В настоящее время в философских, социологических, психолого-педагогических исследованиях появился целый ряд фундаментальных работ, отражающих различные аспекты данной проблемы (Л.И. Божович, В.0. Васиденко, А.Г. Здравомыслов, Н.В. Кузьмина, Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, В.П. Тугаринов, Д.Н. Узнадзе, В.А. Ядов и др.).
Анализ имеющейся литературы показал, что хотя содержание и классификация ценностей - предмет острых дискуссий, всеми исследователями единодушно признано, что ценность, представляет собой социальный феномен в развитии человека и общества. Физическая культура, безусловно, должна рассматриваться в этом же понятийном ряду.
Вместе с тем, мотивационно-ценностное отношение школьников к физической культуре - является наименее изученным вопросом в современной психолого-педагогической литературе. Лишь косвенно оно получило отражение в работах М.Я. Виленского, К. Бальсевича, Ю.Д. Железняка и др.
Спортивное соревнование – это состязание (соперничество) людей в игровой форме с целью выяснения преимущества в степени физической подготовленности, в развитии некоторых сторон сознания.
Соревнования позволяют решать педагогические, спортивно-методические и общественно политические задачи. Во время спортивных соревнований решаются те же педагогические задачи, что и на занятиях физической культурой и спортом в целом, т.е. совершенствование физической, технической, тактической, психической и теоретической подготовленности. Однако при этом все сдвиги, происходящие в организме, превосходят уровень, характерный для тренировочных занятий. Соревнования – одна из действенных мер повышения тренированности спортсмена. Особенно велико значение спортивных соревнований для формирования волевых черт характера. Они также способствуют развитию в целом физкультуры и спорта и позволяют педагогически воздействовать на зрителей.
Спортивные соревнования – яркое, эмоциональное зрелище. Удовольствие от спортивных зрелищ возникает вследствие соучастия в них зрителя, которого привлекает высокий уровень развития двигательных качеств, смелые и решительные действия участников, их высокие достижения.
Спортивные соревнования являются стимулом для систематических тренировок и способствуют росту спортивных результатов, если они проводятся регулярно.
Целесообразность участия в определенном количестве соревнований зависит от спортивной подготовки учеников.
В процессе работы были выделены следующие педагогические условия:
- создание ситуации успеха (условия, исключающие снижение самооценки учащихся, ситуаций не успеха, отрицательную оценку действий учащихся педагогом, возможную отрицательную оценку со стороны одноклассников, формирование мотивации избегания неудач);
- использование разнообразия средств физического воспитания школьников;
- добровольное включение школьников во внеклассные занятия физической культурой.
Мотивацишно-ценностное отношение школьников к физической культуре - результат длительной спортивно-оздоровительной работы, которая не наступает автоматически, а должна стать предметом особых забот школьных учителей физической культуры по ее целенаправленной активизации.
Одной из задач программы физического воспитания является формирование сознательного отношения учащихся к своему здоровью, развитие физического потенциала каждого ученика.
Так как слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и основные способы осуществления физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности именно на уроке физической культуры осуществлялась работа по формированию мотивационно-ценностного отношения школьников к занятиям физической культурой. Работа велась не только над развитием физических качеств, но и над укреплением здоровья. Особое внимание уделялось предотвращению появления многих заболеваний. Например, такие, как нарушение осанки, плоскостопие, заболевания органов зрения, желудочно-кишечного тракта.
Была организована специальная деятельность относительно теоретической части программы, которая включает в себя изучение основ физической культуры:
- особенность зарождения физической культуры, история первых Олимпийских игр;
- здоровье и физическое развитие человека;
- работа органов дыхания и сердечно-сосудистой системы, роль зрения и слуха в жизни человека;
- влияние физических упражнений, закаливающих процедур, личной гигиены и режима дня на укрепление здоровья;
- физические качества и их связь с физическим развитием;
- формирование правильной осанки;
- терминология разучиваемых упражнений;
- причина травматизма на занятиях физической культуры и правила его предупреждения.
Внеклассная работа по формированию здорового образа жизни заключалась в проведении спартакиад, соревнований («Веселые старты», «Мама, папа, я – мы спортивная семья», тематических викторин).
При проведении досуга и праздника дети приобщались к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях. При этом дети вели себя более непосредственнее, чем на физкультурных занятиях, и эта раскованность позволяла им двигаться без особого напряжения и легче осваивать азы здорового образа жизни.
Продумывалось музыкальное сопровождение, использовались записи любимых песен ребят из детских мультфильмов, популярных эстрадных групп, солистов и классическую музыку. При проведении досугов использовались детские развлекательные шоу-программы “Двигайся, играй, радуйся”.
Мероприятия проводились в двух направлениях
1. Непосредственно соревнования в классе и школе
Провели: Весёлые старты
Взятие снежной крепости
День снеговика
Соревнование по футболу
Соревнования по волейболу
Соревнование по плаванию
Праздник-соревнования «Залог здоровья»
Древние греки
Удальцы
А ну-ка мальчишки
А ну-ка девчонки
2 направление работа с семьёй. Проводились 1 раз в полугодие соревнования «Мама, папа и я - спортивная семья»
Соревнования организованы в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями физического развития школьников.
Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов эксперимента относительно деятельностного критерия показывает, что обучающиеся экспериментальной группы демонстрируют положительную динамику освоения основ здорового образа жизни в практической деятельности. В контрольной группе наблюдается значительно меньшая динамика по данному критерию. Процент детей с высоким уровнем возрос на 27% (с 5% до 32%) в экспериментальной группе и 0% (5%) в контрольной.
Рис. 1 Сравнительный анализ результатов двух этапов эксперимента (по эмоционально-волевому критерию)
Анализируя результаты по эмоционально-волевому критерию стоит отметить, что в экспериментальной группе произошли существенные изменения. Процент детей с высоким уровнем мотивации возрос на 23% (с 9% до 32%), в контрольной же группе изменения отсутствуют (14%). Необходимо отметить, в экспериментальной группе процент обучающихся с низким уровнем составляет всего 23% (уменьшение на 36%), а в контрольной группе 48% (уменьшение на 5%). Результаты исследования доказывают эффективность работы в ходе формирующего этапа эксперимента относительно формирования эмоционально положительного отношения относительно оздоровительных действий и мероприятий.
Таким образом, педагогическая деятельность специально организованная для формирования мотивационно-ценностного отношения школьников к занятиям физической культуры при организации и проведении спортивных соревнований в экспериментальном классе способствовала формированию интереса школьника к своему здоровью, усвоению знаний относительно сохранения здоровья, создала определенный положительный эмоциональный фон вокруг этого процесса, создала благоприятные возможности для оздоровления в процессе занятий физической культурой.
Таким образом, проанализировав проделанную экспериментальную работу по формированию мотивационно-ценностного отношения школьников к занятиям физической культуры при организации и проведении спортивных соревнований, можем утверждать, что работа педагога по данной проблеме в рамках учебного процесса должна носить системный характер, опираясь как на реализацию учебной программы в процессе учебных занятий, так и на организацию внеклассных мероприятий оздоровительной направленности. Кроме того необходимы разнообразные формы такой работы. Важным условием организации работы по формированию мотивационно-ценностного отношения школьников к занятиям физической культуры при организации и проведении спортивных соревнований является создание положительного эмоционального настроя, который во многом определяет уровень эффективности работы в данном направлении. Эксперимент показал необходимость привлечение в данный процесс родителей и педагогов.
6