Цель данной статьи заключается в рассмотрении понятия и сущности социализации.
В 1887 году Франклин Г. Гиддингс ввел термин «социализация» применительно к человеку и определил её как «развитие социальной природы или характера индивида», «подготовка человеческого материала к социальной жизни» [1].
Согласно самому общему определению, социализация - «процесс интеграции личности в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ему успешно функционировать в обществе».
В 1978 году И.С. Кон дал социализации следующее определение - становление в человеке образа его Я.
У. Бронфенбреннер полагал, что процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества [5].
По определению А.В. Мудрика, социализация - это процесс развития человека во взаимодействии с окружающим его миром [4].
Павленок П.Д. определил социализацию как усвоение человеком системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему действовать в качестве полноценного члена общества [2].
Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества.
Процесс приспособления, адаптации, как сущности социализации, рассматривается в рамках субъект-объектного подхода, представителями которого являются Э. Дюркгейм, Т. Парсонс. В рамках данного подхода социализация трактуется лишь как процесс социальной адаптации – результата встречной активности субъекта и социальной среды. Этот процесс предполагает согласование между требованиями социальной среды и установками, социальным поведением человека, согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями и реалиями социальной среды. Согласно субъект-объектному подходу, человек в процессе социализации занимает пассивную позицию, социализация в данном случае происходит за счет воздействия общества на человека.
Согласно второму, субъект-субъектному подходу, сущность социализации заключается в процессе обособления человека – автономизации в обществе, процессе и результате становления индивида социальным существом. Представителями этого подхода являются Дж.Г. Мид, Ч.Х. Кули. В данном случае человек активно участвует в социализации и влияет на свои жизненные обстоятельства и на самого себя. Результатом обособления являются ценностная, эмоциональная, поведенческая автономия.
Таким образом, успех социализации заключается в определенном балансе адаптации и обособления.
Социализация, по мнению А.В.Мудрика, происходит:
а) в процессе стихийного взаимодействия человека с обществом и стихийного влияния на него различных, порой разнонаправленных обстоятельств жизни; б) в процессе влияния со стороны государства на обстоятельства жизни тех или иных категорий людей;
в) в процессе целенаправленного создания условий для развития человека, т. е. воспитания;
г) в процессе саморазвития, самовоспитания человека.
В связи с этим, выделяются следующие составляющие социализации:
- стихийная социализация;
- относительная социализация;
- относительно социально-контролируемая социализация;
- самоизменение человека [1].
Задачами социализации являются:
- естественно-культурная (достижение определенного уровня физического и сексуального развития);
- социально-культурная (морально-нравственное, ценностно-смысловое развитие);
- социально-психологическая (становление самосознания личности).
Существует ряд факторов, от которых будет зависеть, как проходит социализация и каков будет её результат. Фактор – действующее на человека условие. Традиционно выделяют следующие факторы социализации:
- мегафакторы (космос, планета);
- макрофакторы (страна, этнос, общество, государство);
- мезофакторы (регион, село, город, поселок, СМК, субкультура);
- микрофакторы (семья, соседство, группы сверстников, религиозные организации, микросоциум).
Семья является важнейшим и самым влиятельным фактором социализации человека. Именно в семье происходит первичная социализация и с учетом её результатов будет проходить дальнейшая социализация человека. Семья определяет направленность процесса социализации [3].
Поскольку социализация происходит от самого рождения человека и завершается только после смерти, выделяют этапы социализации:
Стадия детства включает в себя следующие этапы: младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1 - 3 года), дошкольное детство (3 - 6 лет), младший школьный возраст (6 - 10 лет).
Стадия отрочества - младший подростковый возраст (10 - 12 лет), старший подростковый возраст (12 - 14 лет).
Стадия молодости включает в себя этапы: ранний юношеский возраст (15 - 17 лет), юношеский (18 - 23 года) возраст, молодость (23 - 30 лет).
Стадия зрелости включает в себя раннюю зрелость (30 - 40 лет), позднюю зрелость (40 - 55 лет), пожилой возраст (55 - 65 лет).
Стадия старости распадается на этапы: старость (65 - 70 лет), долгожительство (свыше 70 лет) [1].
На каждом этапе социализация человека осуществляется с помощью различных средств социализации. К ним можно отнести способы вскармливания младенца и ухода за ним, формируемые бытовые и гигиенические умения, элементы духовной культуры, методы поощрения и наказания в семье и т.д.
Итак, сегодня, говоря о социализации, мы понимаем процесс социального взаимодействия, посредством которого человек приобретает знания, мнения, взгляды и формирует модели поведения, необходимые для успешного участия в жизни общества. Это очень сложный и многогранный процесс, зависящий от множества факторов и условий, который полностью определяет, сможет ли реализовать себя человек, как полноценный член общества.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Мудрик А.В. Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш. заведений/ А.В. Мудрик. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 304 с.
2. Павленок П.Д. Методология и теория социальной работы: учебное пособие/ П.Д.Павленок. - М.: ИНФРА-М, 2008. – 267 с.
3. Агапов Е.П. Социальная работа в вопросах и ответах: учебное пособие/ Е. П. Агапов. - Ростов-на-Дону: Центр универсальной полиграфии, 2009. – 324 с.
4. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студ . высш. учеб . заведений/ А.В.Мудрик. - M.: Издательский центр «Академия», 2007. – 224 c .
5. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений/ Г. М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2007. – 363 с.