ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА.

Бадулина Е.В. 1
1Северо-Кавказский федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Во вспомогательной школе уделяют много внимания обучения русскому языку. Успешное обучение детей во многом зависит от уровня овладения ими навыков чтения и письма, связной устной и письменной речи.

Специфика овладения языком в коррекционной школе связана с трудностями русской фонетики, графики и орфографии, своеобразием общего и речевого развития обучающихся, с имеющимися у них нарушениями психофизической функции. Процесс формирования речевой деятельности в таких школах должен быть поэтапным.

  1. Добукварный период обучения грамоте.

  2. Букварный период обучения грамоте.

  3. Обучение фонетически правильному письму.

  4. Обучение письму по правилу.

Основной задачей первого этапа обучения является необходимости подготовки детей с умственной отсталостью к овладению грамотой. Основываясь на усвоенные элементарные знания по грамматике и письму у обучающихся происходит формирование некоторых орфографических и пунктуационных навыков, происходит развитие устной и письменной речи.

Также, перед добукварным периодом обучения лежит ряд не менее важных задач:- первичное изучение детей, поступивших в первый класс (выявление общего и речевого развития детей, уровня владения учебными знаниями и навыками);- развитие интереса к обучению;- воспитание навыков речевого общения;- развитие фонематического слуха;- отработка произносительной стороны речи;- формирование зрительного и пространственного восприя­тия и представления;- коррекция моторики руки, подготовка к обучению письму.

В коррекционной школе обучение грамоте является одним из основных разделов обучения. Детям с интеллектуальными нарушениями достаточно сложно усваивать и овладевать первичными навыками чтения и письма. Это связано с нарушенным развитием компонентов речи, участвующих в акте чтения и письма, а именно, анализ и синтез, слуховое и зрительное восприятие, артикуляция, моторика, пространственная ориентировка.

В основе обучения грамоте в коррекционной школе лежат общедидактические принципы обучения от легкого к сложному, от знакомого к незнакомому, а также необходимо учитывать нарушения детей с умственной отсталостью и опираться на их сохранные возможности.Букварный период во вспомогательной школе длится в течение всего первого класса, а послебукварный перенесен во второй класс. Обучение грамоте ведется звуковым аналитико-синтетическим методом, особенности применения которого во вспомогательной школе заключаются в следующем:- увеличение сроков на изучение каждого звука и буквы, слога, слова в сравнении с массовой школой, учащиеся которой по уров­ню речевого развития и аналитико-синтетической деятельности подготовлены к школьному обучению;- необходимость сходные и часто смешиваемые звуки (парные звонкие и глухие, твердые и мягкие), вследствие слабой способ­ности умственно отсталых детей их дифференцировать, изучать не один за другим, а через некоторый промежуток времени, достаточ­ный для усвоения каждого звука в отдельности;- необходимость изучать раньше те из однотипных звуков, ко­торые легче усваиваются;- выделение определенного времени на дифференциацию сход­ных звуков и букв, слогов, слов после тщательного изучения их в отдельности;- изменение порядка знакомства со звуками и буквами по сравнению с массовой школой.В основе русского правописания лежит несколько принципов: фонетический, морфологический, традиционно-исторический и се­мантический при ведущей роли морфологического. На начальном этапе обучения письму первостепенное значение имеет фонетиче­ский принцип, когда написание слов соответствует их произноше­нию. Основой правописания при фонетическом принципе становит­ся звуковой анализ речи. От пишущего требуется умение услы­шать и выделить звуки (фонемы) записываемых слов, определить их последовательность, а затем фиксировать их соответствующи­ми буквами, это является задачей третьего этапа обучения.Для детей, у которых имеются отклонения в умственном раз­витии, овладение грамотным письмом, несомненно, представляет гораздо большие трудности, чем для их нормально развивающих­ся сверстников. Одна из основных причин нарушения письма у умственно отсталых школьников заключается в недостатке их интеллектуальных возможностей, в результате чего у них наблю­дается отставание в речевом развитии. Прежде всего это проявля­ется в задержке и затрудненном формировании представлений о звуковом составе слова.

Наиболее распространено у умственно отсталых школьников фонематическое недоразвитие. Из их числа выделяются ученики, которые в силу грубого нарушения фонематического слуха на на­чальных этапах обучения почти не овладевают письмом. Только в отдельных случаях можно понять написанное ими.

В менее выраженных случаях фонематическое недоразвитие проявляется в значительном нарушении звуко-буквенного анализа слов и, следовательно, в серьезных ошибках на письме. Олигофрены, у которых нарушена учебная деятельность, на­блюдается нестойкость внимания, неуравновешенность поведения, сниженная работоспособность, обладают сохранной техникой письма, у них не возникает больших затруднений ни при произно­шении слов, ни при устном анализе. Как правило, трудностей в овладении письмом эти обучающиеся не испытывают. Говорить о ти­пичности ошибок у этой группы школьников не представляется возможным, так как они встречаются в неодинаковых количествах и во всевозможных сочетаниях.

Проблема обучения грамотному письму умственно отсталых школьников младших классов особенно остро возникает при пе­реходе к письму по правилу, когда написание расходится с произ­ношением. Фонетически правильное письмо опирается на слухо­вые, зрительные, пространственные, речедвигательные и общедви­гательные восприятия и представления при достаточно сохранном внимании. Затруднения связаны в основном с имеющимися у от­дельных детей психофизическими нарушениями.

Усвоение правила правописания сложный психический про­цесс, который осуществляется при достаточно развитом умении отвлечься от конкретного содержания, видеть сходство и разли­чие, общее и закономерное и на этой основе делать определенные выводы, обобщения, что оказывает влияние на выработку ассо­циаций орфографического рода.

У умственно отсталых школьников этих ассоциаций не возни­кает без специально направленного обучения вследствие наруше­ния аналитико-синтетической деятельности и бедности предшест­вующего речевого опыта. Именно поэтому первые орфографиче­ские сведения во вспомогательной школе в программе отодвину­ты на более поздний срок.

Просмотров работы: 317