СИСТЕМА ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА И ЕЕ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СИСТЕМА ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА И ЕЕ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ

Якубовская Е.В. 1, Ситнер А.Е. 1
1НИМИ ДонГАУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Для организации рационального использования и охраны земли, претворения в жизнь земельной политики государства, осуществления земельной реформы нужна целостная система землеустройства, охватывающая весь земельный фонд страны – от федерального уровня до конкретного хозяйственного участка земли.

Система землеустройства в Российской Федерации включает следующие составные части:

  • нормативно-правовое регулирование землеустройства и законодательно определенные землеустроительные действия;

  • четко установленный законом землеустроительный процесс (порядок) с соответствующей процедурой;

  • утвержденный перечень (виды) землеустроительной документации;

  • специально созданные землеустроительные органы (службы), осуществляющие землеустроительную деятельность и действия;

  • соответствующую организацию и финансирование землеустройства;

  • участников землеустройства;

  • отлаженную систему управления и государственного контроля за землеустройством;

  • определенную систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

  • систему организации научных исследований в области землеустройства, лицензирования и государственной экспертизы землеустроительной документации.

Система землеустройства является составной частью единой системы государственного управления земельными ресурсами, главным звеном государственного управления земельных отношений и организации рационального использования земли.

Землеустроительные действия – это законодательно определенные виды землеустроительных работ, которые выполняются в целях реализации земельной политики государства, а также отражаются в соответствующей землеустроительной документации.

В связи с разными задачами государства в области землеустройства состав землеустроительных действий может изменяться [1].

Землеустроительный процесс – это определенный правообразующий акт, законодательно закрепленный порядок производства землеустроительного дела (работы). В любом государстве данный процесс всегда включает следующие основные этапы:

  • возбуждение землеустроительного дела;

  • подготовка землеустроительной документации (подготовительные работы, составление проекта, предъявление его участникам землеустройства);

  • утверждение проекта и приведение в исполнение (установление на местности пограничных межевых знаков, перенесение основных проектных решений в натуру и т.д.);

  • оформление землеустроительного дела, составление и выдача участникам землеустройства землеустроительной документации;

  • авторский надзор за выполнением проектов землеустройства.

Землеустроительное дело включает в себя землеустроительную документацию по каждому землеустраиваемому объекту и другие касающиеся его материалы (заявления, протоколы, справки, акты, данные экспертизы, накладные и т.п.).

Землеустроительное дело формируется и хранится в порядке, установленном законом.

Землеустроительная документация - это определенные виды землеустроительных документов (прогнозов, схем, проектов, технико-экономических расчетов и обоснований и других материалов), отражающих выполнение различных землеустроительных действий и обеспечивающих, в ходе осуществления намеченных ими мероприятий, организацию рационального использования и охраны земли на территориях страны, субъектов Федерации, муниципальных и иных административно-территориальных образований, конкретных землевладений, землепользований и земельных участков.

Виды землеустроительной документации устанавливаются федеральными законами и иными нормативные правовыми актами Российской Федерации, а также законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Состав, содержание, правила оформления соответствующими нормативно-техническими документами по проведению землеустройства.

Основными видами землеустроительной документации являются:

  • генеральная схема использования и охраны земли страны (генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации);

  • схема землеустройства территорий субъектов Российской Федерации;

  • схема землеустройства муниципальных и иных административно-территориальных образований;

  • проекты межхозяйственного землеустройства (в трактовке землеустроительной науки);

  • проекты внутрихозяйственного землеустройства.

  • рабочие проекты по использованию и охране земли (рекультивации нарушенных земель, защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий, улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель) [1].

В связи с осуществлением в Российской Федерации земельной реформы, неодинаковым содержанием землеустройства на различных этапах социально-экономического развития страны, существенным расширением земельных преобразований в последнее время, а также в связи с современными задачами землеустройства землеустроительные предприятия, кроме указанной выше, имеют и следующую землеустроительную документацию:

  • прогнозы, федеральные и региональные программы использования и охран земельных ресурсов, а также другие материалы прогнозирования и планирования использования и охраны земель;

  • материалы природно-сельскохозяйственного, эколого-хозяйственного, агроэкономического, ландшафтно-экологического и других видов районирования (зонирования, микрозонирования и т.п.);

  • схемы и проектов перераспределения земель, а также материалы других видов землеустроительных работ, проводимых в ходе реорганизации колхозов и совхозов;

  • схемы и проекты осуществления противоэрозионных и других природоохранных мероприятий;

  • планы земельно-хозяйственного устройства городов и поселков, определяющие основные направления использования не подлежащих застройке и временно не застраиваемых земель в черте города и поселка, а также земель, переданных в их владение для развития личного подсобного хозяйства, огородничества, сенокосов и выпаса скота граждан, проживающих на их территориях;

  • материалы инвентаризации всех земель. дающие необходимую информацию о фактическом состоянии и целевом использовании земель гражданами и юридическими лицами;

  • землеустроительные дела по отводам земельных участков для юридических и физических лиц, предоставлению и изъятию земель, осуществлению земельного оборота;

  • материалы по определению и организации территории земельных участков, предоставляемых для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан;

  • материалы по размещению и устройству территорий особо охраняемых земель; земель, предоставляемых беженцам, вынужденным переселенцам, а также военнослужащим, уволенным в запас; традиционного природопользования в местах проживания коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока;

  • материалы по систематическому выявлению неиспользуемых и нерационально используемых земель, служащие основой для подготовки решений о зачислении этих земель в специальный фонд для последующего перераспределения;

  • материалы по выявлению и установлению в натуре (на местности) границ административно-территориальных образований и земельных участков, предоставленных в собственность ли пользование, являющиеся основой для изготовления документов, удостоверяющих право на землю граждан и юридических лиц;

  • материалы кадастровых съемок, дежурные карты ограничений и обременений в использовании земель, земельно-кадастровые карты, данные которых, являются исходной информацией для землеустроительного проектирования, планирования и прогнозирования;

  • тематические карты и атласы состояния и использования земель;

  • материалы земельно-оценочных работ, обеспечивающие получением показателей оценки каждого земельного участка, экономически обосновывающие землеустроительные проектные решения и уточняющие ставки земельного налога, и платежи за землю;

  • материал по осуществлению мониторинга земель, государственного контроля за использованием и охраной земель;

  • материалы межевания земель.

Землеустроительная документация оформляется, рассматривается, согласовывается, утверждается, выдается заказчикам и хранится в установленном нормативными правовыми актами порядке.

Землеустроительная документация по принадлежности хранится в архивах федерального и территориальных органов исполнительно власти по государственному управлению земельными ресурсами, на которую возлагаются функции землеустройства (ныне Госфондданных, Росреестр), а также федеральных государственных унитарных предприятий, учреждений и иных организаций, и других архивах негосударственных организаций, имеющих лицензии на выполнение работ в области геодезии и картографии [2].

На федеральном и региональном уровнях земельные ресурсы распределяются между различными отраслями (сельским и лесным хозяйством, промышленностью, транспортом, курортами, заповедниками и др.) в целях планирования, организации и контроля использования земель в интересах государства в целом; разработки и осуществления крупномасштабных программ сельскохозяйственного освоения, повышения плодородия и мелиорации земель; установления границ административно-территориальных образования, территорий особым правовым, природоохранным, рекреационным, заповедным режимами и т.д.

Кроме того, земельные ресурсы перераспределяют и по формам собственности, которая делится на государственную, муниципальную и частную.

Задача перераспределения земельных ресурсов между различными отраслями и внутри них затрагивает в первую очередь отдельные землевладения и землепользования и их группы, так как земли используют конкретные предприятия, организации, учреждения и граждане. Поэтому перераспределение земель охватывает эти землевладения и землепользования в связи с тем, что предоставление земель одним предприятиями (организациям, учреждениям) обязательно связано с изъятием земель у других.

Возникает необходимость в организации новых землепользований и переустройстве значительного количества существующих хозяйств. Появляется также необходимость переселения из зоны затопления людей, проживавших в поселках, административных центрах и т.д.

Очевидно, что землеустройство не может организоваться только образованием или реорганизацией землевладений и землепользований.

Другая, главная задача землеустройства заключается в организации рационального использования и охраны земель на конкретных участках, конкретных хозяйствах, внутри (в границах) землевладений и землепользований сельскохозяйственных предприятий. Именно здесь определяется обеспеченность населения продовольствием, а промышленности – сырьем, осуществляется непосредственное взаимодействие основных факторов производства – земли, труда, материально-технических ресурсов.

В промышленных и других несельскохозяйственных предприятиях, где земля используется только как пространство для размещения зданий, сооружений, дорог, сетей электроснабжения, ее непосредственное использование не является самостоятельной задачей. Она нужна только как место для строительства определенных объектов и их последующего функционирования независимо от качества земель [3].

Таким образом, в одних случаях при землеустройстве организуют землевладения или землепользования ряда предприятий в целом или их взаимосвязанных групп, образующих определенные системы. В других случаях территорию устраивают в границах отдельного землевладения или землепользования, при котором определяют назначение и использование каждого входящего в него земельного участка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Овчинникова Н.Г. Совершенствование социо-эколого-экономического механизма устойчивого развития сельских территорий в аграрном природопользовании. Овчинникова Н.Г., Алиева Н.В., Шипулин Я.В. Инженерный вестник Дона. 2013. Т. 27. № 4. С. 187.

2. Чешев А.С. Экологическая экспертиза как инструмент правового регулирования природоохранной деятельности на мелиоративных системах. Чешев А.С., Александровская Л.А., Алиева Н.В.Известия Ростовского государственного строительного университета. 2010. Т. 1. № 14 (14). С. 209-215.

 

 

 

Просмотров работы: 2156