РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Сатучина Т.Ф. 1, Загидуллина А.Ф. 1, Исхаков А.А. 1
1Стерлитамакский филиал «Башкирский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Творчество – это процесс создания нового продукта деятельности или новых ее способов, который требует выхода за существующие границы знания. Творческая деятельность осуществляется на основе единства логических (алгоритмических) и эвристических действий

Основные качества, присущие творческому человеку:

  1. Когнитивные (познавательные): работоспособность, интеллект, умение понять и оценить другую точку зрения, структурно-системное видение, умение видеть противоречия, задавать вопросы, делать выводы.

  2. Креативные: инициативность, способность к генерации идеи, умение видеть в известном неизвестное, прогнозирование.

  3. Методологические: знание своих индивидуальных особенностей, целеполагание, самоорганизация, способность взаимодействия.

Таким образом, способность к творческой деятельности определяется системой свойств, относящихся к различным сторонам личности. Поэтому важно, чтобы обучающиеся осознавали интегративный характер способности к творчеству, а педагоги создавали условия для становления творческих способностей школьников в единстве развития познавательных, креативных и методологических качеств.

Благотворное влияние на развитие качеств творческого человека оказывают творческо-поисковые задачи, которые требуют для своего решения «открытия» новых для ученика знаний. Поэтому необходимые для этого эвристические действия носят новаторско-исследовательский характер [2,3].

В процессуальном плане любое творчество представляет решение проблемы. Поэтому фундаментальной сущностью поисково-исследовательской технологии является теория проблемного обучения. Информационно-познавательное противоречие, лежащее в основе проблемы, можно представить в виде информации трех видов: 1-ая и 2-ая информации, на первый взгляд противоречат друг другу, 3-я – это новая информация, усвоение которой разрешает «кажущееся» противоречие между информацией 1 и 2. Чтобы вовлечь каждого ученика в активный познавательный творческий процесс передовыми педагогами используется технология конструирования учебных проблем. Это определенным образом организованная поисковая, исследовательская деятельность обучающихся, индивидуальная или групповая работа, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организацию процесса достижения этого результата.

Организованная поисковая, исследовательская деятельность обучающихся, индивидуальная или групповая работа, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организацию процесса достижения этого результата.

Приоритетные цели поисково-исследовательской технологии:

  • слияние процессов усвоения знаний и развития учащихся;

  • развитие эмоционально-мотивационных механизмов;

  • формирование стиля умственной деятельности;

  • развитие умений организации своей деятельности;

  • развитие рефлексии;

  • целенаправленное развитие приемов эвристической деятельности;

  • развитие способности к интуитивному познанию.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы, умения принимать решения (поиск направления и методов решения проблемы), развитие критического мышления, умения исследовательской, творческой деятельности.

Основные требования к использованию метода проектов:

  1. Наличие значимой в исследовательском плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность обучающихся.

  4. Структурирование содержательной части проектов, с указанием поэтапных результатов.

  5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, анализ полученных данных, оформление конечных результатов, подведение итогов, корректировка, выводы [1, с. 6].

Перед проектной деятельностью учитель должен четко определить для себя основную проблему, а так же возможные гипотезы их решения. Он, также, определяет какие знания, умения и навыки из ранее усвоенных потребуются учащимся при работе над проектом, что им может потребоваться для успешной работы, какими методами они предположительно могут воспользоваться и какая при этом может потребоваться помощь (анкетирование, работа с документами, поиск информации в Интернете).

Подводя итоги, отметим:

- роль математики как учебного предмета чрезвычайно велика в плане формирования мировоззрения и творческого мышления школьников не только в области естествознания, но и в самом общем смысле;

- знания, полученные при изучении математики в школе, должны быть максимально приближены к реальной жизни и повседневной практике;

- изучение математики должно осуществляться так, чтобы обучающиеся видели науку в постоянном историческом развитии и, желая изучать ее, испытывали удовлетворение и радость от процесса познания;

- преподавание наук в школе должно соответствовать требованиям времени: увеличивается значение надпредметной подготовки специалистов, развитие у них способности к метадеятельности, т.е. формирование свойств, выходящих за рамки знаний, умений по своей специальности;

- обучение в школе (и особенно в лицее) должно осуществляться учителями, желающими и умеющими проводить педагогические исследования.

Метод проектов, методика сотрудничества при организации работы обучающихся в значительной мере соответствует этим положениям.

Рассмотрим задачу на проценты, которая очень часто используется в проектах.

Задача. На покупку магнитофона ученик заработал в каникулы 52 р. Остальные деньги ему дали два старших брата и отец. Причем отец дал 50% всех собранных денег без его денег, первый брат дал 33 % всех собранных денег без его денег и второй брат дал 25% всех собранных денег без его денег. Сколько денег дал каждый из них? Решение задачи: Обозначим за х р количество денег, которые дал отец, у р - дал 1 брат, z р –дал 2 брат.

Так как 50%=0.5, , то по условию задачи отец дал  р, 1 брат дал )р, 2 брат дал

 ) р., из уравнений

)

Составим систему

Получим 

Ответ задачи: отец дал 80 рублей, 1 брат дал 60 рублей, 2 брат дал 48 рублей.

Литература

  1. Величко, М.В. Математика. 9-11 классы: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. М.В.Величко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 123.с.: ил.

  2. Воистинова Г.Х., Солощенко М.Ю. Научно-исследовательская деятельность студентов по методике обучения математике: Учебно-методическое пособие. – Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2014. – 84 с

  3. Гриценко, Л.И. Педагогика и психология: курс лекций: учебное пособие / под. ред. проф. Л.И. Гриценко. – Волгоград: Изд-во ВГАПК РО, 2009. – 288 с.

Просмотров работы: 514