ТЕНДЕНЦИИ РЫНКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РОССИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ТЕНДЕНЦИИ РЫНКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РОССИИ

Сидельникова О.С. 1
1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННО СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Среднерусский институт управления - филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время рынок потребительского кредитования является одним из самых развитых рынков России. Он является неотъемлемой финансовой частью розничных рынков страны.

Потребительское кредитование получило широкую известность и активное развитие в 90-х годах 20-го века.

Первым банком, представившим программу кредитов подобного рода, считается «Русский стандарт». К началу так называемых «нулевых» годов, последовав примеру «Русского стандарта», в стране начали появляться и другие банки с программами потребительского кредитования. Среди них можно назвать известные и по сей день «Альфа-Банк», «Home Credit».

Следующим этапом развития данного типа рынка стала популярность таких кредитов среди торговых организаций. Разница кредитования между ними и банками состояла в том, что торговая организация предлагала товар, на который впоследствии заемщик мог оформить кредит, а банки выдавали непосредственно необходимую сумму.

Каждый банк и каждая компания, работающая на рынке потребительского кредитования, использует в своей деятельности разработанные механизмы, позволяющие увеличивать прибыль и выгоду. Примером существования таких механизмов можно назвать «кредиты без процентов», которые очень популярны в настоящее время. Процент, который якобы не выплачивается заемщиком, уже входит в основную стоимость покупаемого им товара. Однако, используя такие методы, банки идут и на большие риски, которые заключаются, прежде всего, в возможности невозврата кредитных ресурсов.

Во избежание подобных ситуаций, среди банков и торговых организаций существуют специальные базы клиентов, своего рода «черные списки», в которые вносятся недобросовестные плательщики, лишаясь возможности получения потребительского кредита в дальнейшем.

В 2015-2016 годах компанией «CreditRadar» проводилось исследование тенденций развития современного рынка потребительского кредитования. По данным этого исследования, начало 2015 года ознаменовалось снижением роста рынка кредитования физических лиц.

На 1 января 2015 года объем рынка составил 11,3 млрд руб., а уже через месяц, то есть на 2 февраля 2015 года - 11,2 млрд руб. Данный спад был вызван не снижением спроса граждан на потребительские кредиты (спрос на момент исследования оставался стабильным), а тем, что, учитывая большие риски из-за нестабильной экономической ситуации в стране, банки и торговые организации отбирали заемщиков более тщательно.

На 01.04.2016 объем рынка кредитования физических лиц сократился на 4,34% за год, и составил 10,4 млрд руб. На фоне снижения объема рынка растет уровень просроченной задолженности по кредитам физических лиц. С начала этого года уровень общей просроченной задолженности увеличился почти на 3% и составил 8,34%.

Еще одно исследование рынка потребительского кредитования проводилось порталом «Superjob». По его данным, большинство населения страны опасаются пользоваться кредитованием в настоящий момент, и лишь 17% экономически активных опрошенных считают кредиты возможностью приобретения желаемого.

Проводя анализ рынка потребительского кредитования, можно выделить следующие преимущества данной финансовой операции:

- высокая прибыльность банков;

- рост клиентской базы;

- рост платежеспособности клиента.

Но, как и любой экономический процесс, данный тип кредитования имеет и свои отрицательные позиции. К ним относятся:

- для клиента – переплата за получаемый товар, иногда и очень значительная;

- для банков и торговых организаций – риск невозврата кредитных ресурсов.

Анализируя состояния рынка на данный момент, рассматривая мировые тенденции развития, можно определить следующие направления для развития банками программ потребительского кредитования:

- создание кредитных филиалов по всей стране;

- снижение ставок процентов, что приведет к повышению спроса;

- страхование рисков.

Подводя итог проведенному анализу, можно сказать, что потребительское кредитование в России развивается и является одним из факторов положительного влияния на банковский сектор страны.

Список используемых источников:

  1. Васильева А.С., Васильев П.А. Особенности потребительского кредитования в России в современных условиях // Банковское дело. - 2016 - № 39. - С. 27-30.

  2. Суровнева К.А., Полянин А.В., Сухорукова Н.В. Детализация механизмов банковского фондирования // Экономика и предпринимательство. 2016. № 6 (71). С. 1012-1017.

  3. Сухорукова Н.В., Цвырко А.А. Риски банковской системы России // Сборник трудов международной научно-практической конференции «Экономика предпринимательства: теория и практика». – Орел.: ООО «Научное обозрение», 2015. С. 54-55.

  4. Stroeva O.A., Sukhorukova N.V., Tsvyrko A.A., Ivashchenko T.N.Activization of innovative activities Russian commercial banks // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Т. 6. № 36. С. 201-210.

  5. Цвырко А.А. Развитие потребительского кредитования в России // Материалы и доклады 2-й международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные исследования в области экономики и финансов». Ч.1. – Орел: Орловский филиал РАНХиГС. 2016. С.73-74

Просмотров работы: 2840