ПРОЕКТ РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ПРОЕКТА "ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ МИР ВСЕЗНАЕК" - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОЕКТ РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ПРОЕКТА "ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ МИР ВСЕЗНАЕК"

Соболева Е.П. 1, Кварталова Н.А. 1
1ГПОУ "Киселёвский педагогический колледж"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема познавательной активности актуальна на сегодняшний день, особенно для обучающихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. Здесь закладываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни. В этом возрасте начинается осознание себя как субъекта учения.

Но современные младшие школьники имеют зависимость от интернета, социальных сетей и сетевых игр, и практически никогда данный род занятий не направлен на самообразование и развитие у них умственных способностей.

Многие родители, как правило, заняты работой, карьерой и семейными обязанностями, но нередко забывают о развитие своего ребенка вне школьной деятельности, довольствуясь исключительно школьным образовательным процессом, а именно: проверка домашнего задания, школьного дневника и т. д.

Следовательно, актуальность данного проекта обусловлена тем, что он позволяет максимально привлечь младших школьников к самостоятельной познавательной деятельности, помогает расширить образовательный кругозор обучающихся и повысить их уровень грамотности.

Цель проекта: создание зоны уголка предметно – развивающей среды для развития познавательной активности младших школьников во внеурочной деятельности.

Задачи проекта:

  1. Изучить психолого – педагогическую литературу по теме проекта.

  2. Подобрать диагностический материал, направленный на выявление уровня познавательной активности, интересов младших школьников, выявить и проанализировать полученный результат.

  3. Разработать дидактические игры, направленные на развитие познавательной активности, которых будут применяться во внеурочной деятельности.

  4. Создать зону уголка предметно – развивающей среды «Занимательный мир Всезнаек», которой обучающиеся смогут воспользоваться во внеурочной деятельности и на переменах; привлечь родителей.

Ожидаемый результат:

Уголок предметно – развивающей среды «Занимательный мир Всезнаек» и сборник дидактических игр и упражнений.

Участники проекта: студент – практикант, педагог, обучающиеся, родители.

Возрастная группа детей: 3 класс (9 – 10 лет).

Возможность реализации данного проекта в ОУ с использованием различных путей его предоставления или распространения: изучение психолого – педагогической литературы и определение актуальной образовательной проблемы, определение цели и задач проекта, определение содержания проекта, оставление плана работы, определение продукта деятельности, проведение внеурочных занятий, анализ результатов работы.

Методы исследования:

  1. Анализ и синтез психолого-педагогической и научно-методической литературы;

  2. Методика выявление уровней познавательной активности А.А. Горчинской.

Материально – техническое обеспечение: мультимедийное оборудование, уголок предметно – развивающей среды для создания зоны.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА

Особенность зоны уголка предметно – развивающей среды в процессе познавательного обучения и воспитания в «Занимательном мире Всезнайке» состоит в том, что он строится не на основе принужденного развития, а непринужденного усвоения информации. Развитие познавательной активности достигается путем сочетания игр и упражнения, и познания во время внеурочной деятельности.

Создание информационных памяток для уголка предметно – развивающей среды, и применение дидактических игр и упражнений – это одна из форм работы в системе познавательного образования и воспитания подрастающего поколения. Если её правильно организовать, то это позволит раскрыть детям свои умственные способности, сочетать творческий и умственный труд по изучению и оценке собственных навыков работы с информацией, что в свою очередь даст возможность применить знания детей, почерпнутые из школьных курсов математики, литературного чтения, русского языка и других. Итог – выход на важнейшее свойство личности – убеждённость в необходимости развивать свои умственные способности, обогащать свои знания и саморазвиваться, с опорой не только на знания, полученные на уроках, но и с учетом умений самостоятельного добывания информации. В процессе развития познавательной активности в рамках данного проекта, у ребёнка вырабатываются умения анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно – следственные связи, доказывать свои суждения.

Дидактические игры и упражнения – это наиболее доступные средства развития познавательной активности для восприятия их младшими школьниками.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Этапы проекта

Содержание

Срокиреализации

  1. Подготовительный этап

1.1

Изучение психолого – педагогической литературы по проблеме развития познавательной активности младших школьников:

Октябрь

1.2

Подбор диагностического методик, с целью выявления уровня сформированности познавательной активности младших школьников 3 класса.

  • Методика А. А. Горчинской «Познавательная активность младшего школьника».

Ноябрь

1.3

Подбор учебно – дидактического материала: дидактические игры и упражнения.

(Приложения)

Декабрь

  1. Основной этап

2.1

Наблюдение за обучающимися во внеурочной деятельности, с целью выявления выраженности познавательной активности.

  • Протокол наблюдения.

Январь

(1 – 2 недели)

2.2

Проведение и интерпретация результатов диагностики А. А. Горчинской «Уровень познавательной активности младших школьников на детях.

Январь

(3 – 4 недели)

2.3

Проведение родительского собрания «Работа семьи и школы по созданию ситуации успеха в самореализации младшего школьника».

Цель: актуализировать и обогатить практический опыт родителей по созданию ситуаций успеха для младшего школьника.

Участники: студент – практикант, педагог, родители.

Февраль

(4 неделя)

2.4

Привлечение родителей к оказанию помощи в подборе иллюстраций, картин, сбора информации.

  • Информационная памятка.

Февраль

(4 неделя)

2.5

Подбор разнообразных форм обучения и воспитания по реализации развития познавательной активности младших школьников во внеурочной деятельности.

Февраль

(4 неделя)

2.6

Проведение внеурочных занятий с опорой на развитие познавательной активности обучающихся:

  1. Тема: «Светофор мысли: включаем внимание!»

Цель: создать условие для развития у детей познавательных интересов, формировать стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывать у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта, для становления у детей развитых форм самосознания и самоконтроля.

Март

(1 неделя)

2.7

  1. Тема: «Что такое исследование и кто такие исследователи?»

Цель: создать условие для развития у детей познавательных интересов, формировать стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывать у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта, для становления у детей развитых форм самосознания и самоконтроля.

Март

(1 неделя)

2.8

  1. Тема: «Букет цветов» (на 2 занятия).

Цель: создать условие для развития у детей познавательных интересов, формировать стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывать у него чувство уверенности в своих силах, определение самобытности каждого ребёнка через раскрытие его увлечений, создание условия для знакомства детей с увлечениями их сверстников.

Март

(2 неделя)

2.9

  1. Тема: «Светофор мысли: включаем память!»

Цель: создать условие для развития у детей познавательных интересов, формировать стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывать у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта, для становления у детей развитых форм самосознания и самоконтроля.

Март

(2 неделя)

2.10

  1. Тема: Игра « Вопрошай-ка »

Цель: создать условие для развития у детей познавательных интересов, формировать стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывать у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта, для становления у детей развитых форм самосознания и самоконтроля.

Март

(3 неделя)

2.11

  1. Тема: «Пушистая волшебница зима» (на 2 занятия)

Цель: создать условие для развития у детей познавательных интересов, формировать стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывать у него чувство уверенности в своих силах, определение самобытности каждого ребёнка через раскрытие его увлечений, создание условия для знакомства детей с увлечениями их сверстников.

Март

(3 неделя)

2.12

Наблюдение за обучающимися во внеурочной деятельности, с целью выявления повышенности уровня познавательной активности.

  • Протокол наблюдения.

Март

(4 неделя)

2.13

Проведение и интерпретация результатов диагностики А. А. Горчинской «Уровень познавательной активности младших школьников на детях, с целью с целью выявления повышенности уровня познавательной активности.

Март

(4 неделя)

  1. Заключительный этап

3.1

Предоставление продукта деятельности проекта: сборник дидактических игр и упражнений; сборник методических рекомендаций по развитию познавательной активности младших школьников средствами внеурочной работы.

Апрель

(1 неделя)

Проект предметно – развивающей среды «Занимательный мир Всезнаек».

Тема: Занимательный мир Всезнаек.

Класс: 3

Цель проекта: создание зоны уголка предметно – развивающей среды для развития познавательной активности младших школьников во внеурочной деятельности.

Задачи:

  1. Способствовать развитию у обучающихся умений анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно – следственные связи, доказывать свои суждения, самостоятельно добывать знания и применять их.

  2. Развивать внимательность, мышление, воображение, память и речь.

  3. Воспитывать толерантность, любовь к знаниям, интерес к самообразованию.

Ожидаемые результаты:

  1. Формирование продуктивных , репродуктивных и творческих форм мышления.

  2. Повышенный уровень развития познавательной активности, навыков самостоятельной деятельности.

  3. Продукт деятельности:

для учителя – сборник дидактических игр и упражнений, уголок ПРС «Занимательный мир Всезнайка»

для обучающихся – информационный памятки.

Направления работы с родителями:

  1. Стартовое родительское собрание.

  2. Постановка проблемы перед родителями, и ее решение.

  3. Привлечение родителей к созданию учебно – информационных памяток.

Направления работы с детьми: Внеурочная деятельность.

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный этап.

  2. Основной этап.

  3. Заключительный этап.

Срок реализации проекта: 27 февраля 2017 г. – 25 марта 2017 г.

Участники проекта: дети, родители, учитель.

Описание этапов реализации проекта

На подготовительном этапе

Производится анализ психолого – педагогической литературы с целью выявления разнообразных форм, методов, средств, и других теоретических аспектов по развития познавательной активности младших школьников, пути решения проблемы познавательной активности перспективных идей, нуждающихся в воплощении. Так же, подбор диагностического материала, который помогает выявлять и отслеживать уровень познавательной активности младших школьников.

Производится сбор и статистическая обработка полученного материала, показывающая существующие закономерности развития актуальной ситуации. На основе выявленных особенностей развития познавательной активности младших школьников, строиться дальнейшая реализация проекта.

Таким образом, подготовительный этап обеспечивает направленность в подборе дидактических игр и упражнений для создания зоны предметно – развивающей среды в кабинете начальных классов.

На основном этапе

Происходит выработка плана практической реализации проекта: практических занятий по реализации проекта на преддипломной практики.

Реализуется план и намеченные внеурочные занятия. На данном этапе обычно проводится текущий контроль, путем диагностирования, дающий информацию о процессах изменения, происходящих в классе.

План и тематика внеурочных занятий соответствует цели проекта программе внеурочной деятельности и требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и концепции духовно – нравственного развития и воспитания младших школьников, а так же возрастным особенностям обучающихся.

Учитывая структуру и содержание основного этапа реализации проекта, оформлены дидактические игры и упражнения, которые обогащают содержание зоны уголка предметно – развивающей среды.

На заключительном этапе

Осуществляется защита проекта и предоставления конечного продукта деятельности. Продуктом деятельности является сборник дидактических игр и упражнений, направленных на развитие познавательной активности младших школьников, а так же зона предметно – развивающей среды «Занимательный мир Всезнайка».

Обучающиеся младшего школьного возраста могут использовать дидактические материалы на переменах, а так же во внеурочной деятельности, так как уголок включает в себя: математическое направление (математическое домино, математические раскраски и лабиринты), литературное направление (анаграммы), русский язык (различные орфограммы), патриотическое направление (информационные памятки, которые будут помещаться в зону уголка ПРС.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью данного проекта является – создание условий для развития познавательной активности младших школьников во внеурочной деятельности через использование дидактических материалов предметно – развивающей среды.

Реализация данного проекта очень актуальна для младшего школьного возраста, так как он направлен на развитие познавательной активности детей в соответствии с их возрастными особенностями, что прививает ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, содействовать побуждени­ям расширять свой общий и специальный кругозор.

Прежде, чем приступить к реализации продукта деятельности, необходимо выявить уровень развития познавательной активности, учитывать возрастные особенности младших школьников, четко понимать цель и задачи проекта.

Таким образом, выше изложенное – определяет всю сущность создания продукта деятельности для зоны уголка предметно – развивающей среды в кабинете начальных классов.

13

Просмотров работы: 586