ОСОБЕННОСТИ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Додина В.П. 1, Артеменко О.Н. 1
1Северо-Кавказский федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер систематического последовательного развёрнутого изложения. От неё зависит и полнота познания окружающего мира, и становление сознания, и успешность обучения в школе, и развитие личности в целом. Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии - изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи (ОНР).

Связная речь подразумевает под собой развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Монологическая речь - логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго по времени и не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. В монологе высказывается мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Для монологической речи характерна литературная лексика, развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность, синтаксическая оформленность. Понятность и грамотность монолога обеспечивается единственным лицом- говорящим.

Мобилизация речепознавательных навыков при их постепенном совершенствовании, помогает формировать у воспитанников умение строить полные и грамотные высказывания. Однако овладеть связной речью можно только при совокупном сочетании некоторых факторов, например наличие достаточно сформированного уровня грамматики и объема словаря, а значит, формирование связной речи должно быть основано на систематической работе по развитию лексических и грамматических средств языка [1].

В теории и практике логопедии под общим недоразвитием речи (у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом) понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения [5].

По мнению Р.Е. Левиной, выделяют три уровня развития речи по степени тяжести дефекта на основе анализа степени сформированности различных компонентов языковой системы [3].

Первый уровень речевого развития характеризуется почти полным отсутствием словесных средств общения или весьма ограниченным их развитием в тот период, когда у нормально развивающихся детей речь оказывается уже полностью сформированной. У воспитанников отмечается скудный словарный запас, он искажен, а так же часто используются несформированные сочетания звуков, которые эквивалентны словам [3].

На втором уровне отмечается уже большая речевая активность, используется искаженная грамматически и фонетически фразовая речь. Словарь уже более разнообразен, лексико-грамматические разряды слов. Грамматические значение формируются, но не в спонтанной речи используются искаженно или не используются совсем. Речь понимается не полностью, характерен выраженный аграмматизм. [7].

Третий уровень речевого развития характеризуется тем, что обиходная речь детей оказывается более или менее развернутой, грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений уже нет, имеются лишь отдельные пробелы в развитии фонетики, лексики и грамматического строя. Отчетливо выступают и недостатки чтения и письма.

В устной речи детей, находящихся на третьем уровне речевого развития, обнаруживаются отдельные аграмматичные фразы, неправильное или неточное употребление некоторых слов, фонетические недостатки менее разнообразны, чем [7].

Речь детей с четвертым уровнем речевого развития характеризуется незначительным нарушением в формировании всех компонентов языковой системы, которое выявляется в процессе углубленного логопедического обследования при выполнении детьми специально подобранных заданий. [6]

Лица с ОНР старшего дошкольного и младшешкольного возраста могут понимать текстовую информацию не полностью в связи с обедненным словарным запасом, отсутствием грамотного лексического толкования слова, нарушенными словарными связями в предложениях, и, соответственно, предложений в тексте, потому предпосылки формирования навыков осознания и переработки прочитанного отсутствуют. Вследствие нарушенного процесса осознания прочитанного, нарушается и пересказ становится рваным, неточным. Воспитанник оказывается не в состоянии выделить основной смысл текста, а так же неспособность развернуть определенный смысл в полноценное повествование, слабо развитое умения планирования собственной речи. Эти особенности наблюдаются не только в процессе пересказа, но и в свободной речи.

Развернутые смысловые высказывания детей с общим недоразвитием речи отличаются и отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц. Труднее всего даются таким детям самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. Но и в воспроизведении текстов по образцу заметно отставание от нормально говорящих сверстников [2].

Составляя сложноподчиненные предложения, дети с ОНР обычно используют много лишних слов, делая те очень распространенными, от чего создается ощущение, что воспитанник не знает, как предложение заканчивать. Соответственно, такие дети довольно часто, в сравнении с нормой, пользуются прямой речью.

Для рассказов детей с общим недоразвитием речи характерно увеличение доли существительных, местоимений, служебных слов. Необоснованно частое применение существительных может быть вызвано трудностями в развертывании высказывания. Предложение не строится каждый раз заново, а воспроизводится фраза штампы или просто перечисляются субъекты и объекты действия. Некоторые рассказы или пересказы состоят из одних существительных и представляют собой простое перечисление. Частое использование местоимений и наречий с обобщенным недифференцированным значением объясняется ограниченным словарным запасом. Неумеренное употребление служебных и вводных слов - результат неумения грамотно оформить предложение. Их употребление не требует строить каждый раз новую программу высказывания, а идет по пути воспроизведения уже известного.

По мнению некоторых авторов, у дошкольников с общим недоразвитием речи монологическая устная речь самостоятельно не формируется [1].

Во время рассказа или пересказа воспитанники данного контингента прибегают к жестикуляции, перефразированию. Затруднено построение фраз, дифференциация событий, главной и второстепенной мысли, фразы обрывочны, потому речь воспитанников хаотична и не имеет выразительного оформления.

То есть, самостоятельная речь детей с ОНР оказывается несовершенной, ввиду недостаточности умения излагать свои пожелания связно и последовательно. Лексика и синтаксис ограничены, отбор материала и планирование высказывания нарушены.

Итак, значительные трудности в овладении навыками связной контекстной речи у детей с ОНР обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы компонентов языковой системы - фонетико-фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью как произносительной (звуковой), так и семантической (смысловой) сторон речи.

Список литературы:

1. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В. К. Воробьева.- М.: Сфера, 2009. - 324 с.

2. Лалаева Р. И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р. И. Лалаева, Н. В.Серебрякова. - СПб.: СОЮЗ, 2011. - 224с.

3. Левина Р. Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей //Логопедия. Методическое наследие. / Под ред. Л. С. Волковой. - М.: Владос, 2008. - Кн.5.

4. Люблинская А. А. Воспитателю о развитии ребенка / А. А. Люблинская. - М.: Просвещение, 1972.

5. Филичева Т. Е. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста / Т. Е. Филичева. - М.: Просвещение, 2009. - 223 с.

6. Филичева Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. - М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2007. - 238 с.

7. Основы логопедической работы с детьми / под ред. Г. В. Чиркиной. - М.: Аркти, 2007. - 244 с.

Просмотров работы: 701