ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ

Афанасьева О.Б. 1
1Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
За последние годы в России были предприняты значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. За период с 2001 по 2015 год реализованы 3 государственные программы патриотического воспитания. На сегодняшний день реализуется государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года №1493.

Вышеуказанная программа содержит определение термина «патриотическое воспитание», которое представляет собой «систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины» [1].

Одним из приоритетных целей реализации вышеуказанной государственной программы является совершенствование форм и методов работы по патриотическому воспитанию граждан, которая включает в себя:

1) формирование системы научно обоснованного мониторинга эффективности патриотического воспитания граждан;

2) совершенствование методологии измерения и уточнения набора показателей, отражающих уровень патриотического воспитания граждан в контексте задач обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

3) выявление и использование наиболее эффективной практики патриотического воспитания;

4) развитие исследований, направленных на разработку новых программ, методических подходов и технологий патриотического воспитания;

5) подготовку научно обоснованных учебно-методических пособий и рекомендаций в области патриотического воспитания для всех социально-возрастных категорий граждан;

6) апробацию и внедрение современных программ, методик и технологий в деятельность по патриотическому воспитанию;

7) вовлечение молодых ученых и преподавателей в развитие научно-методической базы патриотического воспитания;

8) совершенствование нормативно-правовой базы патриотического воспитания;

9) содействие формированию экспертного сообщества в сфере патриотического воспитания граждан;

10) совершенствование системы подготовки специалистов и повышения их квалификации в области патриотического воспитания;

11) выработку мер по содействию федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба, и органам власти субъектов Российской Федерации, общественным организациям и объединениям патриотической направленности в создании и функционировании оборонно-спортивных лагерей, военно-патриотических и военно-исторических клубов, в проведении военно-спортивных игр и организации поисковой работы [1].

Также единая государственная политика в рассматриваемой сфере отражена в Федеральном Государственном образовательном стандарте основного общего образования, который ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы») «любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества» [2].

Такие термины как «гражданско-патриотическое», «гражданско-нравственное», «гражданско-правовое» воспитание можно всё чаще слышать в педагогической среде. Однако очевидно, что вышеприведённое определение сводит воедино смысл гражданственности – это патриотизм, нравственность, правовая культура.

Очевидно, что в современном образовании нужно уделять особое внимание как формированию знаний и умений при изучении каждого учебного предмета, так и формированию социально активной личности осознающей и принимающей ценности патриотизма. Поэтому для современной школы является актуальным поиск путей формирования патриотизма у обучающихся средствами каждого учебного предмета, в том числе и средствами математики. Так, огромный воспитательный потенциал школьной математики подчеркивают известные ученые-методисты и математики, такие как: А.Я. Хинчин, Б.В. Гнеденко, Ю.М. Колягин, В.А. Крутецкий и многие другие.

Как отмечает В.П. Буружио в своей работе «Патриотическое воспитание на уроках математики» «Математическое образование в школе нельзя сводить только к передаче учащимся определенной суммы знаний и навыков по этому предмету. Перед учителем математики стоит и другая, не менее важная задача – реализация возможностей своего предмета в развитии личности учащихся» [4].

«Одним из эффективных средств воспитания учащихся является решение математических задач. Математические задачи отражают различные стороны жизни, несут много полезной информации, поэтому их решение является одним из звеньев в системе воспитания вообще, и патриотического в частности. Хорошо подобранные и правильно методически расположенные задачи помогают ученику усвоить теоретический материал, делают курс математики более интересным, вызывают потребности в новых знаниях и умении самостоятельно их приобретать. Также содержание задач имеет скрытое влияние на учащихся. Полезно, когда тексты задач обращены не только к уму, но и к эмоциям детей. При этом воспитательное воздействие содержания задач осуществляется не только через условие задачи, но и непроизвольно, через подтекст материала» [4].

Каждому педагогу известно, что обучение должно быть эмоциональным и возбуждать положительные эмоции. Как показывает практика, на уроке создается благоприятная эмоциональная обстановка, если перед изложением нового материала провести 2-3-минутную увлекательную беседу (там, где это диктуется программой) о значении математики в жизни. Можно, например, рассказать о роли ученых-математиков в укреплении оборонной мощи нашей страны в годы Великой Отечественной войны. В этот период их научные исследования были направлены на решение проблемы обороны страны. Так, в 8-м классе при прохождении темы «Таблица квадратов и квадратных корней» можно рассказать о штурманских таблицах, разработанных сотрудниками математического института Академии наук СССР и широко применявшихся во время войны в авиации дальнего действия. Ни в одной стране не было штурманских таблиц, равных этим по своей простоте и оригинальности.

Как отмечает Е.И. Никифорова, действенным средством патриотического и гражданского воспитания в процессе преподавания математики является решение соответствующих задач. При этом решение задач на военную тематику способствует воспитанию чувства гордости за свою Родину, за труд ученых, инженеров и рабочих, создавших боевую технику [7].

В обучении математике с точки зрения патриотического воспитания огромную роль играет подбор математических задач для уроков с учётом дидактических и методических требований. Решение задач, включающих исторические сведения, способствует развитию кругозора учащихся и познавательного интереса к предмету. И урок математики становится для них не просто уроком, на котором нужно решать, вычислять и заучивать формулы, а пробуждает чувства сопричастности к величию своей страны, собственных предков. Решение задач с практическим содержанием дает возможность учащимся задуматься о тяготах военных лет. Составлять такие задачи к уроку не так и сложно. Главное, выбрать тот материал, который оставит яркое впечатление в душе ребенка. Можно составить целый урок, посвященный определенной теме нравственного, патриотического воспитания, а можно использовать только одно задание, после решения которого сообщить интересную информацию или даже прочитать стихотворение [3].

Таким образом, патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность к политическому строю, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, готовность и умение защищать её, уважение обычаев культуры других стран и народов. [8, с. 91]

Уроки математики открывают возможности для формирования личности школьника, становления его гражданской позиции. Очень важно чтобы дух патриотизма звучал не только на уроках гуманитарного цикла, но и в технических науках, например, математика. Конечно, большая ответственность в этом вопросе лежит на учителе. Именно он сможет взволновать своих учеников, а значит, и сформировать у них патриотические и гражданские взгляды и убеждения.

В данном исследовании на математических примерах можно доказать возможность привить интерес к патриотизму и гражданственности. Для этого воспользовались учебным пособием С.С. Салаватовой «Математика в свете реализации национально-регионального компонента содержания школьного образования», в которой предоставлены следующие задачи.

Задача 1. В одном из крупнейших городов республики Башкортостан – Стерлитамаке – проживало по данным переписи 2002 года 268,1 тыс. человек, а по данным переписи 2010 года – 273,5 тыс. человек. Определите, на сколько процентов выросло население Стерлитамака за восемь лет?

Задача 2: Площадь Башкортостана в 3,46 раза больше площади Нидерландов (Голландии), на 113,1 тыс. кв. км больше площади Бельгии. Найти площади Башкортостана, Бельгии и Нидерландов, если известно, что площадь Нидерландов на 11 тыс. кв. км больше площади Бельгии. Ответ округлить до десятых долей в тысячах квадратных километров.

Задача 3. В годы Великой Отечественной Войны из Танкограда (так в военные годы называли город Челябинск, где находился военный завод) необходимо было отправить на фронт максимально возможное количество танков, для чего была поставлена задача повысить производительность труда. Было замечено, что бригада из 4-х человек может сделать тот же объем работы, который делают 5 человек, работая поодиночке. Вычислите, на сколько процентов повышается производительность труда при коллективной работе.

Задача 4. При строительстве в Российской Империи самой длинной железной дороги на планете (речь идет о Транссибирской магистрали или Великом Сибирском пути) выло проложено 9500 километров рельс. Из них 20% в Европе и 80% в Азии. Вычислите, сколько километров дороги приходилось на европейскую часть Российской Империи, и сколько на Азиатскую

Задача 5. 7 мая 1895 году Александр Степанович Попов на заседании Русского физико-химического общества продемонстрировал первое в мире радио, дальность которого составляла 250 метров. К 1901 году дальность действия была доведена до 150 километров. Вычислите, во сколько раз увеличилась дальность радиосвязи.

Вышеуказанные задачи, несомненно связаны с историей и природой России, родного края, отражают их уникальность и неповторимость, значимость достижений отечественной науки и техники для мирового сообщества.

Таким образом, в рамках обучения математике в целях реализации единой государственной политики, отраженной в государственных программах патриотического воспитания и в федеральных государственных образовательных стандартах, имеется возможность привить интерес к патриотизму и гражданственности путем использования специально подготовленных задач. При этом особая роль и ответственность отводится педагогу, к требованиям его профессионализма и компетентности.

Список литературы:

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2016. - № 2. – ст. 368.

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (ред. от 31.12.2015) // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». - 2011. - № 9.

3. Александров С.В. Образовательный проект на тему: «Патриотическое

воспитание на уроках математики» [Электронный ресурс]. – URL:

http://doc4web.ru/pedagogika/obrazovatelniy-proekt-na-temu-patrioticheskoevospitanie-na-urok.html (дата обращения: 15.03.2017).

4. Буружио В.П. Патриотическое воспитание на уроках математики [Электронный ресурс]. – URL:

http://www.metodkopilka.ru/master__klass_quotpatrioticheskoe_vospitanie_na_urokah_matematikiquot-18182.htm (дата обращения: 15.03.2017).

5. Коджаспирова Г.М. Педагогика / Г.М. Коджаспирова. – М.: Юрайт, 2016. – 4-е из., – 720 с.

6. Мирошниченко И.Л. Нравственно-патриотическое воспитание учащихся на уроках математики средствами краеведения / И.Л. Мирошниченко // Царскосельские чтения. – 2011. – №15. – С. 255-259.

7. Никифорова Е.И. Военно-патриотическое воспитание учащихся на уроках математики [Электронный ресурс]. – URL:

http://festival.1september.ru/articles/212619/ (дата обращения: 15.03.2017).

8. Подласый И.П. Педагогика / И.П. Подласый. – М.: Просвещение, 1997. – 365 с.

9. Салаватова С.С. Избранные вопросы теории и методики обучения математике: к реализации национально – регионального компонента содержания образования: Учебное пособие для студентов 3-5-х курсов / С.С. Салаватова. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2007. – 4-е изд., –162 с.

10. Хисматуллина А.Р. Роль математики в формировании патриотизма и гражданской позиции учащихся 8-9 классов // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.scienceforum.ru/2016/1526/19888 (дата обращения: 15.03.2017).

Просмотров работы: 904