ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Артёменко О.Н. 1, Шипунова А.В. 1
1Северо-Кавказский федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно с проведенными исследованиями в настоящее время наблюдается значительный рост числа детей с речевыми нарушениями. Среди них весьма распространенным нарушением является фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем. [2]

Группа ведущих ученых, Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.В. Чиркина, А. В. Ястребова и др. доказали, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребенка и его возможностями овладения грамотой, что влечёт за собой нарушение письма. В собственную очередь нарушения письма – итог малой подготовленности ранних ступеней речевого формирования к переходу на последующие его ступени, т.е. как результат недоразвития устной речи ребенка. [10]

Формирование речи, содержащие умение четко и конкретно произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. д., одна из ведущих проблем, стоящих перед дошкольным учреждением. [3]

Преодоление фонетико-фонематического недоразвития добивается путем целенаправленной логопедической деятельности по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития. Но, прежде чем приступить к логопедической коррекции, необходимо выявить особенности нарушения дефекта. [7]

Особенности звукопроизношения у детей с ФФНР:

1. Неимение в речи тех или иных звуков и замены звуков. Трудные по артикуляции звуки заменяются простыми по артикуляции, например, вместо с, ш - ф, вместо р, л - ль, й, вместо глухих – свистящие и шипящие (фрикативные) заменяются звуками т, ть, д, дь. Неимение звука или замена его другим по артикуляционному признаку создаёт условия для смешения соответствующих фонем. При смешении звуков, близких артикуляционно или акустически, у детей формируется артикулема, но сам процесс фонемообразования не заканчивается. Тяжесть различения близких звуков, принадлежащих разным фонетическим группам, приводит к их смешению при чтении и на письме. Число ошибочно употребляемых в речи звуков может достигать 16-20. Чаще всего оказываются несформированными свистящие и шипящие (с-сь, з-зь, ц, ш, ж, ч, щ); ть и дь; звуки л, р, рь); звонкие замещаются парными глухими; мало противопоставлены пары мягких и твёрдых звуков; отсутствует согласный й; гласный ы.

2. Замены группы звуков диффузной артикуляцией. Вместо двух или нескольких артикуляционно родных звуков произносится средний, нечеткий звук, вместо ш и с - мягкий звук ш, вместо ч и т – что-то вроде смягченного ч.

Основаниями этаких замен показывает недостаточная сформированность фонематического слуха или его нарушения. Этакие нарушения, где одна фонема заменяется другой, ведет к искажению смысла слова, называют фонематическим.

3. Нестойкое употребление звуков в речи. Отдельные звуки по руководству изолированно ребёнок произносит правильно, но в речи они отсутствуют или заменяются другими. Порой ребёнок одно и тоже слово в разном контексте или при воспроизведении произносит разнообразно. Бывает, что у ребёнка звуки одной фонетической группы заменяются, звуки другой – искажаются. Подобные нарушения называются фонетико-фонематическими.

4. Искажённое произношение одного или нескольких звуков. Дети могут искаженно произносить 2-4 звука или говорить без дефектов, а на слух не различать большее число звуков из разных групп. Сравнительное благополучие звукопроизношения может находить глубокое недоразвитие фонематических процессов. [11]

Причиной искаженного произношения считается малая развитость артикуляционной моторики либо ее патологии. Данная силлабическая патология, никак не оказывает большое влияние в значение текстов.

Кроме упомянутых отличительных черт произношения и фонематического восприятия, у ребенка с ФФНР прослеживаются: общая смазанность речи, невнятное произношение, замедление в создании словаря и грамматического порядка выступления (погрешности в падежных завершениях, использование поводов, ошибки согласования прилагательных и числительных с существительными). [8]

Знание конфигураций патологии звукопроизношения может помочь установить способ деятельности с ребенком. Присутствие силлабических патологий вызывает огромный интерес, уделяет формированию артикуляционного аппарат, небольшой и единой моторики, формированию фонематического слуха и восприятия. [3]

Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна. Выделяют следующие его уровни:

1. Первичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено первично. Предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень действий звукового анализа сформированы недостаточно.

2. Вторичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено вторично. Наблюдаются нарушения речевых кинестезии вследствие анатомических и двигательных дефектов органов речи. Нарушено нормальное слухопроизносительное взаимодействие – важнейший механизм развития произношения. [9]

Знание форм нарушения звукопроизношения помогает определить методику работы с детьми. При фонетических нарушениях большое внимание уделяют развитию артикуляционного аппарата, мелкой и общей моторики, при фонематических нарушениях – развитию фонематического слуха. [1]

При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФНР нарушается слоговая структура слова и произношение слов со стечением согласных. [5]

Особенности в протекании высших психических функций у детей с ФФНР так же влияют на звукопроизношение: внимание у таких детей неустойчивое, нестабильное, иссякающим, не могут так же сосредоточиться на одном предмете; мыслительные операции протекают замедленно, характеризуется это в том что дети плохо понимают абстрактные понятия, скорость мыслительных операций замедленная, вследствие это возникает замедленное восприятие учебного материала; объем памяти отличается от нормы, ребенку нужно больше времени для усвоения материала и понадобиться долгое время повторять заданный материал, чтобы он смог запомнить. [6]

Исходя из перечисленных особенностей высшей нервной деятельности, дети с ФФНР в педагогическом плане характеризуются следующим образом: поведение может быть нестабильным, с частой сменой настроения; могут возникать трудности в овладении учебными видами деятельности, т.к. на занятиях дети быстро утомляются, для них сложно выполнение одного задания в течение длительного времени; возможны затруднения в запоминании инструкций педагога, особенно — двух-, трех-, четырехступенчатых, требующих поэтапного и последовательного выполнения; в ряде случаев появляются особенности дисциплинарного характера. [4]

Таким образом, у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи наблюдаются замены, искажения, пропуски и смешения звуков. Для детей наиболее трудным является произношение свистящих звуков. Большое количество дефектных звуков влияет на слоговую структуру слова и ее произношение. В таком случае у дошкольников наблюдается низкий уровень фонематического восприятия. Дети с данным нарушением испытывают большие трудности восприятия инструкции, т.е. когда им говорят: «Внимательно послушай, хлопни в ладоши, когда услышишь звук». При работе с логопедом дети чаще всего не могут повторить парные звуки. Также можно отметить, что у детей присутствует смазанность речи, нечеткая дикция, ограниченный словарный запас.

Список литературы.

1. Беккер К.П., Совак М. – Логопедия. – М., 1994.

2. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. – М., 2002.

3. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом и коррекционной работе с детьми 5 – 6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. – СПб., 2002.

4. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – СПб., 2004.

5. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб., 2006.

6. Левина Р.Е. Влияние недоразвития речи на усвоение письма. – М., 1963.

7. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 2004.

8. Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А. Логопедические занятия в младшей группе для детей с речевым недоразвитием. – М., 2006.

9. Черкасова Е. Воспитание речевого слуха у детей с общим недоразвитием речи. – М., 2006.

10. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. – М., 2005.

11. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М., 2003.

Просмотров работы: 1821