ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

Антонюк И.А. 1, Гюльахмедов О.О. 2
1НИМИ ДонГАУ
2Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт им. А.К. Кортунова Донской ГАУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Термин «землеустройство», по данным профессора Ф.Г. Некрасова, появился в русском лексиконе только в 1906 г. До этого при осуществлении землеустроительных действий употребляли слова «землемерие», «землемерство», «межевание», позже – «геодезия» (как высшее землемерие), «поземельное устройство».

При этом, если под межеванием понимался установленный законом процесс, направленный на разграничение земельной собственности, под землемерием - комплекс работ по определению и разделению площадей технико-геодезическими методами, то к землеустройству причислялись все действия по перераспределению земель и обустройству территории, дающие землевладельцам экономические выгоды.

Землеустройство проводят на всей территории страны. Им охвачены все земли независимо от целевого назначения и формы собственности, и характера использования. Однако цели и задачи землеустройства, его принципы и содержание могут быть различными [1].

Учитывая то, что землеустройство является составной частью общественного способа производства, его цель должна соответствовать эффективному развитию всего земельного хозяйства страны, а также отражать совокупность интересов: государства, отдельных предприятий и граждан в использовании земель.

Целью землеустройства является организация рационального использования и охраны земель, приведения организации территории и производства в соответствие с новыми земельными отношениями.

В связи с тем, что субстанция эффективности землеустройства лежит в общественном производстве следует главный вывод о том, что землеустройство должно иметь государственный характер и должно быть главным рычагом государства в осуществлении любых земельных преобразований.

Это позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, землеустройство служит главным механизмом образования землевладения (землепользования) любого предприятия, то есть формирования новой земельной собственности, поэтому без проведения землеустройства, составления проекта, его рассмотрения, согласования, утверждения, отвода земли в натуре, выдачи документа, удостоверяющего право землевладения (землепользования) нельзя начать использование земель или производство. Следовательно, землеустройство является основным условием организации предприятия (организации, учреждения).

Во-вторых, при землеустройстве происходит взаимоприспособление производства и территории, или другими словами, осуществляется территориальная организация производства, в процессе которой, с учетом плодородия почв, местоположения земель, обосновывается производственное направление, специализация предприятия и организуется его территория. Поэтому, субстанция эффективности землеустройства лежит в производстве (экономике) предприятий. Это положение подтверждает также то, что в процессе землеустройства решаются вопросы охраны и повышения плодородия почв и рационально устраивается территория. В этом заключается основной интерес государства, собирающего большие налоги у эффективных собственников земли.

В-третьих, при землеустройстве создаются оптимальные (для данного уровня развития производительных сил и производственных отношений) организационно-территориальные условия землевладения и землепользования, что особенно важно на стадии формирования новой земельной собственности, что должно регулироваться государством.

В-четвертых, в связи с выполнением землеустроительных работ не только государственными землеустроительными предприятиями, но и частными землемерными организациями, государство должно контролировать землеустроительную деятельность, осуществлять независимую экспертизу землеустроительных проектов, принимать меры по рациональному сбору и распределению государственных средств, отпущенных на землеустройство, между исполнителями (проводить аукционы, тендеры, лицензирование, аттестацию, аккредитацию и т.п.) [2].

Поэтому в целях государственного регулирования и управления землеустройством, повышения качества и эффективности землеустроительных мероприятий, основные виды работ, связанные с охраной и рациональным использованием земельных ресурсов, созданием базовой основы для ведения государственного земельного кадастра должны выполняться специализированными государственными проектными организациями. Для выполнения остальных землеустроительных работ заказчики могут привлекать на конкурсной основе других юридических и физических лиц (частных землемеров), имеющих от имени государства лицензии на выполнение землеустроительных работ.

Посредством землеустройства осуществляются следующие функции государственного управления земельными ресурсами:

Информационное обеспечение управления земельным фондом. Это функция обеспечивается путем проведения инвентаризации земель, топографо-геодезических, картографических, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий.

Прогнозирование и планирование использования земельных ресурсов и их охраны. Указанная функция землеустройства осуществляется путем разработки федеральных и региональных прогнозов и программ использования и охраны земель, схем использования и охраны земельных ресурсов.

Организация рационального использования и охраны земель. В состав землеустроительных работ при этом входят разработка схем землеустройства районов, межхозяйственное землеустройство, установление границ административно-территориальных образований, границ территорий с особым правовым режимом использования земель, и границ территорий с особыми природоохранными, рекреационными и заповедными режимами, формирование земельных фондов различного целевого назначения, внутрихозяйственное землеустройство, составление рабочих проектов, связанных с использованием и охраной земель.

Организация рационального использования земель различного целевого назначения. Эти землеустроительные действия решаются на основе землеустроительных работ по устройству территорий, находящихся в ведении органов местного самоуправления (в границах сельских и поселковых округов) и закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО), упорядочению приусадебного земельного фонда и др.

Осуществление государственного контроляза использованием и охраной земельных ресурсов на основе соответствующих землеустроительных работ.

В любой стране мира государство через систему землеустройства, реализует свою земельную политику, производя следующие действия:

  1.  
    • принимаются законы о землеустройстве и других действиях, связанных с организацией рационального использования и охраны земли;

    • определяется федеральный орган исполнительной власти, на который возлагаются функции организации землеустройства, устанавливается его компетенция, разграничиваются функции между государственным и частным землеустройством;

    • выстраивается система землеустройства (определяются территориальные органы, перечень землеустроительных действий, виды землеустроительной документации, утверждается землеустроительный процесс, устанавливается порядок подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, научных исследований финансирования и материально-технического обеспечения и т.п.).

Наиболее существенным образом изменяется содержание землеустройства в условиях развития земельного рынка. При этом в системе землеустройства осуществляются следующие действия:

  1.  
    • формирование рыночного земельного фонда с установлением местоположения, площадей и границ земельных участков, определение качественных и стоимостных характеристик земли;

    • установление спроса и предложения на землю и отслеживание динамики земельного рынка, подготовка каталогов земельных участков, находящихся в фонде перераспределения, систематическое их опубликование в средствах массовой информации;

    • обеспечение операций с землей, в том числе: формирование земельных участков, разделение, объединение земельных участков. Подготовка необходимых документов и проведение работ, связанных с предоставлением, изъятием (выкупом) земель, а также регистрации прав на земельные участки и сделок с ними;

    • установление ограничений (обременений) в использовании земельных участков, а также ограничений по распоряжению этими участками при совершении сделок;

    • подготовка информации, необходимой при совершении сделок с земельными участками, для проведения земельных аукционов, целей налогообложения и др.

Проведение землеустройства требует учета законов природы и общества, объективно действующих независимо от сознания и воли людей. Это обстоятельство требует формулировки принципов землеустройства – исходных положений, отражающих его самые существенные черты, правила проведения, направленность, содержание и методы [2].

В настоящее время общепризнанными в землеустроительной науке считаются следующие принципы.

1. Первоочередное решение при землеустройстве природоохранных задач. Формулировка этого принципа обусловлена тем, что одно из главных противоречий современной эпохи заключается в быстром развитии производительных сил при жесткой ограниченности природных ресурсов и во многом за их счет. Поэтому при землеустройстве необходимо добиваться гармоничных взаимоотношений человека с окружающей природной средой, направлять хозяйственную деятельность на достижение экологического равновесия в создаваемых антропогенных ландшафтах, обеспечивающих жизненные потребности человека. Это требует организации таких землевладений и землепользований, в которых территориальные природохозяйственные комплексы были бы сбалансированными по линии процессов потребления – восстановления ресурсов, а также приоритета природоохранных и экологических критериев, определяющих границы использования земель, над производственными.

Поэтому при землеустройстве надо создавать экологически устойчивые антропогенные ландшафты, защищать земли от нерационального использования, формировать условия для охраны природы.

В этой связи в ходе землеустройства, в первую очередь, надо решать природоохранные, а затем уже социально-экономические задачи. Данный принцип требует исключения из рассмотрения любого варианта перераспределения земель и организации территории, наносящих ущерб окружающей природной среде.

2. Максимальный учет природных, эколого-хозяйственных, агроэкологических, ландшафтных свойств территории и экологической устойчивости ее отдельных частей, а также экономических условий при организации землевладений, землепользований и территориальном размещении производства и его отраслей, что обусловливает адаптивный характер землеустройства и его эффективность.

Каждый район, каждое конкретное хозяйство и даже каждый отдельно обрабатываемый рабочий участок характеризуются определенными природными и экономическими свойствами. Неодинаковы климат, микроклимат, рельеф местности, степень увлажненности, потенциальная опасность развития эрозии, культуртехническое состояние земель (степень закамененности, залесенности, закустаренности, закочкаренности, солонцеватости) и др. Хозяйства различаются по специализации, уровню фондовооруженности, квалификации кадров. Естественно, это накладывает свой отпечаток на характер использования земель.

В связи с этим при землеустройстве необходим обязательный учет природных, экономических и социальных условий региона, зоны, территории хозяйств и отдельных массивов земель, что определяет формулировка данного принципа.

  1. Приоритет природоохранного и сельскохозяйственного землевладения и землепользования при перераспределении земель между категориями земельного фонда, земельными собственниками, пользователями и арендаторами, а также отдельными видами угодий. Это вызывает необходимость обоснования при землеустройстве уровня интенсивности использования земель, требует их ограниченного изъятия для несельскохозяйственных целей, консервации и рекультивации нарушенных земель.

Одной из важнейших задач землеустройства является предотвращение и прекращение процессов ветровой и водной эрозии. В научно обоснованных проектах землеустройства всегда предусматривается соответствующая организация территории и другие противоэрозионные мероприятия. Планируются также рациональное использование и охрана пашни, сенокосов, пастбищ, земель под плодовыми и ягодными насаждениями, естественной растительности, водоемов.

Если земельный участок предоставляется под новый объект, то это необходимо обосновать расчетами, не допуская излишеств, необоснованного расходования продуктивных земель. Кроме того, при образовании несельскохозяйственных землепользований, их размещении на территории нужно учитывать не только организационно-территориальные аспекты производства, но и свойства того или иного объекта (например, промышленного предприятия), который будет функционировать на данном участке. В частности, должна быть обеспечена охрана окружающей среды (земли, воды, атмосферы) от загрязнения и других вредных воздействий.

Совершенствование производительных сил общества объективно вызывает необходимость постоянных отводов земель для нужд промышленности, транспорта, городов, сел и других несельскохозяйственных целей. Площадь сельскохозяйственных угодий в расчете на одного жителя постоянно сокращается. Поэтому в процессе землеустройства для несельскохозяйственных нужд следует отводить минимально необходимую площадь, выбирая в первую очередь непригодные и малопригодные для сельского хозяйства земли, находить свободные площади в черте существующих населенных пунктов, в границах промышленных, транспортных и иных предприятий, восстанавливать нарушенные земли.

4. Строгое соблюдение при землеустройстве требований земельного и других видов законодательства в области правового регулирования землевладения и землепользования. Выполнение этого принципа – необходимое условие совершения любых землеустроительных действий, поскольку землеустройство призвано укреплять земельный строй государства, а не вносить в него хаос. Как известно, местные органы власти всех уровней в пределах их компетенции от имени государства распоряжаются землей и предоставляют ее в собственность, пользование и аренду посредством землеустройства. Устанавливаемые при этом границы хозяйств и хозяйственных участков на местности должны быть четкими, чтобы обеспечить необходимый порядок в использовании земли, избежать земельных споров.

Соблюдение требований законодательства вызывает необходимость установления при землеустройстве определенного правового режима и условий землепользования, строгого следования нормам земельного права, землеустроительного процесса, создания организационно-территориальных условий для регулирования земельных отношений.

5. Комплексный характер организации территории и производства. Этот принцип определяет необходимость обеспечения пропорциональности и сбалансированности между выделяемой землей и ее количественными и качественными характеристиками с фондовооруженностью, трудообеспеченностью, технической оснащенностью и другими параметрами предприятий, а также современного и обязательного создания необходимой производственной и социальной инфраструктуры для обеспечения процесса производства.

Практика показывает, что наилучших экономических результатов добиваются те предприятия, в которых земля находится в оптимальном соотношении с трудовыми ресурсами и производственными фондами. Любое предприятие представляет собой сложную организационно-хозяйственную структуру, в которой решаются технологические, экономические, социальные и другие вопросы.

Проблемы совершенствования расселения переплетаются здесь с территориальным размещением производства, объектов социальной и производственной инфраструктуры, агробиологические вопросы - с техническими и физико-химическими и т.п. Поэтому и само землеустройство должно иметь комплексный характер, решая во взаимосвязи задачи организации производства, территории и совершенствования расселения. Например, сельскохозяйственное освоение земель должно сопровождаться дополнительным вложением средств в производственное и жилое строительство, созданием дорожной сети, а введение в строй животноводческих ферм и комплексов – организацией кормовой базы, закладкой орошаемых культурных пастбищ и т.д. Вопросы мелиорации, рациональной системы земледелия, планировки сельских населенных мест и многие другие невозможно, таким образом, решать в отрыве от разработки землеустроительных проектов. Поэтому при землеустройстве обеспечивается увязка организации рационального использования земли и обустройства территории.

6. Экологическая, экономическая и социальная эффективность организации территории. Этот принцип требует обоснования всех мероприятий по совершенствованию землепользования и землеустройства и комплексной оценки всех видов эффективности землеустройства.

Без обоснования принимаемых землеустроительных решений, сопоставления проектных данных с исходным положением на год землеустройства, выбора наилучшего варианта организации территории и его оценки по системе экологических, экономических и социальных показателей землеустройство не будет эффективным со всех точек зрения. Именно комплексный учет всех вдов эффективности землеустройства позволяет избежать односторонней направленности проектов, ошибок в использовании земли и обеспечить социальную справедливость при принятии землеустроительных решений.

Эффективность производства может быть повышена лишь в том случае, когда землеустройство проводится на научной основе, общие и частные предложения по организации производства и территории согласуются с долгосрочной перспективой использования и охраны земель, а проектные решения базируются на последних достижениях научно-технического прогресса, при организации информационного обслуживания на базе современных вычислительных и измерительных средств. Поэтому при землеустройстве создают организационно-территориальные условия, способствующие росту эффективности производства на основе передовых методов и систем ведения производства, а в сельском хозяйстве - путем земледелия, внедрения прогрессивных форм организации и оплаты труда, осуществления природоохранных мероприятий.

7. Обеспечение стабильности землевладения и землепользования. Стабильность (устойчивость) землевладения и землепользования характеризуется длительностью владения и пользования земельным участком в неизменных границах. Достигается она, когда образуемые землевладения и землепользования рациональны по всем основным параметрам, когда отсутствуют недостатки и неудобства, вызывающие потребность во внесении изменений. В месте с тем, с течением времени по разным причинам (например, из-за изъятия земли) в землепользованиях могут возникать недостатки и неудобства, снижающие эффективность производства; они должны устраняться. Кроме того, могут меняться условия хозяйствования, у предприятий появляются новые планы и задачи. В таких случаях земельный участок (массив) должен совершенствоваться путем внесения изменений в его площадь, размещение, внутренний состав на основе проекта межхозяйственного землеустройства.

Выполнение данного принципа обусловливает также необходимость сохранения при новом землеустройстве устойчивых элементов организации территории (существующих дорог, лесополос, севооборотов, многолетних насаждений и многолетних посевов и т.п.), а также, по возможности, приспособления всех землеустроительных мероприятий к сложившейся организационно-территориальной структуре.

8. Учет сочетания интересов общества в целом, отдельных отраслей, землевладельцев и землепользователей. Развитие общества всегда осуществляется посредством удовлетворения различных интересов (государства, юридических и физических лиц) в области землепользования, которые часто действуют в противоположных направлениях.

Поэтому искусство землеустроителя заключается в нахождении компромисса, в максимальной степени отражающего совокупность этих интересов.

По мере развития производства появляется потребность в предоставлении земли для многочисленных новых землепользователей, относящихся к различным отраслям и сферам деятельности. При размещении транспортных, горнодобывающих, энергетических предприятий и других объектов отводимое им место (участок земли для строительства) устанавливается после его предоставления в процессе землеустройства. При этом решаются вопросы выплаты компенсаций, упущенной выгоды, потерь производства юридическим и физическим лицам, земельные участки которых затронуты в ходе землеустройства. В ряде случаев этим землевладельцам и землепользователям отводятся при их согласии новые земельные участки.

При временных отводах при нарушении почвенного покрова до возвращения земель собственникам осуществляется их рекультивация, т.е. восстановление и приведение в первоначальное состояние.

Удовлетворение различных интересов требует соблюдения гласности при проведении и реализации землеустроительных мероприятий [3].

Таким образом, сформулированные принципы позволяют вести землеустройства, приводящее его к главной цели - организации рационального использования и охраны земель, самими короткими путями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Титарева М.Н. Эколого-экономическое управление земельными ресурсами. В сборнике: Современные аспекты землепользования, землеустройства и кадастра. Сборник материалов межвузовской научно-практической конференции преподавателей и аспирантов. 2012. С. 112-114

2. Чешев А.С. Экологическая экспертиза как инструмент правового регулирования природоохранной деятельности на мелиоративных системах. Чешев А.С., Александровская Л.А., Алиева Н.В.Известия Ростовского государственного строительного университета. 2010. Т. 1. № 14 (14). С. 209-215.

3. Овчинникова Н.Г. Совершенствование социо-эколого-экономического механизма устойчивого развития сельских территорий в аграрном природопользовании. Овчинникова Н.Г., Алиева Н.В., Шипулин Я.В. Инженерный вестник Дона. 2013. Т. 27. № 4. С. 187.

 

Просмотров работы: 1562