СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ КАК СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ КАК СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ

Митрозаев Д.И. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Нестабильность социально-экономической и политической жизни значительно расширяет спектр социальных, экономических, педагогических факторов, активно стимулирующих детскую безнадзорность и неблагополучность. В современной ситуации выделяют кризисные явления в семье – нарушение структуры и функций семьи, падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, резкое снижения уровня социальных гарантий для детей в жизненно важных сферах духовного и физического развития [3, с. 46]. В результате сложившейся ситуации актуальным является пересмотреть деятельность специализированной системы учреждений для дезадаптированных детей и подростков, оказавшихся в кризисной ситуации. Поддубная Т.Н. отмечает, что именно социально- реабилитационные центры являются наиболее перспективными в общей системе социально- защитных детских учреждений. Они призваны помочь не только беспризорным и неблагополучным детям, но и тем, которые еще не утратили связи с семьей [2, с.112].

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних – специализированное государственное учреждение, осуществляющее профилактику безнадзорности и беспризорности, обеспечивающее временное проживание, социальную помощь и реабилитацию несовершеннолетних в возрасте от 3-18лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Территориальные социально-реабилитационные центры позволяют комплексно решать проблемы коррекционно-реабилитационной работы, ориентируя ее как на самого ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, так и на среду, в которой он находится, в том числе родную семью.

Но даже самый хороший приют – это лишь временное место пребывания ребенка, поэтому одна из главных задач социальной помощи ребенку – устройство его дальнейшей судьбы. Идеальным вариантом является возвращение ребенка в родную семью, но это возможно лишь при соответствующей работе с родителями и детьми.

Сотрудники центра изучают условия жизни семьи, ее функциональные способности, возможность проживания ребенка в конкретных семейных условиях. Посещение семьи социальным работником дает возможность оценить перспективы возвращения ребенка в семью. Пожалуй, это самое сложное направление деятельности центра – работа с семьей.

Социальная реабилитация в центре непременно ориентирована на решение семейных проблем. Любое кризисное состояние, вызванное внешними обстоятельствами (безработицей, бедностью, алкоголизацией и.т.д.) порождает не только социальную, но и личностную дезадаптацию, психологический дискомфорт не только самих родителей, но и детей. В этом случае специалист по социальной работе выступает своеобразным посредником между родителями и детьми, находящимся в примерно одинаковой ситуации – острого кризиса, стресса, дискомфорта – и поэтому нуждающимися в помощи многих специалистов. Основная задача специалистов центра – помочь членам семьи осознать проблему, которая мешает его нормальной жизнедеятельности, активизировать все имеющиеся ресурсы для решения данной проблемы посредством организации эффективной модели социально-реабилитационной работы. Критерием эффективности здесь принято считать степень реабилитации членов семьи, т.е. восстановление прежних способностей к трудовой деятельности, учебе, возвращение в общество.

Современная государственная социальная политика направлена на сохранение семьи как социального института, помощь каждой конкретной семье. Прежде всего, это профилактические меры, направленные на социальное развитие семьи и ее членов, обеспечение приоритета семейного воспитания детей, утративших родительское попечение. Именно эти задачи стали приоритетными в сфере защиты прав и интересов детей в Ульяновской области.

По состоянию на 2015 год в России насчитывается 210 социально- реабилитационных центров для несовершеннолетних, в которых находятся 28167 воспитанников. На территории Ульяновской области расположены семь социально- реабилитационных центра, в которых находятся 255 детей [1, с. 17].

На примере Областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Причал надежды» в г. Ульяновске – Центра по профилактике семейного неблагополучия» (далее – Центр) рассмотрим опыт внедрения и применения инновационной работы в области профилактики социального сиротства.

Центр был открыт в 1996 году. Он являлся субъектом социальной защиты как социально-реабилитационным учреждением государственной системы социальной защиты населения, осуществляющим на территории Ульяновской области оказание разнообразной социальной помощи и поддержки несовершеннолетним с целью обеспечения реабилитации, в предусмотренном законодательстве полномочий по социальному обслуживанию граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации, в том числе по профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. На сегодняшний день цель данного Центра остается той же, но используются новые формы и методы работы.

В функции Центра входят: обеспечение временного проживания несовершеннолетних, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, оказание помощи в восстановлении социального статуса в коллективах сверстников; разработка и реализация программ социальной реабилитации несовершеннолетних, направленной на выход из сложной жизненной ситуации.

Сегодня в Центре работают 4 отделения:

1) Отделение социальной реабилитации, которое оказывает социальную поддержку безнадзорным детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, организует временное проживание, предоставляет правовую, медико-психолого-педагогическую помощь.

2) Сотрудники отделения методологического сопровождения оказывают методическую помощь и поддержку специалистам учреждения по вопросам профилактики семейного неблагополучия, коррекции и реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

3) Не менее важным моментом в развитии системы социального обслуживания несовершеннолетних является создание в 2015 году по Распоряжению Губернатора Ульяновской области С.И. Морозова на базе Центра отделения «Социальная гостиница» для временного проживания женщин с несовершеннолетними детьми, оказавшихся втрудной жизненной ситуации, в том числе: беременных женщин и юных матерей. И как показала практика, данная инновационная форма работы оказалась востребованной. Отделение рассчитано на 6 мест. Клиенты социальной гостиницы могут находится в ней до 6 месяцев. В данном отделении предоставляется социальная поддержка женщинам с детьми, беременным, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; организуется временное проживание; оказывается правовая, медико-психолого-педагогическая и другая необходимая помощь. Специалисты «Социальной гостиницы» принимают активное участие в дальнейшем жизнеустройстве всех клиентов, попавших в безвыходное положение.

Открытие отделения «Социальная гостиница» является весьма актуальным и своевременным. Данный опыт позволяет объединить ресурсы государства и общества в работе по профилактике социального сиротства и семейного неблагополучия.

4) Так же одним из инновационных направлений в Центре является создание службы сопровождения семей с детьми. Специалисты осуществляют профилактику семейного неблагополучия, социального сиротства; обеспечивают комплексное социально-психологического сопровождение семей с детьми, находящихся в социально-опасном положении. Ребенок, временно находящийся в стенах Центра, не утрачивает связи со своей семьей, и так же при выходе ребенка из Центра, сотрудники ведут постоянный «контроль» за семьей, в которой воспитывается данный ребенок.

Приоритетным направлением Центра является создание условий для индивидуального подхода к каждому ребенку, а также восстановление его утраченных связей, социального статуса. Особое внимание уделяется социальной адаптации вновь поступивших детей и их социальной реабилитации. Холостова Е.И определяет, что реабилитационные мероприятия побуждают подростков к активности, самостоятельности, ответственности, признавая за ребенком право на свободную оценку различных аспектов социальной жизни [4, с.87].

Коллективом Центра накоплен и обобщен большой опыт реабилитационной работы с детьми, оказавшимися в социально-опасном положении. Специалисты используют различные направления, такие как: «Творческая деятельность», «Организация летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков», «Формирование навыков здорового образа жизни, «Профилактика социального сиротства».

С начала 2015 года на территории Ульяновского региона реализуется проект «России важен каждый ребенок», направленный на профилактику семейного неблагополучия и социального сиротства. В рамках данного проекта сотрудники Центра разработали методику и реализовали в практической деятельности модель социального сопровождения семей, находящихся в социально опасном положении с учетом рекомендаций Фонда поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, опыта других регионов, а также возможностей Ульяновской области. В предложенной Фондом модельной программе были обозначены цели, задачи, направления и этапы сопровождения семей с детьми. Все это было учтено при разработке регионального проекта. Таким образом, данный Центр стал базовой площадкой для такого направления проекта как работа с кровной неблагополучной семьей.

Таким образом, на примере анализа деятельности Центра мы видим: социально-реабилитационный центр выступает одним из субъектов социальной защиты детей, принимая участие в выявлении и устранении причин и условий социально-опасного положения, оказывая социальную, психологическую и другую помощь как детям, так и родителям.

Библиографический список:

1. Дробинская А.О. Ребенок с задержской психического развития: понять, чтобы помочь / А.О. Дробинская. – М. : Шк пресса, 2016. – 96 с.

2. Поддубная Т.Н Социальная защита детства в России и за рубежом: учеб, пособие для студентов высш. учеб. заведений /Т.Н. Поддубная. – М. : Академия, 2014. – 320 с.

3. Савинов А.Н. организация работы социальной защиты : учеб. пособие для студентов для учреждений сред. проф. образования /А.Н. Савинов, Т.Ф. Зарембо. – 2е изд., стереотип. – М. : Академия, 2012. – 192 с.

4. Холостова Е.И Социальная реабилитация: учеб. пособие /Е.И. Холостова, Н.Ф Дементьева. – М. : Дашков и К, 2012. – 340 с.

Просмотров работы: 4486