ФИЛОСОФСКО – РЕЛИГИОЗНЫЕ ИДЕИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ МИРА В ДАОСИЗМЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФИЛОСОФСКО – РЕЛИГИОЗНЫЕ ИДЕИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ МИРА В ДАОСИЗМЕ

Усольцева Ю.А. 1, Филатов В.И. 1, Собольникова Е.Н. 1
1Тобольский индустриальный институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Заметно усилившийся в недавнем прошлом на Западе (в Европе и США) и в России интерес к восточным учениям, в целом, и к даосизму, в частности, не ослабевает, а, пожалуй, продолжает расти. Показательно, что «Дао-дэ цзин» по количеству переводов на различные языки находиться на втором месте после Библии. Появилось в огромном множестве клубы, специальные школы изучения восточной философии, цигуна, боевых искусств, являющихся одними из направлений даосской практики. Особо следует отметить пристальное внимание к даосизму среди отечественных философов и других представителей ученого мира: физиков, психологов, экономистов и медиков. Интерес к даосизму усиливается в связи с необходимостью развития методологии философии и науки на основе новейших теорий и разработок в области физики и психологии, неукладывающихся в существующие концепции [2].

Даосизм – одна из традиционных религий Китая. Понятие «Дао» в китайской культуре трактуется очень широко: дорога, путь, тропа, маршрут, Великий закон природы, Первопричины всего сущего, а также Путь Неба или Великое Ничто.

Понятие «Дао» зародилось еще в глубокой древности и понималось как источник явлений материальной и духовной жизни. Все, что существует согласно древнекитайским мыслителям, произошло от Дао, чтобы затем, совершив круговорот, снова в него вернуться. Из Дао рождается реальный мир, затем уходит обратно в Дао и появляется заново. Дао не только первопричина, но также и конечная цель, завершение бытия. Конфуцианцы определяли Дао как закон природы, устанавливающий нравственные и этические нормы в мире и обществе. Соблюдая нормы поведения в семе, обществе и государстве, последователи конфуцианства исполняют закон Дао. Даосы (последователи даосизма) характеризуют Дао как нечто «смутное», «непознаваемое», «бесформенное», «чудесное», «безбрежное», то, что не может быть мыслимо и неподвластно определению. даосская философская мысль призывает стремиться познать Дао и, слившись с ним, обрести бессмертие. Для достижения цели необходимо проделать труднейшую работу по очищению души и тела, добиваясь максимальной просветленности духа. На этом пути придется отбросить все личное, отказаться от любых желаний и стремлений, истребить в себе индивидуальность, и только тога, возможно, откроется смысл полной внутренней свободы. Помимо категории Дао в системе даосской философии существенное место занимает понятие «Ци», которыми обозначают материю, воздух, эфир, газ, дух жизненную силу. Ци – универсальная составляющая всех явлений и предметов в мире. Ци – первоматерия, наполняющая оболочки всех вещей и вдыхающая в них жизненный импульс. Она придает всему форму и наделяет способностью быть. Ци пронизывает все мироздание.

Даосская религия во многом продолжает древнекитайскую религиозную традицию и теснейшим образом связана с натурфилософскими представлениями Древнего Китая. Мир вначале представлял собой хаос, состоявший из мельчайших частиц, которые пребывали в беспорядочном, разреженном состоянии, в виде бесформенного тумана. В дальнейшем произошел процесс разделения частиц: легкие, светлые частицы поднялись наверх, а тяжелые, темные упали вниз. Из легких частиц, получивших название Ян, образовалось Небо; из тяжелых частиц, названных Инь, - земля. Инь и Ян - два взаимодополняющих начала в мире. Выстраивалась следующая картина мира: над всем господствует безграничное круглое Небо, внизу простирается квадратной формы земля, а в центре ее - Срединное царство, т. е. Китай, который называли еще Поднебесной страной. Все предметы и явления произошли в результате взаимосвязи светлого начала Ян и темного начала Инь. Эта взаимосвязь порождает в природе и в жизни людей движение и покой, тепло и холод, свет и тьму, добро и зло. Не следует рассуждать о том, какой элемент в этих парах хуже или лучше: и то и другое необходимо, одно без другого немыслимо. Так, движение переходит в покой, свет сменяется тьмой, и, наоборот, холодное становится горячим, а потом вновь охлаждается. Система противоположностей лишена оценочного критерия просто потому, что чередование Ян - Инь так же неизбежно, как смена дня и ночи, лета и зимы, жизни и смерти. Ян и Инь, проникая друг в друга, меняются местами - так создается «круговорот вещей»[1, с.74].

Согласие и гармония между Инь и Ян проявлялись в том, что величественное Небо-отец согревало своим теплом Землю-мать и оплодотворило ее дождем. Тогда Земля-мать становилась плодородной, могла порождать не только травы, злаки, деревья и цветы, но и жилые существа, в том числе и человека. Таким образом, весь человеческий род произошел от союза Неба и Земли. Небо считалось гарантом спокойствия и мира па земле. Оно играло роль верховного судьи во всех делах, которые происходили в человеческом обществе. От милости Неба зависит судьба всего народа. В паре с Землей Небо служит символом тех закономерностей, которые лежат в основе мироздания и управляют гармонией Космоса. Таким образом, закон Вселенной укладывается в следующую формулу: во главе всего находится Дао (Единое), оно проникает во Вселенную в виде энергии Ци, а два начала - Инь и Ян - благодаря своему единству и борьбе противоположностей являются движителями всех процессов Вселенной. А взаимодействие Неба и Земли - всею лишь метафора законов, лежащих в основе мироздания [4, с.93].

Медитация занимает центральное место в духовной практике даосов, поскольку именно с ее помощью можно достичь того высшего состояния духа, за которым откроется Дао. Важнейшее условие осуществления даосской медитации - достижение спокойствия и уравновешенности Ци, пребывающей в человеке. Полное умиротворение и отрешенность связаны с состоянием «поста сердца», когда человек слушает не ушами и познает не сердцем, а непосредственно Ци, т. е. своей внутренней энергетикой.

В даосизме принято считать, что человек состоит из двух натур - естественной (природной) и собственно человеческой (привнесенной и искусственной). Природная натура истинна, а человеческая, искажающая при-роду, ложна. Неестественная составляющая личности служит синонимом гордого своеволия человеческого Я. Тянь (естественная натура) зовет человека следовать истинным путем, т. е. приобщиться к Дао, а Жень (искусственная натура) уводит от познания истины, слишком крепко привязывая человека к мирским радостям жизни, заставляя его многого хотеть и ко многому стремиться. Полное отсутствие Тянь характерно для людей заблуждающихся или испорченных (и поэтому, как правило, страдающих). Часто они становятся злодеями или тиранами, принося вред не только себе и другим, но и природе. Культ естественности в даосизме перекликается с идеей спонтанности и неконтролируемости человеческих эмоций и реакций. Одновременно со стремлением достичь душевного спокойствия и умиротворения даосы учились давать волю своим Чувствам и желаниям, ни в чем не чиня преград естеству своей натуры.

В отличие от раннего даосизма с его стремлением философского осмысления мира и слияния с Дао, в Средневековье акцент смещается в сторону оккультной и мистической практики. Главное направление - поиск рецепта приготовления порошка или эликсира бессмертия. Для его изготовления пользовались и киноварью, и серой, и неочищенной селитрой, и мышьяком, и слюдой, а также каменным и персиковым деревом, золой от тутового дерева, различными кореньями и травами. Кроме того, в дело шли золотая н нефритовая эссенции, изготовленные из золота и нефрита с помощью мистических формул. На базе всех этих поисков в Китае пышным цветом расцвела алхимия. Хотя главной своей задачи она и не достигла - рецепт так и не был найден, - зато во многом поддержала тысячелетнюю даосскую практику знахарства и врачевания. даосы считались лучшими лекарями в Китае. В их арсенале кроме собственно лекарственных препаратов и трав были всевозможные заклинания, обереги, талисманы и амулеты. Вера в магию была так сильна, что ее часто предпочитали действительно лекарственным препаратам. Влияние религиозного даосизма на китайскую медицину сохранилось и поныне [3].

Литература:

  1. Мир религий. – М., 2006. – С.74.

  2. Собольникова Е.Н. Проблема целерационального в мистическом опыте / Актуальные вопросы современного общества. Под редакцией И.Н. Титаренко. Ставрополь, 2016. С. 100-101.

  3. Цигун буддийский и даосский [Интернет ресурс] http://www.taiji-bg.com/articles/qigong/q1.htm ( Дата обращения: 15.01.2017)

  4. Торчинов Е.А. Даосизм. СПб, 1998. С.486.

Просмотров работы: 305