здоровом образе жизни показало, что наиболее высокие изменения произошли по показателям «Особенности функционирования в целости человеческого организма», где имели чёткие, содержательные и системные знания на начало года только 21% детей, а на конец учебного года 63,1% (увеличение произошло в 3 раза) и по показателю «Основы техники безопасности и правилам поведения в спортивном зале и на спорт. площадке», где дошкольников с чёткими, но краткими знаниями на начало года было только 47,4%, а в конце года - 68,2%. По остальным показателям изменения произошли, но не столь существенные. И только в показателе «Индивидуальные особенности организма и здоровья» количество с высоким уровнем знаний не изменилось, но произошли изменения в более низких уровнях, так с чёткими, но краткими знаниями произошло увеличение количества дошкольников на 36,9%., хотя с отрывистыми и фрагментарными знаниями процент всё же остался достаточно большим (47,3% и 10,4% соответственно). Около половины дошкольников не соотносят себя с уходом за больными как на начало, так и на конец учебного года, считая, что эта информация им не нужна. Сложно воспринимают информацию о истории олимпийского движения. Пока участвуют в мероприятии - воспроизводят информацию, как только проходит около недели - опять не знают, поэтому как воспроизводили информацию более половины детей фрагментарно и отрывочно, так с этим и остались на конец учебного года.

Наибольший интерес вызывал деятельностный критерий (умения и навыки). Выработкой динамического стереотипа по выполнению гигиенических навыков проходила уже несколько лет и картина в индивидуальных показателях была на начало года однородная. Дети выполняли все действия правильно, но вместе со взрослыми.

К концу учебного года уровень усвоения навыков увеличился (Табл. 4)

Таблица 4

Результаты наблюдений за деятельностью детей

на конец учебного года

Список детей

Показатели

Самостоятельно организовывать спортивные подвижные игры

Следить за чистотой тела, опрятностью одежды

Самостоятельно чистить зубы

Следить за чистотой ногтей

При кашле и чихании закрывать нос и рот платком

Быстро и аккуратно одеваться и раздеваться

Соблюдать порядок в своем шкафу

Аккуратно заправлять постель

Правильно пользоваться столовыми приборами

Есть аккуратно и бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом

Обращаться с просьбой, благодарить

Характеризовать свое самочувствие

1

Саша А

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

3

3

2

Ваня Б

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

Вика Д

2

2

2

2

2

2

2

3

2

2

2

2

4

Влад З

2

2

2

3

2

3

2

2

2

2

3

2

5

Андрей К

2

2

2

2

2

2

2

2

3

2

2

2

6

Алиса Л

4

4

4

4

3

3

4

4

4

4

4

4

7

Саша М

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

4

4

8

Саша П

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

4

9

Марат Т

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

4

4

10

Мирфат Т.

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

4

4

11

Илья Т

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

12

Марина Т

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

4

3

13

Юра У

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

14

Дима Ф

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

15

Света Х

4

3

3

4

3

3

3

3

3

3

3

2

16

Рома Х

4

3

3

4

3

3

3

2

3

3

3

3

17

Егор Х

4

2

3

4

2

2

2

3

3

3

2

2

18

Лиля Ю

4

2

3

4

2

3

2

3

3

3

3

3

19

Саша Я

2

2

3

3

2

3

2

3

3

3

2

2

 

Среднее

3,1

2,8

2,9

3,2

2,7

2,9

2,8

2,9

3

2,9

3,1

2,9

Средние показатели соответствовали 3 уровню - выполняет с помощью взрослого (после напоминания). Значительно увеличился средний балл в умении самостоятельно организовывать спортивные подвижные игры, следить за чистотой своего тела, правильно пользоваться столовыми приборами.

Необходимо заметить, что в каждой семье всегда имеются какие-то свои особенности в образе жизни. Даже А.С. Макаренко писал: «… нельзя рекомендовать родителям какой-нибудь один режим. Режимов есть много, и нужно из них выбирать один, самый подходящий в данной обстановке». Поэтому в режиме учащийся может быть изменено время тех или иных моментов, но незыблемым должно остаться время отхода ко сну и его продолжительность. По результатам анкетирования родителей именно этот показатель значительно изменился к концу учебного года с 52% до 86%. Изменилось и отношение к рациональному питанию с 12% до 54% семей. В 4 раза увеличилось количество родителей, используемых закаливающие процедуры (с 6% до 24%). В 3 раза больше стало семей делать утреннюю гимнастику (с 8% до 12%), но по количеству это всего 5 семей из 19. И делают заряду не всей семьёй, а только некоторые члены семьи (Рис. 3).

Рисунок 3. Распределение семей по использованию разных факторов образа жизни на начало и конец учебного года (%)

Результаты исследования уровня соответствия индивидуального стиля здорового образа жизни свидетельствуют о возросшем количестве детей, придерживающихся ведущих принципов ЗОЖ (режим, дня, рациональное питание, оптимальный двигательный режим и др.). Позитивные привычки доминируют у большинства детей, осознаются негативные и ведется работа по их устранению.

Экспериментальная работа строилась на основе ФГТ и программы «От рождения до школы» в соответствии с диагностикой освоения ребёнком универсальных видов детской деятельности по направлению «Физическое развитие», образовательной области «Здоровье».

В ходе исследования была разработана система формирования основ здорового образа жизни, которая реализовывалась в течение учебного года на базе МАДОУ №57 в старшей группе «Гномики». Система включала в себя работу дошкольниками и их родителями.

Для оценки эффективности системы формирования основ здорового образа жизни проведен ряд диагностических методик:

- индивидуальная беседа-опрос дошкольников;

- наблюдение;

- анкетирование родителей;

- анкетирование педагогов.

По всем критериям, а именно мотивационному, когнитивному и деятельностному наблюдалось повышение уровня сформированности основ здорового образа жизни.

Поскольку экспериментальная работа была проведена с детьми старшей группы, то данный эксперимент не претендует на формирование конечных результатов деятельности, поэтому дальнейшая работа воспитателя по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников должна быть продолжена.

Список литературы

1. Айзман, Р.И. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни [Текст]: учебное пособие / Р.И. Айзман, В.Б. Рубанович, М.А. Суботялов. - Новосибирск: Сиб. унив.изд-во, 2009. - 214 с.

2. Бабаева, Т.И. Мониторинг в детском саду [Текст]: научно-методическое пособие/ Т.И. Бабаева. - Спб.: Издательство»Детство-пресс, 2011. - 592 с.

3. Елжова, Н.В. Здоровый образ жизни в дошкольном образовательном учреждении [Текст]/ Н.В. Елжова. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 215с.

4. Ильющенков, В.В. Здоровье и образование [Текст] / Т.А. Берсенева, В.В. Ильющенко. – СПб.: АРИА, 2003 – 216 с.

5. Казин, Э.М. Основы индивидуального здоровья человека [Текст]: Введение в общую и прикладную валеологию / Н.Г. Блинова, Э.М. Казин, Н.А. Литвинова. – М.: Институт возрастной физиологии РАО, 2000. – 239 с.

6. Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» [Текст]: диагностический журнал. Старшая группа / Под. ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – Волгоград: Учитель, 2012. - 110 с.

7. Крылова, Н.И. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия [Текст] / Н.И. Крылова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 218 с.

8. Онтогенез. Адаптация. Здоровье. Образование [Текст]: учебно-методический комплекс. Книга 1. Здоровьесберегающие аспекты дошкольного и начального общего образования / ред. коллегия: Э.М. Казин, О.Г. Красношлыкова, Е.В. Белоногова и др.; отв.ред. Э.М. Казин - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2011. - 500 с.

9. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст]/ Под. ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2012. – 336 с.

10. Павлова, М.А. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения: модели программ, рекомендации, разработки занятий [Текст] / М.А. Павлова, М.В. Лысогорская. - Волгоград: Учитель, 2009. - 186 с.

 

21

 

Просмотров работы: 745