ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ОКТЯБРЬСКОМ РАЙОНЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ОКТЯБРЬСКОМ РАЙОНЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Трандж Н.Ю. 1
1НОВОЧЕРКАССКИЙ ИНЖЕНЕРНО-МЕЛИОРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ ИМ. А.К.КОРТУНОВА ФГБОУ ВО Донской ГАУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Тема очень важная и интересная, особенно с точки зрения перспектив развития местного самоуправления в муниципальных образованиях. Фундаментом и экономической основой местного самоуправления являются финансовые ресурсы и имущество, находящее в муниципальной собственности. Рост и развитие муниципального образования невозможен без грамотного и эффективного использования муниципальной собственности, особенно в современных условиях, когда количество муниципальной собственности сокращается, а оставщееся имущество требует структурированного подхода.

Согласно статье 215 Гражданского Кодекса Российской Федерации: «имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью». Наличие муниципальной собственности – одно из важных условий успешного существования муниципального образования.

Муниципальная собственность - это имущественный комплекс муниципального образования, в который входят:

-муниципальные земли;

-муниципальные земельные ресурсы;

-муниципальный жилищный фонд;

-муниципальные нежилые помщения;

-объекты социально-культурной сферы;

-объекты инженерной инфрасктруктуры.(1)

В качестве примера можно привести деятельность одного из муниципальных образований Октябрьского района, Ростовской области. Муниципальное образование относится к числу районов с высоким инвестиционным потенциалом. Основой для этого служат выгодное географическое положение территории, развитая транспортная сеть, богатейшая сырьевая база, многоотраслевая экономика, представленная как развитым промышленным производством, базирующимся в первую очередь на добыче полезных ископаемых, так и сельским хозяйством.

В муниципальном образовании формирование муниципальной собственности происходило за счет:

-муниципальной собственности, имеющейся на момент разграничения;

-объектов государственной собственности, переданных на безвозмездной основе в муниципальную собственность;

-приобретение собственности и создание муниципальных предприятий за счет собственных и заемных средств;

-имущества на территории муниципального образования, не имеющего собственника.

В результате сформировался фонд муниципальной собственности, находящейся на балансе муниципального образования, процесс формирования которого продолжается и в настоящее время.

По данным статистических источников, основную долю доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, составляют доходы от арендной платы за землю, от сдачи в аренду имущества, от реализации имущества (таблица 1).

Таблица 1 – Доля использования имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Наименование статьи доходов

2013

2014

2015

Доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности (всего, тыс. рублей), в том числе:

40 661,1

40 675,4

65 502,5

арендная плата за землю

(тыс. рублей)

30 642,1

30 601,2

58 104,1

Аренда имущества

(тыс. рублей)

6 016,9

6 041,9

6 198,4

Реализация имущества

(тыс. рублей)

4 002,1

4 032,3

1 200,0

Доля доходов от использования муниципального имущества в процентном отношении от общего количества доходов бюджета муниципального образования

8,3%

8,4%

12,1%

Данные таблицы показывают положительную динамику в использовании муниципального имущества. Так как количество договоров аренды с 2013г. по 2015г. увеличилось, следовательно, увеличились поступления в местный бюджет от аренды имущества. Поступления от продажи муниципального имущества в части продажи земли и нежилых помещений за 2013-2014 гг. имеют небольшую тенденцию роста. В 2015г. произошло снижение спроса на приобретение имущества из-за нестабильной экономической ситуации в Российской Федерации.

Собственником муниципального имущества является муниципальное образование, а права собственника в отношении имущества осуществляет комитет по управлению муниципальным имуществом.(2)

Решение от 30.06.2016 №57 собрания депутатов «Об утверждении порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования Ростовской области:

«…Комитет по управлению муниципальным имуществом, в соответствии с Уставом муниципального образования, является отраслевым (функциональным) органом, выполняющим исполнительно-распорядительные функции и уполномочен осуществлять управление и распоряжение имуществом, находящимся в собственности муниципального образования, а также земельными участками, находящимися в муниципальной собственности или собственность на которые не разграничена, в пределах своей компетенции…».

«…Комитет представляет в соответствии с действующим законодательством и настоящим Положением интересы муниципального образования как собственника муниципального имущества…».

«…Основными задачами комитета являются (выписка из решения собрания депутатов муниципального образования):

1.Управление и распоряжение муниципальным имуществом муниципального образования.

2.Управление и распоряжение землями, расположенными в границах муниципального образования: государственная собственность на которые не разграничена;

3.Обеспечение проведения единой (государственной и муниципальной) политики в области управления и распоряжения муниципальным имуществом.

4.Осуществление управления и распоряжения муниципальным имуществом в целях повышения эффективности его использования для реализации социально-экономических программ развития муниципального образования.

5.Осуществление части делегированных комитету городскими и сельскими поселениями полномочий, на основании подписанных соглашений:

6.Контроль за проведением инвентаризации имущества, всех форм собственности, находящегося на территории поселений муниципального образования;

7.Контроль за составлением прогнозного плана социально - экономического развития поселений муниципального образования в области имущественных отношений…».

Этот нормативно-правовой документ содержит перечень необходимых действий, касающихся вопросов управления и использования объектов недвижимости, земельных участков, т.е. того имущества, которое является муниципальной собственностью муниципального образования.

Чтобы оценить деятельность органов местного самоуправления с точки зрения эффективности использования муниципальной собственности, необходимо рассмотреть показатели, характеризующие эту деятельность.

Основным направлением работы Комитета в 2013 году являлось выполнение задач, направленных на повышение эффективности использования имущества и земельных участков всех форм собственности с целью достижения бюджетной самодостаточности муниципального образования. Для реализации этих задач комитетом проводится ежегодная инвентаризация земель и объектов имущества всех форм собственности, расположенных на территории муниципального образования с целью полноты учета свободных земельных участков и выявления бесхозяйного и неиспользуемого имущества, для дальнейшей продажи или сдачи в аренду. В результате проведенной в 2013 г. инвентаризации в поселениях муниципального образования выявлено 175 бесхозяйных и неиспользуемых земельных участков и еще 60 не поставленных на кадастровый учет земельных долей.(3)

По итогам 2013 года доходы, полученные в бюджет муниципального образования, от распоряжения землей составили – 65 642,1 тыс. рублей, в том числе: доходы от аренды земли – 30 642,1 тыс. рублей, доходы от продажи земельных участков – 35 000,00 тыс. рублей. Доходы, полученные от распоряжения муниципальным имуществом в отчетном году, составили 10 019,00 тыс. рублей, в том числе: от аренды муниципального имущества в сумме –6 016,9 тыс. рублей и от продажи имущества – 4 002,1 тыс. рублей. Важное направление в работе Комитета имеет страхование муниципального имущества. По итогам 2013 года застраховано всё недвижимое и особо ценное движимое имущество муниципального образования. Работа по данному направлению продолжается.

Комитет работает в единой информационной базе данных обо всех земельных участках и объектах недвижимости – АС «УМС» Космос-2. На сегодняшний день в реестр муниципального имущества района и поселений учтено 2180 объектов недвижимого имущества, 7184 объектов движимого - особо ценного имущества и 1429 земельных участка. От полноты учтенной информации напрямую зависит объем получаемых дополнительных доходов.

По итогам 2014 года доходы, полученные в бюджет муниципального образования, от распоряжения землей составили -65 985,2 тыс. рублей, в том числе: доходы от аренды земельных участков – 30 601,2 тыс. рублей, доходы от продажи земельных участков-35 384,0 тыс. рублей. Доходы, полученные от распоряжения муниципальным имуществом в отчетном году, составили 10 074,2 тыс. рублей, в том числе: от аренды муниципального имущества в сумме –6 041,9 тыс. рублей и от продажи имущества – 4 032,3 тыс. рублей. Общее количество заключенных договоров аренды земли по состоянию на 31.12.2014 года составляет – 904 договора. Заключено 13 договоров аренды недвижимого имущества. Комитет продолжит проведение инвентаризации земли и имущества, с целью выявления неиспользуемого и бесхозяйного имущества, включения его в план приватизации, заключения новых договоров аренды муниципального имущества, с целью более эффективного использования имущества и земли и дальнейшего пополнения доходной части бюджета.

По итогам 2015 год комитетом заключен 121 договор, из них: 43 – договора купли-продажи и 78 договоров аренды земельных участков, в том числе: 25 краткосрочных и 6 перезаключение ранее заключенных договоров.

Всего за 2015 год сотрудниками комитета и специалистами поселений в результате проведенной работы вовлечено в оборот 122 земельных участка, ранее свободных от прав третьих лиц, что позволило дополнительно привлечь в бюджет муниципального образования около 5 000,0 тыс. рублей. По состоянию на 01.01.2016 общее количество заключенных договоров аренды земли составляет – 1051.

Доходы, полученные от распоряжения муниципальным имуществом в отчетном году, составили – 78 104,1 тыс. рублей, в том числе: доходы от аренды земельных участков – 58 104,1 тыс. рублей, доходы от продажи земельных участков- 20 000,0 тыс. рублей. Доходы, полученные от распоряжения муниципальным имуществом в отчетном году, составили 7 398,4 тыс. рублей, в том числе: от аренды муниципального имущества в сумме –6 198,4 тыс. рублей и от продажи имущества – 1 200,0 тыс. рублей.

На прогнозируемый период 2016 года намечено к продаже 10 объектов недвижимости и две автотранспортные единицы.

Данные по доходам от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, приведены на рисунке 1.

Сумма поступлений от аренды, продажи земельных участков и действия комитета по управлению муниципальным имуществом, свидетельствуют об эффективности использования земельных участков.

Проблема, которая существует в муниципальном образовании – это снижающийся уровень доходов от использования объектов недвижимости нежилого фонда. Это связано с тем, что объекты, которые можно предложить в аренду, требуют капитального ремонта. Для использования этих объектов с целью увеличения поступлений в местный бюджет, можно привлечь арендаторов. Основным арендатором муниципального недвижимого имущества являются представители малого бизнеса, у которых нет собственных площадей. Очень часто полученные от аренды муниципального имущества средства идут на капитальный ремонт. Как вариант эффективного использования муниципального имущества – объем вложенных арендатором средств в капитальный ремонт со сроком действия договора аренды и стоимостью аренды (снижение ставки).(4)

На основании изложенного материала можно сделать вывод об еще имеющихся проблемах в управлении и распоряжении объектами муниципальной собственности.

При определении эффективного использования муниципальной собственности следует разделять объекты собственности на:

-объекты, необходимые для решения социальных задач (школы, детские сады, больницы, библиотеки и т.д.);

-объекты, используемые для получения доходов в муниципальное образование.

Для решения имеющихся на сегодняшний день проблем актуальной остается задача повышения эффективности использования муниципального имущества за счет:

-оптимизации количества муниципальных предприятий за счет ликвидации или реорганизации нерентабельных муниципальных предприятий;

-обеспечения полной инвентаризации объектов муниципальной собственности, их учета, проведения технической инвентаризации и государственной регистрации прав на объекты муниципальной собственности;

-ведения муниципального учета объектов недвижимости и муниципального земельного кадастра;

- проведения конкурсов по продаже муниципального имущества и сдаче в аренду нежилых помещений;

-обеспечения контроля за использованием и сохранностью объектов муниципальной собственности;

-создания благоприятных условий для субъектов малого предпринимательства по использованию и развитию объектов муниципальной собственности.

Рассмотрение муниципальной собственности муниципального образования Ростовской области показало, что число объектов муниципальной собственности является значительным, продолжаются процессы по формированию муниципальной собственности, технической инвентаризации объектов, решаются проблемы бесхозяйных объектов.(5)

Литература:

1.Гражданский кодекс Российской Федерации(ст. 215).

2.Устав муниципального образования Ростовской области.

3.Решение от 30.06.2016 №57 собрания депутатов «Об утверждении порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования Ростовской области.

4.Статистическая отчетность комитета по управлению муниципальным имуществом за 2013-2015гг.

5.Интернет-ресурсы.

Просмотров работы: 564