ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА.

Бадулина Е.В. 1
1Северо-Кавказский федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
К одному из основных недостатков при аутизме относят нарушение общения таких детей с окружающими. Исходя из этого, необходимо уделять особое внимание при формировании коммуникативных способностей ребенка, осуществляя психолого-педагогическую коррекцию детей с расстройством аутистического спектра.

Опираясь на концепцию Никольской О. С., Баенской Е. Р., Либлинг М. М., формирование коммуникативных навыков осуществляется при развитии аффективного отношения детей к окружающим, а также при создании потребности речевого общения.

При постановке цели психолого-педагогической коррекции в формировании коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра можно выделить следующие направления работы:

  • формировать умения в выражении просьбы или требования;

  • формировать социально ответную реакцию;

  • формировать умения называть и описывать предметы, людей, действия;

  • формировать умения в привлечении внимания, а также способность задавать вопросы;

  • формировать умения выражать эмоции, чувства, говорить о них;

  • формировать социальное поведение;

  • формировать диалоговые навыки.

При обучении детей коммуникации ставится ряд задач:

  • формирование коммуникативной мотивации;

  • формирование вербальных средств коммуникации;

  • формирование невербальных средств коммуникации;

  • формирование умения «выступать» в различных коммуникативных ролях: «говорящего» и «слушающего»;

  • закрепление коммуникативных навыков в повседневных ситуациях.

Осуществляя коррекционную работу по формированию коммуникативных способностей детей с расстройством аутистического спектра необходимо опираться на следующие принципы коррекционной педагогики и специальной психологии:

Принцип комплексного воздействия.

Данный принцип предполагает сотрудничество и взаимодействие всех специалистов, которые работают с таким ребенком, и его родителей. У ребенка с расстройством аутистического спектра возникают большие трудности при переносе формирующихся умений из одной ситуации в другую. Например, ребенок может использовать определенный коммуникативный навык на занятиях, при взаимодействии со специалистом, но не способен самостоятельно осуществить его перенос при общении с другими людьми. Включение в процесс психолого-педагогической коррекции максимального количества участников позволяет в значительной мере преодолеть эти трудности, облегчить перенос коммуникативного навыка в условия повседневной жизни и закрепить его.

Принцип системности.

В процессе психолого-педагогической коррекции нужно проводить систематическое обучение и постоянно практиковать развитие коммуникации. Одной из проблем аутичных детей является то, что они не могут самостоятельно усваивать коммуникативные навыки, которые необходимы в повседневной жизни. Целенаправленное, систематическое обучение способствует преодолению данной проблемы. Процесс коррекционной работы должен быть упорядочен и последователен. Сначала осуществляется формирование наиболее простых навыков, затем более сложных.

Принцип обучения от простого к сложному.

Предполагает формирование навыка коммуникативных способностей в определенной последовательности, предполагающей постепенно усложнять коррекционные задачи. Например, сначала необходимо научить ребенка выражать просьбу с помощью одного слова, затем с помощью словосочетания (два слова), короткой фразы, и наконец, используя развернутую фразу.

Таким образом, развитие речевой коммуникации осуществляется последовательно, с постепенным усложнением, благодаря чему ребенок постепенно овладевает фразовой речью.

Принцип наглядности.

При осуществлении коррекции нужно использовать дополнительную визуальную поддержку, которая оказывает значительную помощь при обучении детей с расстройством аутистического спектра коммуникативным навыкам. Сюда можно отнести различные предметы, пиктограммы, картинки с изображением различных предметов, явлений и событий.

Принцип дифференцированного подхода.

Необходимо подбирать методы, приемы и формы организации педагогической коррекции в зависимости от уровня сформированности коммуникативных навыков аутичного ребенка. Для соблюдения данного принципа необходимо определить уровень сформированности коммуникативных навыков ребенка с помощью диагностических оценочных методик. Для детей различного уровня содержание коррекционной работы будет отличаться.

Принцип связи речи с другими сторонами психического развития

Раскрывает зависимость формирования речи от состояния других психических процессов. Данный принцип указывает на необходимость выявления и воздействия на те факторы, прямо или косвенно способствующих на развитие речевой коммуникации. Так, например, развитие эмоционально-волевой сферы, произвольного внимания, познавательной деятельности и т.п. может способствовать формированию навыков вербальной коммуникации.

Принцип индивидуального подхода.

Предполагает необходимость учета индивидуальных особенностей, потребностей и интересов детей с аутизмом в процессе психолого-педагогической коррекции, направленной на развитие их коммуникации. Например, для детей, не владеющих навыками чтения, используются устные подсказки или подсказки в виде картинок, а для тех, у кого навыки чтения сформированы, в процессе обучения применяются подсказки в виде письменной речи.

Просмотров работы: 309