Специфика овладения языком в коррекционной школе связана с трудностями русской фонетики, графики и орфографии, своеобразием общего и речевого развития обучающихся, с имеющимися у них нарушениями психофизической функции. Процесс формирования речевой деятельности в таких школах должен быть поэтапным.
Добукварный период обучения грамоте.
Букварный период обучения грамоте.
Обучение фонетически правильному письму.
Обучение письму по правилу.
Основной задачей первого этапа обучения является необходимости подготовки детей с умственной отсталостью к овладению грамотой. Основываясь на усвоенные элементарные знания по грамматике и письму у обучающихся происходит формирование некоторых орфографических и пунктуационных навыков, происходит развитие устной и письменной речи.
Также, перед добукварным периодом обучения лежит ряд не менее важных задач:- первичное изучение детей, поступивших в первый класс (выявление общего и речевого развития детей, уровня владения учебными знаниями и навыками);- развитие интереса к обучению;- воспитание навыков речевого общения;- развитие фонематического слуха;- отработка произносительной стороны речи;- формирование зрительного и пространственного восприятия и представления;- коррекция моторики руки, подготовка к обучению письму.
В коррекционной школе обучение грамоте является одним из основных разделов обучения. Детям с интеллектуальными нарушениями достаточно сложно усваивать и овладевать первичными навыками чтения и письма. Это связано с нарушенным развитием компонентов речи, участвующих в акте чтения и письма, а именно, анализ и синтез, слуховое и зрительное восприятие, артикуляция, моторика, пространственная ориентировка.
В основе обучения грамоте в коррекционной школе лежат общедидактические принципы обучения от легкого к сложному, от знакомого к незнакомому, а также необходимо учитывать нарушения детей с умственной отсталостью и опираться на их сохранные возможности.Букварный период во вспомогательной школе длится в течение всего первого класса, а послебукварный перенесен во второй класс. Обучение грамоте ведется звуковым аналитико-синтетическим методом, особенности применения которого во вспомогательной школе заключаются в следующем:- увеличение сроков на изучение каждого звука и буквы, слога, слова в сравнении с массовой школой, учащиеся которой по уровню речевого развития и аналитико-синтетической деятельности подготовлены к школьному обучению;- необходимость сходные и часто смешиваемые звуки (парные звонкие и глухие, твердые и мягкие), вследствие слабой способности умственно отсталых детей их дифференцировать, изучать не один за другим, а через некоторый промежуток времени, достаточный для усвоения каждого звука в отдельности;- необходимость изучать раньше те из однотипных звуков, которые легче усваиваются;- выделение определенного времени на дифференциацию сходных звуков и букв, слогов, слов после тщательного изучения их в отдельности;- изменение порядка знакомства со звуками и буквами по сравнению с массовой школой.В основе русского правописания лежит несколько принципов: фонетический, морфологический, традиционно-исторический и семантический при ведущей роли морфологического. На начальном этапе обучения письму первостепенное значение имеет фонетический принцип, когда написание слов соответствует их произношению. Основой правописания при фонетическом принципе становится звуковой анализ речи. От пишущего требуется умение услышать и выделить звуки (фонемы) записываемых слов, определить их последовательность, а затем фиксировать их соответствующими буквами, это является задачей третьего этапа обучения.Для детей, у которых имеются отклонения в умственном развитии, овладение грамотным письмом, несомненно, представляет гораздо большие трудности, чем для их нормально развивающихся сверстников. Одна из основных причин нарушения письма у умственно отсталых школьников заключается в недостатке их интеллектуальных возможностей, в результате чего у них наблюдается отставание в речевом развитии. Прежде всего это проявляется в задержке и затрудненном формировании представлений о звуковом составе слова.
Наиболее распространено у умственно отсталых школьников фонематическое недоразвитие. Из их числа выделяются ученики, которые в силу грубого нарушения фонематического слуха на начальных этапах обучения почти не овладевают письмом. Только в отдельных случаях можно понять написанное ими.
В менее выраженных случаях фонематическое недоразвитие проявляется в значительном нарушении звуко-буквенного анализа слов и, следовательно, в серьезных ошибках на письме. Олигофрены, у которых нарушена учебная деятельность, наблюдается нестойкость внимания, неуравновешенность поведения, сниженная работоспособность, обладают сохранной техникой письма, у них не возникает больших затруднений ни при произношении слов, ни при устном анализе. Как правило, трудностей в овладении письмом эти обучающиеся не испытывают. Говорить о типичности ошибок у этой группы школьников не представляется возможным, так как они встречаются в неодинаковых количествах и во всевозможных сочетаниях.
Проблема обучения грамотному письму умственно отсталых школьников младших классов особенно остро возникает при переходе к письму по правилу, когда написание расходится с произношением. Фонетически правильное письмо опирается на слуховые, зрительные, пространственные, речедвигательные и общедвигательные восприятия и представления при достаточно сохранном внимании. Затруднения связаны в основном с имеющимися у отдельных детей психофизическими нарушениями.
Усвоение правила правописания сложный психический процесс, который осуществляется при достаточно развитом умении отвлечься от конкретного содержания, видеть сходство и различие, общее и закономерное и на этой основе делать определенные выводы, обобщения, что оказывает влияние на выработку ассоциаций орфографического рода.
У умственно отсталых школьников этих ассоциаций не возникает без специально направленного обучения вследствие нарушения аналитико-синтетической деятельности и бедности предшествующего речевого опыта. Именно поэтому первые орфографические сведения во вспомогательной школе в программе отодвинуты на более поздний срок.