ПРИЧИНЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРИЧИНЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Вишняков Д.А. 1
1ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблемой возникновения девиантного поведения начали заниматься еще с начала появления такой науки как социология. Девиантность как негативная форма поведения, проявления нравственных пороков, отклонение от норм морали, права, как норма нравственного зла имела и имеет место в любом обществе.

Согласно данным правовой статистики генеральной прокураторы Российской Федерации в Ульяновской области за период с января по ноябрь 2016 года было выявлено 309 несовершеннолетних преступников[5]. Исходя из этих данных, мы приходим к выводу о том, что данная проблема актуальна и на сегодняшний день. Необходимо бороться с самой проблемой путём выявления причин девиантного поведения и их преодоления посредством проведения профилактических мероприятий с подростками и повышения их культурного уровня. Но прежде чем говорить о причинах возникновения девиантного поведения, стоит сначала определить само понятие «девиантное поведение».

Девиантное поведение, по мнению А. В. Иванова, в первую очередь является «системой поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой норм психического здоровья, права, культуры или морали» [2, с.206].

В Российской энциклопедии социальной работы даётся следующее определение. «Девиантное поведение (от лат. deviatio - отклонение) отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит» [3, с. 197].

В Юридическом словаре можнонайти следующее определение этого термина «девиантное поведение - поведение, отклоняющееся от нормы, нарушающее существующие в данном обществе общепринятые (в т.ч. правовые) нормы, общественно опасное или социально вредное»[1, c.211]. В разных источниках это понятие звучит по-разному, но суть остается той же.

С точки зрения психологии «девиантное поведение человека можно определить как систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в несбалансированности психических процессов, не адаптивности, нарушении процесса само актуализации и уклонении от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением» [4, с. 14].

Причины возникновения девиантного поведения довольно многочисленны. Многие учёные и исследователи называют более ста таких факторов, которые обуславливают девиантное поведение у подростков, выделим основные из них:

  • Общий уровень развития общества (нормальный уровень развития, кризис в обществе и т.д.)

  • Непосредственно окружающая человека среда (родственники, семья и близкие друзья оказывают сильное влияние на личность.)

  • Наследственность (генетика). Склонность к алкоголизму, наркомании, психические расстройства могут передаваться от родителей детям

  • Обучение и воспитание, включая самовоспитание и социальную активность человека.

  • Действенность социальных институтов общества (государства, семьи, образования и т.д.) [3, с. 20].

Одной из главных причин девиации, по мнению основоположника социологии как науки, Эмиля Дюркгейма является аномия. В своей главной работе «Самоубийство» Дюркгейм пишет что аномия – это отсутствие регуляции, безнормность, состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми и противоречивыми [6, c. 130].

Девиантное поведение относится к отрицательному проявлению общества. Для того чтобы человечество не отходило от норм поведения, необходимо вовремя доносить до подростков отрицательные стороны жизни. Закладывать в них основы поведения, заниматься их воспитанием. Необходимо вовремя выявлять причины возникновения девиантного поведения у подростков и бороться с ними, а также разработать такие социально-экономические преобразования, которые обеспечили бы всем гражданам условия для самореализации.

Список используемой литературы.

1. Большой юридический словарь / под ред. А. Я. Сухарева. –3-е изд., доп. и перераб. - М.: ИНФРА-М, 2007. – 858 с.

2. Иванов, А. В. Социальная педагогика: Учебное пособие / А. В. Иванов и др. ; под общ. ред. А. В. Иванова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 424 с.

3. Холостова, Е. И. Российская энциклопедия социальной работы / под общ. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостовой. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. – 1032 с.

4. Менделевич,В. Д. Психология девиантного поведения / В. Д. Менделевич – М, 2012 – 445 с.

5. Портал правовой статистики. Преступность в регионах. – Ноябрь 2016. http://crimestat.ru/regions_chart_total (дата обращения 09. 01. 2017).

6. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд / Пер, с фр. с сокр.; Под ред. В. А. Базарова.— М.: Мысль, 1994 – 399 с.

Просмотров работы: 600