ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ РАБОТЫ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ 3 УРОВНЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ РАБОТЫ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ 3 УРОВНЯ

Додина В.П. 1, Артеменко О.Н. 1
1Северо-кавказский федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Важность проведения диагностики на различных этапах работы с детьми с ОНР неоспорима. Однако для проведения диагностики необходимо проанализировать имеющиеся методы и методики, в целях выяснения их наиболее удачного практического применения. Для изучения особенностей формирования связной речи некоторые ученые, такие как В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Т.Б. Филичева и др. предложили диагностические методики изучения особенностей формирования связной речи.

В диагностической методике Филичевой Т.Б. применяются серия методических картин на тему «Мы играем», «Домашние и дикие животные» для составления связного рассказа по сюжету картин, а также картины из «Дидактического материала по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста» [10, c.77].

При обследовании связной речи автор рекомендует использовать разнообразные задания, например: рассказать от 1-го лица; подобрать эпитеты к определенным словам; пересказать текст, изменяя время совершаемых действий; образовать сравнительную степень прилагательных; образовать уменьшительную форму и др.

Филичева Т.Б. называет основной задачей логопедического воздействия на детей с общим недоразвитием речи - научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств. Работа по развитию связной речи ведется по следующим направлениям: обогащение словарного запаса; обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов; разучивание стихотворений; отгадывание загадок.

Т.Б. Филичева описала своеобразие связной речи детей и с четвертым уровнем общего недоразвития речи. Автор говорит о том, что в беседе, при составлении рассказа по заданной теме, картине, серии сюжетных картинок констатируются нарушения логической последовательности, застревание на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных 31 эпизодов. Рассказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказ на свободную тему с элементами творчества, дети пользуются в основном простыми малоинформативными предложениями. Дети испытывают трудности при планировании своих высказываний и отборе соответствующих языковых средств.

Анализ высказываний детей с ОНР выявляет картину выраженного аграмматизма. Характерными для подавляющего большинства являются ошибки при изменении окончаний существительных по числам и родам, при согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде и падеже. Недостатки в сфере лексики, грамматического строя с наибольшей отчетливостью проявляется в различных формах монологической речи (пересказ, рассказ по картине, рассказ-описание).

В.К. Воробьева же рекомендует связную речь обследовать по четырем разделам. Принципиальным моментом методики логопедической работы с детьми, имеющими недоразвитие речи, является первоначальное формирование у них навыков и умений связной повествовательной, а не описательной речи.

В.К. Воробьевой разработан такой способ, который существенно отличается от широко распространенного в логопедии метода словесного выяснения, о чем говорится в сообщении, с опорой на вопросы логопеда. Это способ показа смысловой структуры рассказа и способа связей предложений в нем, которые наглядно продемонстрируют детям, за счет каких компонентов осуществляется переход мысли от одного предложения к другому – цепной рассказ.

Учитывая психологические аспекты, формирования связной речи должно осуществляться поэтапно.

В.К. Воробьева предлагает построить процесс обучения не на словесных, а предметных отношениях, направляя ребенка таким образом, чтобы он был поставлен в условия решения мыслительной задачи.

В предложенной системе развития связной речи существует четыре взаимосвязанных между собой раздела:

  • 1 раздел. Формирование ориентировочной основы действий по узнаванию связного сообщения - рассказа.

  • 2 раздел. Формирование первоначального навыка связного говорения. Знакомство с правилами смысловой и языковой организации связной речи.

  • 3 раздел. Закрепление правил смысловой и языковой организации связной речи.

  • 4 раздел. Переход к самостоятельной связной речи с опорой на правила смысловой и языковой организации текстового сообщения.

Наиболее целесообразным считается использование диагностических методик В.П. Глухова, так как автор предлагает наблюдение за речью детей осуществлять в процессе игровой, обиходно-бытовой и учебной деятельности. Основное внимание обращается на наличие и уровень сформированности у детей навыков фразовой речи и на особенности речевого поведения. В целях комплексного исследования связной речи детей используется серия заданий, которая включает: составление предложений по отдельным ситуационным картинкам; составление предложения по трем картинкам, связанным тематически; пересказ текста; составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок; сочинение рассказа на основе личного опыта; составление рассказа-описания. Комплексное обследование позволяет получить целостную оценку речевой способности ребенка в разных формах речевых высказываний - от элементарных (составление фразы) до наиболее сложных (составление рассказов с элементами творчества). При этом учитываются характерные особенности и недостатки в построении развернутых высказываний [2, с. 43]

На основе проведенной диагностической работы отмечается важность и обучающих методов, позволяющих корректировать или развивать имеющийся уровень речевых навыков. К одним из таких методов относят обучение рассказыванию. Кроме него, в терапии часто используются и новые, инновационные методы, такие как кинезиология или логоритмика.

Умение рассказывать поможет ребенку стать общительным, развить уверенность в собственных силах, так как монологическая речь требует взаимосвязанности, полноты и четкости ее компонентов, так как рассказ, монолог требует полной сосредоточенности на одной, главной мысли, которая должна быть живо и образно передана ребенком.

Обучение рассказыванию, как метод формирования связной речи у детей с ОНР подразделяется на несколько компонентов:

  1. Обучение пересказыванию

Во время обучения лиц с ОНР пересказу всегда используются дополнительные приемы работы, которые облегчат составление последовательного высказывания, так как детям данной категории на первых этапах обучения всегда необходима помощь. В качестве опорных материалов могут использоваться иллюстрации, так же важна помощь педагога. Педагог может помочь воспитаннику следующими способами: составить вместе с ребенком план высказывания с помощью опорных вопросов или иллюстраций, вынесение отдельных предложений в план высказывания, что может несколько усложнить работу ребенка. Изначально дети пересказывают только по одному фрагменту текста, позже начинают пересказывать несколько фрагментов враз, и приходят к полному пересказу текста, используя план-схемы.

Большую эффективность при обучении ребенка пересказыванию имеют детские рисунки, сделанные самим воспитанником – они помогают лучше передать все необходимые для пересказа детали.

В процессе занятий по обучению ребенка пересказу должна вестись и коррекционная работа по формированию у ребенка грамматически правильной речи, усвоению различных языковых средств, построению связных высказываний.

На занятиях по обучению пересказу используются следующие упражнения: на изменение слов, подбор форм слов, дополнение предложений подходящими по смыслу словами, воспроизведение отдельного лексического материала и др. Все упражнения проводятся в игровой форме. То есть, у воспитанников формируется практический навык работы с языковым материалом.

2. Обучение рассказу по картинам.

Обучение рассказыванию по картинам занимает важное место в общей коррекционной работе по развитию связной, грамматически правильной речи детей с ОНР. Эта методика строится с учетом особенностей речевого нарушения, а так же психического развития, что требует специальной подготовки, отбора и последовательного использования наглядного материала, а так же четкой структуры коррекционной работы. Используются приемы, развивающие внимание, восприятие, мышление и др.

Для формирования монологической связной речи у старших дошкольников с ОНР используют составление маленьких описательных рассказов по заданной теме, определенной сюжетной картиной.

3. Обучение рассказыванию по серии сюжетных картинок с деталями и подробностями. Возможно использование сюжетного материала Н.Радлова («Зонтик», «Тигр и зайчики» и др.), В.Г. Сутеева (серия «Находка» и т.д.), материал В.В. Гербовой

4. Обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картине с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий (по опорным вопросам).

5. Описание элементов или целостной пейзажной картины.

Коррекционная работа, направленная на формирование различных сторон речи детей включает формирование грамматического строя речи, развитие фразовой речи, обогащение словаря. Во время работы учитывается весь имеющийся дидактически и наглядный материал в соответствии с задачами обучения.

6. Обучение описанию предметов.

Описание — особый вид связной монологической речи. Задача описания состоит в создании образа объекта, чьи признаки должны быть раскрыты в последовательности.

Занятия по обучению описанию оказывают разностороннее воздействие на познавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, активизируют различные виды восприятия, памяти, внимания. Во время обучения описанию воспитанники учатся выделять признаки предмета, составлять последовательное высказывание.

7. Обучение рассказыванию с творческими элементами.

В данном случае понимаются рассказы, придуманные воспитанниками самостоятельно с выбранным содержанием, сюжетом, облеченные в словесную формую. Методические разработки даны А. М. Бородич, Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичевой, А. П. Николаичевой, Е. И. Тихеевой.

Данный вид рассказа наиболее приближает ребенка к тому уровню монологической речи, что потребуется ему для перехода к новому ведущем виду деятельности. Сюда так же относят рассказывание по аналогии, создание продолжения и завершения рассказа, составление рассказа по опорным словам.

Помимо традиционных методов развития связной речи, в последнее время все чаще используются и инновационные, которые так же направлены на достижение максимальных успехов в овладении речью детьми с рчавыми проблемами.

Одним из наиболее результативных методов в коррекционной работе по развитию межполушарного взаимодействия, является метод кинезиологии (кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через двигательные упражнения). Особое внимание здесь уделяется одновременным движениям рук, которые являются разноплановыми. Регуляция таких движений осуществляется на уровне головного мозга, в то время как одинаковые движения рук осуществляются за счет контроля их спинным мозгом. Кинезиологические упражнения используются на логопедических занятиях в виде пауз, физкультурных минуток, способствуют улучшению зрительно-моторной координации, памяти, моторики.

Одним из наиболее эффективных средств коррекционного воздействия так же является логопедическая ритмика. Этот метод направлен на усвоение воспитанниками различных движений, являющихся не только общеукрепляющими, но и имеющими коррекционную направленность: способствуют развитию речевого дыхания, моторики, укреплению мимической мускулатуры, развитию темпо-ритмических и мелодико-интонационных характеристик речи.

В работе используются либо отдельные элементы логоритмики, либо же проводится полное комплексное логоритмическое занятия.

Таким образом, помимо стандартных методов работы, все чаще в логопедической практике встречаются и инновационные методы воздействия. Эти методы так же направлены на достижение максимального результата коррекционной работы и облегчают процесс коррекции, способствуя всеобщему оздоровлению.

Список литературы

  1. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.

  2. Глухов В.П. Формирования связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием . М., 2004.

  3. Жукова Н.С. Мастюкова ЕМ., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. — М., 1973

  4. Зимняя И.А. Предметный анализ текста как продукта говорения // Смысловое восприятие речевого сообщения. — М., 1976. — С. 57—64.

  5. Мастюкова ЕМ. Исследование внутренней речи у детей школьного возраста с различными речевыми нарушениями // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. — 1971. — Т. 31 (71). — Вып. 10. - С. 1512-1517.

  6. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под ред. Г.В. Чиркиной, - 2-е изд., доп. — М., 2003.

  7. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. — М., 2006.

  8. Речевое общение: цели, мотивы, средства. / Под ред. Сорокина Ю.А., Тарасова Е.Ф. - М., 1985.).

  9. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста /О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М., 2004.

  10. Филичева Т.Б., Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. — М., 2000

Просмотров работы: 629