СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА

Швыденко Н.В. 1, Табакова А.В. 1
1Академия строительства и архитектуры Донского государственного технического университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В условиях рыночной экономики в России возникает необходимость в оценке стоимoсти бизнеса в связи с тем, что появилась возможность вложить средства в бизнес, купить и продать его. Бизнес является объектом оценки, а независимая oценка стоимoсти бизнеса при этом является важным инструментом управления.

Актуальность оценки бизнеса применительно к строительной отрасли возрастает, поскольку в настоящее время продолжают увеличиваться объемы строительства и, соответственно, возникает необходимость оценки строительного бизнеса.

Оценка бизнеса (предприятия) – определение в денежном выражении стоимости бизнеса, учитывающей его полезность им затраты, связанные с получением этой полезности [1]. Объектом оценки является любая собственность, т.е. любое имущество в совокупности с пакетом связанных с ним прав.

Существует три основных подхода к оценке бизнеса.

1. Сравнительный подход к оценке стоимости бизнеса – совокупность методов оценки стоимости объекта, основанных на сравнении объекта оценки с аналогичными объектами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок с ними [1].

2. Затратный подход к оценке стоимости бизнеса – совокупность методов оценки стоимости объекта, основанных на определении затрат, необходимых для восстановления либо замещения объекта оценки с учетом его износа.

3. Доходный подход к оценке стоимости бизнеса – совокупность методов оценки стоимости объекта, основанных на определении ожидаемых доходов от объекта оценки.

Каждый из вышеизложенных подходов позволяет выявить определенные характеристики объекта оценки бизнеса. Ниже представлены основные преимущества и недостатки перечисленных подходов (таблица).

Таблица - Сравнительный анализ основных подходов

к оценке стоимости бизнеса

Название подхода

Преимущества

Недостатки

Сравнительный подход

1.Если есть достаточная информация об аналогах, получаются точные,объективные результаты

2.Подход отражает рынок, учитывая реальное соотношение спроса и предложения на подобные объекты, так как основан на сравнении оцениваемого предприятия с аналогами, уже купленными недавно или акции которых свободно обращаются на финансовых рынках

3.В цене предприятия отражаются результаты его производственно-хозяйственной деятельности

1.Базируется только на ретроспективной информации, практически не учитывает перспективы развития предприятия

2.Сложно, а иногда невозможно собрать финансовую информацию об аналогах (из-за недостаточного развития фондового рынка многие акционерные общества не дают свои котировки на фондовый рынок, а закрытые акционерные общества, которых очень много, не раскрывают финансовую информацию)

3.Требуется вносить существенные корректировки из-за сильных различий предприятий между собой (различаются оборудование, ассортимент, стратегии развития, качество управления и т.д.)

Затратный подход

1.Проводится оценка предприятия в целом

2.Оценка контрольного пакета акций предприятия, обладающего значительными материальными активами

3.Оценка новых предприятий, когда отсутствуют ретроспективные данные о прибылях

4.Оценка предприятий, когда имеются затруднения с обоснованным прогнозированием величины будущих прибылей или денежных потоков;

5. Отсутствие рыночной информации о предприятиях-аналогах

6.Ликвидация предприятия (метод ликвидационной стоимости)

Это естественный подход для оценки предприятия, которое будет закрываться с распродажей его имущества по рыночной стоимости и с погашением долгов фирмы не зависимо от сроков их истечения. Следовательно явных недостатков данный подход не имеет

Доходный подход

1.Учитывается доходность предприятия, что отражает основную цель его функционирования – получение дохода собственником;

2.Применение подхода необходимо при принятии решений о финансировании, анализе предприятия, целесообразности инвестирования, при обосновании решений о купле-продаже предприятия

3.Подход учитывает основные перспективы развития предприятия.

1.Прогнозирование долговременного потока дохода затруднено сложившейся недостаточно устойчивой экономической обстановкой в России, из-за чего вероятность неточности прогноза увеличивается пропорционально долгосрочности прогнозного периода

2.Сложность расчета ставок капитализации и дисконтирования

3.В процессе прогнозирования денежных потоков или ставок дисконтирования устанавливаются различные предположения и ограничения, носящие условный характер

4.Влияние факторов риска на прогнозируемый доход

5.Многие предприятия не показывают в отчетности реальный доход, на анализе которого базируется доходный подход, или же показывают убытки

Следует отметить, что при выборе конкретных подходов оценщик должен учитывать целый ряд условий [3, с.56]. Таким образом, каждый из используемых классических подходов оценки обладает и достоинствами, и недостатками, а также имеет свою индивидуальную область применения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Щербаков В.А., Щербакова Н.А. Оценка стоимости предприятия (бизнеса) Практическое руководство. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Омега-Л, 2012. - 315 с.

  2. Чеботарев Н.Ф. Оценка стоимости предприятия (бизнеса): Учебник — М.: Издательско-торговая корпорация. «Дашков и К», 2009. – 256 с.

  3. Карпушкина, А.В. Оценка стоимости предприятия (бизнеса): текст лекций / А.В. Карпушкина. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008. – 92 с.

Просмотров работы: 686