ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С МИНИМАЛЬНЫМИ ДИЗАРТРИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С МИНИМАЛЬНЫМИ ДИЗАРТРИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ

Катилевская Т.В. 1, Артеменко О.Н. 2
1«Северо-Кавказский федеральный университет»
2Северо-Кавказский федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Дизартрия представляет собой нарушение всей произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата. Ведущими в структуре дефекта при дизартрии являются нарушение артикуляции, голоса и просодической стороны речи.

Артикуляционные расстройства и нарушения фонации обуславливают смазанное звучание речи – это первичный дефект, который может привести к возникновению вторичных отклонений, осложняющих его структуру.

Причинами дизартрии являются органические поражения центральной и периферической нервных систем, возникающих вследствие виляния различных негативных факторов на мозг ребёнка в периоды внутриутробного или раннего развития.

Нарушение фонетической стороны речи, как ведущего в структуре дефекта, возникает вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата.

При стёртой дизартрии ведущим в структуре дефекта является стойкое нарушение произношения, сходное с другими нарушениями артикуляции, вследствие чего вызывающее значительные трудности для дифференциальной диагностики и коррекции.

Понять механизм возникновения минимальных дизартрических расстройств можно благодаря трудам П.К. Анохина, А.Р. Лурии и других учёных об основных положениях механизмов речи.

Механизм речевой функциональной системы включает в себя следующие компоненты:

1. Рецепторы зрения, слуха, чувствительности, которые перерабатывают информацию, а также кинестетические ощущения, которые передают сигнал о положении органов артикуляции и всего тела.

2. Сложные корковые системы, осуществляющие переработку, хранение информации, выработку ответного действия и реализации смыслового значения мысли в схему развернутого высказывания в речи.

3. Реализация передачи речевых сообщений. При поражении этого компонента нарушается иннервация речевой мускулатуры, т.е. деформация механизмов речи. Наблюдаются стертые парезы артикуляционных мышц с нарастанием патологических безусловных рефлексов, повышение мышечного тонуса, появление моторных расстройств речи по типу диспраксии.

При стёртой дизартрии имеется особый механизм произношения. Он оказывает негативное влияние на фонетическую и лексико-грамматическую стороны речи, вследствие чего подготовка детей к школе затрудняется.

В настоящее время существуют понятия стертая дизартрия, «мягкая» дизартрия, дизартрический компонент, минимальный дизартрический синдром, минимальные дизартрические расстройства.

По мнению В.А. Киселёвой, у детей со стёртой дизартрией неврологическая симптоматика не сильно выражена. У таких детей отмечается асимметрия лица, глазных щелей, лопаток.

Л.В. Лопатина в своих работах отмечала, что у детей с минимальными проявлениями дизартрии органическое поражение затрагивает лицевой, языко-глоточный, блуждающий и подъязычный нервы . Эти нервы иннервируют мышцы гортани, глотки, лицевые мышцы, мышцы языка.

Таким образом, можно сказать, что стёртая дизартрия – достаточно сложное расстройство речи, которое затрагивает таки стороны речи, как: артикуляция, фонация, голос, дыхание, мимика, просодика.

У детей дошкольного возраста при стёртой дизартрии отмечается двигательное беспокойство, повышенная утомляемость, беспричинный плач, нарушение сна и аппетита, слабый крик, в раннем возрасте отказ от груди, слабое удержание соска, вялое сосание, поперхивания, срыгивания/

У детей с минимальными дизартрическими расстройствами психомоторное развитие может резко задерживаться. Такие дети часто болеют, иногда отмечается судорожный синдром.

Речевое развитие отстаёт от нормы. Первые слова появляются в 1,5-2 года. Первые фразы – в 2-3. При этом отмечается фонетическая несформированность речи.

Для всех языков характерна такая последовательность усвоения различий между группами фонем в произношении, как: вокальные - консонантные, ротовые - носовые, лабиальные - дентальные, велярные - палатальные. Взрывные звуки появляются раньше фрикативных, а фрикативные раньше аффрикат. Если на ранних этапах онтогенеза процесс усвоения фонем детерминирован биологическими, врожденными и, следовательно, универсально-языковыми факторами, то по мере дальнейшего формирования звукопроизношения порядок усвоения фонем все больше начинает подчиняться закономерностям фонематической системы усваиваемого языка. Выделение фонем в процессе их фонематического противопоставления происходит в определенной последовательности. Ребенок усваивает различия между гласными раньше, чем различия между согласными. Имеют место быть также закономерности в порядке усвоения гласных, которые зависят от их основных артикуляционных характеристик, то есть от степени продвинутости языка вперёд и от степени подъёма языка вверх.

Вначале усваивается различие между наличием или отсутствием согласного звука, затем усваивается различие между сонорным и шумным согласным звуком. Далее звуки начинают различаться по признаку твёрдости/мягкости. Затем выделяются взрывные из шумных, дифференцируются на звуки переднего и заднего ряда, глухие и звонкие. Позже появляются шипящие и свистящие звуки.

Раньше всех в речевом онтогенезе усваиваются противоположные по подъёму языка звуки: гласный нижнего подъёма - [а] и гласные верхнего подъёма [и], [у], [ы]. Затем появляются противопоставленные по ряду гласные: гласные переднего ряда, еще не отделяемые друг от друга и как бы составляющие единый звук [и-э], противопоставляются гласным заднего ряда, также не дифференцируемым [у-о]. Последними появляются гласные верхнего и среднего подъёма, то есть [э] отделяется от [и], [у], [о]. Интересно, что последовательность появления гласных звуков в продуктивной речи такая же: сначала гласный звук [а], а затем все остальные гласные. Однако по отношению согласных звуков такая согласованность в последовательности восприятия фонематических различий между звуками и порядком их усвоения не наблюдается.

У многих детей порядок усвоения согласных такой: губные появляются раньше язычных, твердые губные — раньше мягких губных, а мягкие зубные.

Наряду с этим отмечаются особенности речеслуховой и зрительной памяти. Трудность запоминания слов, логико-смысловое запоминание текста обуславливается не только расстройствами внимания, но и нарушением фонематического слуха, которые являются следствием нарушения артикуляции.

Особенности памяти и внимания детей со стёртой дизартрией ослабляет мыслительную деятельность. По этой причине детям трудно выполнить задание на классификацию, определение последовательности сюжетных картинок, группировку предметов и фигур по форме, цвету, величине.

В связи с вышесказанным можно сделать вывод о том, что дизартрия представляет нарушение речи, обусловленное органическим поражением центральной нервной системы. Также затрагивает таки стороны речи, как: артикуляция, фонация, голос, дыхание, мимика, просодика.

Список литературы.

1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. - М., 2007.

2. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В.. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. – М., 1994.

3.Волкова Л.С. Логопедия. Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи. - М., 2003.

5. Генинг М.Г. Обучение дошкольников правильной речи. - Чебоксары. 1980.

6. Глухов В.П. Формирования связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием . М., 2004.

7. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. , Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразазвития речи. - М., 1990.

8. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом и коррекционной работе с детьми 5 – 6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. – СПб., 2002.

9. Ковшиков В. А. Исправление нарушений различения звуков. — СПб., 1995.

10. Карпова С.Н. Осознание словесного состава речи ребенком дошкольного возраста. - М., 1995.

11. Корнев А.Н. Расстройства речи. - С/Пб., 1999.

Просмотров работы: 230