ПРОФИЛАКТИКА ВИКТИМНОСТИ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОФИЛАКТИКА ВИКТИМНОСТИ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

РАХМАТУЛЛИНА Э.Р. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современных условиях социальные педагоги и психологи акцентируют внимание на минимизации отрицательных последствий виктимности детей подросткового возраста. Профилактика виктимности является важным направлением в деятельности специалистов социально-педагогической области. Это связано с повышением уровня виктимизации населения, в частности подростков. А увеличение массива несовершеннолетних, склонных к виктимному поведению, является фактами проявлений агрессивного, и даже суицидального поведения подрастающего поколения, что вызывает тревогу у педагогов и психологов. В первую очередь для лучшего понимания угрозы отрицательных последствий данной склонности подростков, уточним понятие «виктимность» .

А.В.Мудрик характеризует виктимность как предрасположенность человека стать жертвой тех или иных обстоятельств [5, с. 290].

М.А.Одинцова под виктимностью определяет способность стать жертвой негативных явлений [6, с. 310].

И.Г.Малкина-Пых раскрывает виктимность как приобретенные человеком физические, психические и социальные черты и признаки, которые могут сделать его предрасположенным к превращению в жертву (преступления, несчастного случая и др.) [3, с.170].

Т.В.Варчук рассматривает виктимность личности как системное и динамическое свойство личности, проявляющееся в форме социального, биологического, психологического и морально деформационного отклонения, закреплённого в привычных формах поведения, несоответствующих нормам безопасного и обуславливающих потенциальную или реальную предрасположенность субъекта становиться жертвой [1, с. 90].

Т.Н.Матанцева считает, что виктимность характеризуют компоненты:

  • ситуативные факторы виктимного характера – например, конфликт; - виктимные индивидуально-психологические особенности – такие как агрессивность, конфликтность, тревожность, неуверенность;

  • специфическое психоэмоциональное состояние – в первую очередь эмоциональная неустойчивость;

  • виктимогенное поведение – например, провоцирование конфликтов, драк или наоборот, демонстрация нерешительности, неуверенности [4, с. 90].

Таким образом, виктимность обозначает предрасположенность, способность стать жертвой, приобретенные черты, системное динамическое свойство личности.

Отметим так же основные психологические компоненты виктимности подростка [6, с. 123]:

  • социально-ролевой аспект, описывающий виктимность с точки зрения соотношения личностных и ролевых качеств потенциальной жертв (внутриличностный конфликт как переживание, вызванное столкновением различных структур внутреннего мира личности, может приводить к снижению самооценки, сомнениям, эмоциональному напряжению, негативным эмоциям, нарушениям адаптации, стрессам);

  • интеллектуально-волевой аспект, характеризующий нереализованные и неразрешенные внутриличностные конфликты и зарождают комплекс мнимой жертвы (трусость, паникерство, предположения о наличии постоянных угроз безопасности со стороны окружающих);

  • аксиологический аспект, рассматривающий потребностные характеристики виктимности (несформированность ценностей подростка приводит зачастую к противопоставлению себя обществу и виктимизации).

Очевидно, что важно уделять большое внимание профилактике виктимности подростков. Необходимость профилактических мер обусловлено тем, что склонность к виктимному поведению отрицательно отражается на психологическом здоровье и поведении несовершеннолетнего. Подростку со склонностью к виктимному поведению сложно проявлять свои творческие способности; они с трудом находят общий язык с ровесниками и учителями; чаще проявляют негативные качества характера (повышенную тревожность, страх при выступлении на публике, неумение справляться с трудными жизненными обстоятельствами, провоцирование конфликтов с родными и близкими). Некоторые дети так стремятся оказаться в центре внимания одноклассников, занять лидерскую позицию, не умея при этом вести себя в соответствии со своими притязаниями, выбирая неадекватные способы поведения, что добиваются внимания «со знаком минус» – становятся объектом насмешек и презрения. Многие психологи и педагоги размышляют над тем, как помочь ребенку не чувствовать себя лишним в коллективе, можно ли научить его общаться, могут ли взрослые (педагоги, психологи, родители) специально обратить на него внимание сверстников, сделать его своим для окружающих. Опасность заключается в том, что склонность к виктимному поведению может привести к тому, что несовершеннолетний потеряет интерес к учебе и к творческой деятельности и не сможет удовлетворять свои потребности в самоуважении. Они обладают меньшей свободой в принятии решений, в своих действиях, в конечном результате которого становятся замкнутыми, скованными.

Профилактика виктимности является ключевой в минимизации отрицательных последствий виктимизации. Здесь главный акцент ставится на моральную и психологическую атмосферу семьи, уровень культуры и образованности родителей, их социальный статус, круг интересов в семье. Данная проблема сложна тем, что не каждый родитель обладает определенными навыками воспитания и не может прочувствовать желания своего ребенка.

На социально-педагогическом уровне, система виктимологической профилактики представляет собой организованную целенаправленную деятельность специалистов различных профессий (психологов, социальных педагогов и работников социальных служб, юристов и т.д.), направленную на выявление и устранение различных виктимологически - значимых явлений и процессов в сфере внутрисемейных, общественных, неформальных отношений, обуславливающих виктимизацию личности человека как потенциальной жертвы преступных посягательств конкретного индивида либо конкретных обстоятельств [2, с. 150 ].

Система работы по первичной психологической профилактике виктимного поведения школьников должна включать следующие меры:

1. Ранняя психологическая диагностика виктимогенных качеств и свойств личности, а также раннее выявление устойчивых психоэмоциональных состояний школьников, детерминирующих их виктимное поведение.

2. Раннее выявление видов детской виктимности, формирование которых наиболее вероятно у каждого конкретного школьника, с целью их профилактики.

3. Индивидуальная и групповая психологическая коррекция виктимогенных особенностей личности и устойчивых психоэмоциональных состояний детей и подростков как факторов их виктимизации.

4. Психологическая коррекция стереотипов самовосприятия («идеологии жертвы»), самооценки, шаблонов жертвенного поведения детей и формирование моделей безопасного поведения.

5. Формирование и закрепление у школьников в рамках социально-психологических тренингов оптимальных коммуникативных навыков, приемов бесконфликтного конструктивного взаимодействия с потенциальными причинителями вреда, навыков адекватной оценки и прогнозирования виктимогенных ситуаций.

6. Просветительская работа, включающая разъяснительные лекции и беседы с описанием возможных ситуаций виктимогенного плана, причин их возникновения и оптимальных путей выхода из них; а также мер по предупреждению виктимогенных ситуаций.

7. Реализация системы методов и форм работы со взрослыми (родителями, воспитателями, учителями, администрацией школ, интернатов, детских домов), направленной на снижение уровня детской виктимизации, профилактику возрастной, статусной и других видов виктимности школьников, а также на снижение частотности возникновения виктимогенных ситуаций, инициируемых взрослыми.

Психологам и социальным педагогам с целью профилактики виктимности подростков рекомендовано проводить беседы [2, с. 159]. Социальные педагоги и психологи акцентируют внимание на формировании у несовершеннолетних адекватной самооценки, способности критически относиться к самому себе. Подросток с адекватной самооценкой умеет адекватно и гармонично реализовывать себя во взаимоотношениях со сверстниками и в социально полезной деятельности. Поэтому особенно важно помочь несовершеннолетним избавиться от ложного представления о себе, которое способствует проявлению виктимности; необходимо стимулировать формирование адекватной самооценки; научить видеть свои достоинства, сильные стороны характера, оценивать способности. Важно формирование эмоционально-волевой сферы личности: развитие волевых качеств, умение управлять собой, своим эмоциональным состоянием, концентрировать усилия на главном, наиболее важным в настоящее время; ставить перед собой продуманные цели.

В заключение следует сказать, что минимизировать отрицательные последствия виктимности подростков позволяет организованная, целенаправленная профилактика.

Библиографический список

  1. Варчук, Т.В. Виктимология: учебное пособие / Т.В. Варчук. - М.: Юнити-Дана, 2008. - 191 с.

  2. Задорожный, В.И. Виктимологическая безопасность и ее обеспечение мерами виктимологической профилактики: монография / В.И. Задорожный - Тамбов: Першина, 2005. - 256 с.

  3. Малкина-Пых, И.Г. Психология поведения жертвы: учебное пособие / И.Г. Малкина-Пых. - М.: Эксмо, 2006. - 2008 с.

  4. Матанцева, Т.Н. Факторы виктимного поведения подростков как социальная проблема психологической науки / Т.Н. Матанцева // Научно-методический журнал «Концепт». - 2016. - №8. - с. 54-59.

  5. Мудрик, А.В. Социализация человека: учебное пособие / А.В.Мудрик. - М.: Академия, 2006. - 306с.

  6. Одинцова, М.А. Психологические особенности виктимной личности / М.А. Одинцова // Вопросы психологии. - 2011. - №5. - 66с.

Просмотров работы: 1213