МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ: ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ: ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Мовчан А.В. 1, Швыденко Н.В. 1
1Донской Государственный Технический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Данная статья посвящена анализу современных тенденций развития международного рынка образовательных услуг, которые представляют собой существенную и энергично развивающую область мирового хозяйства.

Рынок образовательных услуг представляет собой неотъемлемую часть мирового рынка услуг. Международный рынок образовательных услуг характеризуется увеличением конкуренции, наряду с традиционными лидерами ряд стран проводят активную политику по продвижению собственных интересов в данной сфере.

Международный рынок образования является системой взаимоотношений между поставщиками, производителями и потребителями образовательных услуг. Услуги предоставляются гражданам за пределами их стран, а также иностранными учреждениями на внутренних рынках, в том числе с использованием информационных и сетевых технологий [1].

Современному международному рынку образовательных услуг (МРОУ) характерны следующие тенденции:

  • увеличение объемов продаж и масштабов рынка образовательных услуг, международной мобильности исследователей, преподавателей и студентов;

  • появление новых игроков и усиление конкуренции на рынке международного образования;

  • существенное повышение активности учебных заведений;

  • развитие региональных рынков образовательных услуг;

  • разработка новых стратегий экспорта образовательных услуг;

  • увеличение использования метода частного подбора и поиска талантливых студентов;

  • акцентирование внимания на уровне качества поставляемых образовательных услуг для всех участников данного рынка и др. [1].

Международный рейтинг лучших университетов мира по-прежнему возглавляют вузы США и Великобритании. Следом за ними сразу идут университеты Азии. А вот российские вузы не вошли в топ-200 основного рейтинга, но за то находятся в первой сотне предметного рейтинга.

На первом месте среди лучших университетов мира находится Калифорнийский технологический университет (CalTech), на втором – Гарвардский университет, на третьем – Оксфордский университет, на четвертом – Стэнфордский университет, на пятом – Массачусетский технологический институт (MIT), на шестом – Принстонский университет, на седьмом месте Кембриджский университет, на восьмом – Калифорнийский университет в Беркли, на девятом – Чикагский университет и на десятом месте Имперский колледж Лондона.

Первую десятку стран, пользующихся особой популярностью у студентов из России, возглавляют Великобритания, Германия, Китай. Затем – с большим отрывом – идут США, Франция, Канада. И замыкают этот неофициальный рейтинг Финляндия, Южная Корея, Чехия и Италия [3].

В таблице 1 перечислены специальности и страны, которые пользуются особой популярностью у студентов из России.

Таблица 1 – Специальности и страны, которые пользуются особой популярностью у студентов из России.

№ п/п

Специальность

Страна

1

Английский язык

Великобритания, Мальта, Канада, США

2

Бизнес (менеджмент)

США, Великобритания, Франция, Канада, Китай

3

Финансы

Великобритания, США, Канада Право Германия, Китай

4

Гуманитарные науки

Германия, Франция, Чехия

5

Дизайн и мода

Великобритания, Италия, Франция, Финляндия, Китай

6

Инженерные науки, строительство

Германия, Южная Корея, Финляндия, Канада, Китай

7

Информационные технологии

США

8

Туризм и гостиничное дело

Швейцария, Италия

9

Немецкий язык

Германия, Австрия

10

Медицина

Германия, Китай, Великобритания, США

Самые дорогие университеты традиционно находятся в США и Великобритании. В международных рейтингах вузов они занимают самые высокие позиции. Поэтому высокая стоимость обучения в университетах этих стран оправдана престижем, привлекающим в них студентов со всего мира. В США и Великобритании казна получает немалые доходы от продажи образовательных услуг, поэтому образование уже давно стало коммерческим видом деятельности. Однако в последнее время все больше ощущается конкуренция со стороны стран Канады, Австралии и Новой Зеландии.

Во многих странах, где обучение в университетах стоит дорого, для местных граждан существуют совсем другие тарифы, которые значительно дешевле. Но в России стоимость обучения одинаковая для всех студентов. Отсутствие программ на английском языке способствует тому, что в российских вузах учатся в основном иностранцы из Средней Азии, а они не слишком платежеспособные. Поэтому и приходится устанавливать разные тарифы для иностранных и российских студентов [1].

Иностранные студенты, которые приезжают на учебу в американские университеты, приносят экономике страны более 24 миллиардов долларов.

За последние 25 лет возросла студенческая мобильность более чем на 300% и на сегодня составляет около 3 млн. человек. Ожидается, что к 2025 году – около 9 млн. человек. Больше всего студентов выезжает из Азии, в частности из Китая, Индии и Республики Корея, а также из арабских стран. В числе принимающих стран лидируют США – она приняла около 19% от общего числа выезжающих на учебу за рубеж студентов, Великобритания – 12%, Франция – 8%, Германия – 7%, Австралия – 7% [2].

Существуют страны, в которых больше студентов, обучающихся за рубежом, чем в собственной стране. Это Ангилья, Монтсеррат, Андорра, Лихтенштейн, Люксембург, Сан-Томе и Принсипи, Сейшельские острова.

Около 40% приезжающих учиться в Россию – студенты из стран СНГ, 35-36% – из стран Азии (Индия, Китай, Вьетнам и т.д.) и намного меньший процент – из других стран. Это объясняется финансовым, геополитическим аспектом (историческая ориентированность этих стран на Советский Союз и Россию) и культурологическим (особенно для стран СНГ, где владеют русским языком) [5].

Как правило, для студенческой молодежи особенно актуальным является решение жилищного вопроса.

Зарубежный опыт дает примеры блестящего решения жилых студенческих городков (кампусов), где создаются прекрасные условия для жизни. На сегодняшний день в списке лучших мировых вузов по условиям обучения и проживания лидируют университеты США и Великобритании.

За последние годы развития университетских кампусов в США сформировались следующие тенденции:

1.Увеличение расходов на новое строительство кампусов, реконструкцию внешнего вида строений и внутренне оснащение зданий.

2.При разработке архитектурных и объемно-планировочных решений кампусов учитываются современные требования будущих жильцов. Здания отлично гармонирует с окружающей природой, удовлетворяя эстетические потребности, кампус содержит все, что необходимо для удовлетворения насущных потребностей студентов. Общежития становятся более комфортабельными. Все больше университетов отказываются от практики комнат, рассчитанных на нескольких студентов. У всех должна быть отдельная комната с отдельной ванной [4].

3.Университеты рассматривают улучшение архитектурного облика зданий, совершенствование инфраструктуры кампусов, повышение комфорта жилых помещений как способ привлечения большего количества студентов.

По мнению экспертов, на рынке аренды сегмент «студенческое жилье» меньше всего подвержен экономическим кризисам. Покупать и перепродавать жилье с прибылью в условиях падения цен сложно, поэтому для инвесторов становится привлекательным вкладывать средства в объекты, предназначенные для аренды. В развитых западных странах вложение капитала в такие объекты позволяют получать высокий рентный доход.

В России при достаточно высоком качестве образования отмечен низкий уровень жилищно-бытового и досугового обеспечения жизни студенческой молодежи. В свою очередь студенты считают жилищно-бытовые проблемы приоритетными для решения в рамках стратегического плана города. В связи с замедленными темпами решения комплекса проблем по повышению доступности и комфортности жилья для молодого населения ведется поиск альтернативных направлений решения поставленных вопросов на основе разработки новых рыночных механизмов. Одним из таких направлений может стать строительство молодежных жилищных комплексов (МЖК) за счет частно-государственного партнерства [4].

В заключение следует отметить, что особенность образовательных услуг состоит в том, что они направлены на формирование и развитие духовных ценностей, обеспечивают реализацию познавательных интересов, самореализацию личности, создают условия для формирования человеческого капитала. Так, более 75% национального богатства стран Северной Америки и Западной Европы составляет именно человеческий капитал, т.е. образованное население, которое умеет использовать знания, чтобы наиболее эффективно решать возникающие проблемы [1].

Финансовая поддержка системы образования является одной из приоритетных задач государства, поскольку такие вложения рассматриваются как инвестиции в будущее нации. Особенно актуален вопрос обеспечения жильем молодых граждан, поэтому возникает необходимость разработки инвестиционных программ по строительству современных молодежных жилищных комплексов для временного проживания молодежи с привлечением частных и государственных источников финансирования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Галичин В.А. Международный рынок образовательных услуг. Интернет-журнал «Век глобализации», 2013. – №2. Электронный журнал. – Режим доступа: cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnyy-rynok-obrazovatelnyh-uslug

  2. Мосейкин Ю.М. Российский рынок должен поглощать, а не выплевывать рабочую силу. Интернет-журнал «Higher Education Discovery», 2013. Электронный журнал.–Режимдоступа: akvobr.ru/rossiiskii_rinok_dolzhen_pogloschat_rabochuyu_silu

  3. Пугач В.Ф. Мобильные студенты в высшем образовании России. Интернет-журнал «Высшее образование в России», 2012. – №4. Электронный журнал. – Режим доступа: elibrary.ru/item.asp/16357013

  4. Швыденко Н.В. Методологические аспекты создания системы управления строительством молодежных жилищных комплексов. Интернет-журнал «Науковедение», 2012. – №4. Электронный журнал. – Режим доступа: naukovedenie.ru/PDF/91ergsu412.pdf

  5. Информационный портал межрегионального делового сотрудничества. – Электронный ресурс. – Режим доступа: marketcenter.ru/content/doc-2-11586

Просмотров работы: 641