ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Савельева М.С. 1, Хлупина Н.О. 1
1ГПОУ "Киселёвский педагогический колледж"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Дошкольный возраст является важным этапом в развитии ребенка и формировании у него элементарных математических представлений. В ФГОС дошкольного образования [5] в качестве целевых ориентиров выступают проявление ребенком любознательности, инициативности, самостоятельности. Поэтому образовательный процесс в ДОО необходимо направить на развитие этих качеств. Развитие у детей любознательности, инициативности, самостоятельности возможно в ходе формирования элементарных математических представлений.

Наверняка каждому взрослому приходилось сталкиваться с нежеланием ребенка заниматься математикой. И возникали вопросы «Что делать?», «Как привлечь ребенка к математике?» Повышению интереса к математике, а также развитию любознательности, на наш взгляд, способствует сказка. Сказка представляет собой особый род реальности, способной конструировать жизненные смыслы на эмоциональном и ценностном уровне.

Согласно словарю С. И. Ожегова сказка - это повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил [2].

В словаре Д. Н. Ушакова сказка – это повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях [4].

Следовательно, сказка привлекает ребенка сказочными персонажами, сюжетом, фантастическими образами, желанием помочь персонажам и изменить сказку. Выдающиеся отечественные педагоги (К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, А. П. Усова и др.) неоднократно подчеркивали огромные возможности сказки в воспитании и обучении детей. Использование сказок в работе с детьми способствует приобретению опыта познания, переживания и преобразования окружающей реальности.

Нами был проанализирован список сказок, рекомендуемый для прочтения детям в разных возрастных группах согласно примерной основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы [3].

Таблица 1 – Список сказок в разных возрастных группах ДОО

Группа ДОО

Список сказок

Младшая группа

(3-4 года)

«Колобок» (обр. К. Ушинского)

«Волк и козлята» (обр.А.Н. Толстого)

«Кот, петух и лиса» (обр. Боголюбской)

«Лиса и заяц» (обр. В.Даля)

«Теремок» (обр. Чарушина) и др.

Средняя группа

(4 – 5 лет)

«Три поросенка» (пер. с англ. Михалков)

«Красная Шапочка» (Ш. Перро)

«Телефон» (К. Чуковский)

«Сказка кругленьких и длинненьких человечках» (Р. Сеф) и др.

Старшая группа

(5 – 6 лет)

«Дюймовочка» (Х.-К. Андерсен)

«Три ржаных колоска» (А. Любарская)

«Семь Симеонов – семь работников» (И. Карнаухова)

«Сказка про трех пиратов» (А. Митяев)

«О том, у кого три глаза» (Р. Сефа)

«Три золотых волоска Деда-Всеведа» (Н. Аросьева) и др.

Подготовительная к школе группа

(6 – 7 лет)

«Волк и лиса» (обр. И. Соколова-Микитова)

«Семь Симеонов – семь работников» (обр. И. Карнауховой)

«Старик-годовик» (В.Даль) и др.

Таким образом, из предложенного списка сказок видно, что математическое начало заложено в названии самой сказки «Три поросенка», «Семь Симеонов – семь работников», «Три золотых волоска Деда-Всеведа» и др.

С помощью сказок дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому и количественному счету, определяют пространственное расположение предметов. Сказки помогают детям запомнить простейшие математические понятия (справа, слева, впереди, сзади), воспитывают любознательность, развивают память, инициативность, учат импровизации. Сказка несёт в себе юмор, фантазию, творчество, а самое главное учит ребенка логически мыслить.

Использование сказок в совместной образовательной деятельности помогает детям добиваться успехов в усвоении материала, с интересом решать задачи и примеры: закрепляются количественные отношения (много, мало, больше, столько же), умение различать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве и времени. Задачи со сказочным сюжетом помогают детям увязать приобретенные знания с окружающей действительностью, позволяют применять их при решении различных жизненных проблем, своим конкретным содержанием способствуют формированию более глубоких и ясных представлений о числах и смысле производимых над ними действий. Например: «Красная Шапочка принесла бабушке пирожки с мясом и грибами. С мясом было 3 пирожка, а с грибами - 2. Сколько всего пирожков принесла девочка своей бабушке?».

По мнению З. А. Михайловой [1], математическая сказка - самая простая и ненавязчивая, цель которой - передать ребёнку некое новое знание, умение, навык, а также показать смысл и важность этого умения. Чаще всего такая сказка заканчивается небольшим заданием (связанным с темой сказки), которое ребёнок должен выполнить. Главными героями сказки являются дети или сказочные персонажи, а также математические объекты.

Целью нашей работы являлось теоретическое обоснование и экспериментальная проверка использования воспитателями сказок с математическим содержанием в работе с детьми дошкольного возраста. Для реализации цели нами был проведен опрос воспитателей ДОО. В опросе приняли участие воспитатели групп младшего и среднего дошкольного возраста ДОО.

На вопрос «Используете ли Вы сказки с математическим содержанием в работе с детьми дошкольного возраста?». Мы получили следующие результаты – 75% воспитателей младших групп используют сказки с математическим содержанием в работе с детьми, а среди воспитателей средних групп ДОО – 66% опрошенных.

На вопрос: «Когда Вы используете сказки с математическим содержанием в работе с детьми?» результаты оказались следующие: среди младших групп 75% воспитателей включают сказку в организованную образовательную деятельность, кроме этого 50% воспитателей используют сказку и в совместной образовательной деятельности в ходе режимных моментов. 66% воспитателей средних групп ДОО используют сказку, как в ходе организованной образовательной деятельности, так и в совместной образовательной деятельности ходе режимных моментов.

При ответе на вопрос «А как часто Вы используете сказки с математическим содержанием в работе с детьми?» 25% воспитателей младших групп ответили, что используют сказки с математическим содержанием в работе с детьми 1 раз в неделю, 50% - 2 раза в неделю, а среди групп с детьми 4-5 лет – 33% воспитателей используют сказки с математическим содержанием 2 раза и 3 раза в неделю.

Таким образом, проведенный опрос показал, что использование сказок с математическим содержанием, по мнению воспитателей, является эффективным средством формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Сказка помогает в интересной, занимательной форме формировать, совершенствовать, закреплять и углублять элементарные математические представления у детей дошкольного возраста. Воспитатели заинтересованы в том, чтобы процесс формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста осуществлялся с интересом, способствовал развитию любознательности, инициативности и самостоятельности. В совместную образовательную деятельность в ходе режимных моментов и в организованную образовательную деятельность включают сказки с математическим содержанием.

Список литературы

  1. Михайлова, З. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста [Текст] / З. А. Михайлова – Санкт-Петербург: Издательство «Детство-Пресс», 2008. – 184 с.

  2. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С. И. Ожегов. - Москва: ИТИ Технологии, 2003. – 944 с.

  3. От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-синтез, 2015. – 368 с.

  4. Ушаков, Д. Н. Большой толковый словарь русского языка [Текст] / Д. Н. Ушаков. - Москва: ООО «Дом Славянской книги», 2008. – 960 с.

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155. – URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf (дата обращения: 16.01.2017).

Просмотров работы: 895