ФОРМИРОВАНИЕ ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНОГО ДЕЛА ПО ОПИСАНИЮ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ГРАНИЦ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФОРМИРОВАНИЕ ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНОГО ДЕЛА ПО ОПИСАНИЮ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ГРАНИЦ

Погребная Н.А. 1
1Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт им. А.К. Кортунова ФГБОУ ВО Донской ГАУ, Новочеркасск
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Федеральным законом от 13 мая 2008 г. № 66-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» [1] было отменено понятие территориального землеустройства. После изменений в указанном законе землеустройство стало включать в себя мероприятия по описанию местоположения и установлению на местности границ объектов землеустройства. При этом объектами землеустройства являются:
  • территории субъектов Российской Федерации;

  • территории муниципальных образований;

  • территории населенных пунктов;

  • территориальные зоны;

  • зоны с особыми условиями использования территорий.

Рассмотрим подробнее порядок описания местоположения границ объектов землеустройства, который был принят Приказом Министерства экономического развития РФ от 3 июня 2011 г. № 267 «Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства» [2] и изменен 16 сентября 2016 г.

При описании местоположения границ объектов землеустройства необходимо использовать сведения государственного кадастра недвижимости, документов государственного фонда данных и территориального планирования, правил землепользования и застройки, сведений и документов государственных картографо-геодезических фондов. Местоположение границ устанавливается в результате определения плоских прямоугольных координат характерных точек границ объекта землеустройства в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости. Координаты таких характерных точек определяются с точностью не ниже точности картографической основы государственного кадастра недвижимости, которая принята на территории, на которой размещается граница исследуемого объекта землеустройства.

Описание местоположения границ объектов землеустройства осуществляется либо с целью внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о границах объектов землеустройства, либо с целью изменения или же уточнения сведений о границах объектов землеустройства, которые уже были внесены в государственный кадастр недвижимости.

Описание местоположения границ объектов землеустройства может производиться как в отношении всей границы объекта землеустройства, так и в отношении части или частей его границы. Описание границы объекта может быть представлено в виде:

  • одного замкнутого контура;

  • нескольких замкнутых контуров;

  • отрезков прямых или ломаных линий.

Сведения о границах объекта землеустройства в государственном кадастре недвижимости могут изменяться или уточняться:

  • в результате кадастровых работ в отношении земельного участка, если часть границы земельного участка, совпадающая с частью границы объекта землеустройства определялась с более высокой точностью;

  • по результатам работ по установлению на местности границ объектов землеустройства;

  • в случаях изменения описания местоположения границ объектов землеустройства.

При проведении работ по описанию местоположения границ объекта землеустройства необходимо учитывать, что границы зон зоны с особыми условиями использования территории могут пересекать границы между субъектами Российской Федерации, а так же границы муниципальных образований и населенных пунктов и т.д. Границы территориальных зон и административные границы не должны пересекать границы земельных участков, а территория населенного пункта должна полностью входить в состав одного поселение.

По результатам описания местоположения границ составляется карта (план) объекта землеустройства, порядок которой установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 621 «Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению» [3]. Карта (план) объекта землеустройства составляется на территорию равную одному кадастровому округу.

Все материалы, собранные в ходе проведения землеустроительных работ обрабатывают и на основе полученных результатов формируют землеустроительное дело, которое включает следующее:

  • титульный лист;

  • содержание;

  • пояснительная записка;

  • документы и сведения, предусмотренные законодательством для описания местоположения границ объекта землеустройства;

  • (план) объекта землеустройства [4].

В пределах территории населенного пункта землеустроительное дело формируется в результате проведения мероприятий по установлению или изменению черты границ такого населенного пункта.

Так как населенные пункты являются динамичными образованиями, установление и изменение их черты проводится по мере необходимости и в тех случаях, если:

  • существует неясность или вообще отсутствие таких границ;

  • произошло изменение генерального плана и проекта планировки и их застройки;

  • была предоставлена дополнительная земельная площадь для развития населенного пункта, а также для нужд администрации [5].

Такое землеустроительное дело передается в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства [6].

В настоящий момент не все населенные пункты имеют четко установленные и описанные в Государственном кадастре недвижимости границы. Это создает множество проблем органам местного самоуправления в решении вопросов предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам, размещения объектов капитального строительства, администрирования земельного налога и пр.

Граница (черта) населенного пункта устанавливается в соответствии с документами территориального планирования, другой градостроительной документацией, проектами землеустройства, расчетами по обоснования резервных площадей с использованием материалов вычисления площадей земельных угодий, инвентаризации земель, проектно-технической и учетной документацией по населенному пункту [7].

Формирование землеустроительных дел по описанию и установлению границ населенных пунктов часто сталкивается с рядом весьма сложных проблем. Например, в составе населенного пункта отсутствуют свободные участки, поэтому вынужденно приходится «развиваться» на прилегающие территории, зачастую находящиеся в частной собственности. После включения этих территорий в черту населенного пункта меняется категория земель (земли сельскохозяйственного назначения становятся землями населенных пунктов) и, как следствие, увеличивается налог. В итоге собственник земельного участка платит больше и с надеждой ждет, что когда-нибудь его землю выкупят по сходной цене[8].

Установление границ земель населенных пунктов производится с целью передачи этих земель в ведение муниципального образования и обеспечение им возможности осуществлять свои полномочия в области регулирования земельных отношений в пределах компетенции, определенной Земельным кодексом Российской Федерации, законодательными актами, регулирующими земельные отношения в РФ.

На сегодняшней день подготавливается большая часть заключений об отказе принятия в фонд данных землеустроительной документации из-за основной проблемы пересечении границ смежных муниципальных образований и земельных участков. Отказ в принятии в госфонд данных оставшейся землеустроительной документации об установлении границ муниципальных образований автоматически приводит к отказу в осуществлении кадастрового учета этих границ. В большинстве случаев эти пересечения обусловлены наличием взаимного пересечения границ соседних земельных участков, расположенных в смежных муниципальных образованиях, поэтому провести границу муниципального образования так, чтобы она не пересекала границы ни одного из соседних участков в этих случаях просто невозможно [9].

Литература

1. РФ ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»: 13.05.2008. // Собр. законод-ва РФ. – 2008. – № 20. – Ст. 2251.

2. РФ Правительство. Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению: постановление 30.07.2009 // Собр. законод-ва РФ. – 2009. - № 32. - ст. 4038.

3. РФ Минэкономразвития. Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства: приказ 03.06.2011 // Российская газета. - № 159. -2011.

4. Об описании и установлении границ объектов землеустройства [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://rosreestr.ru/site/activity/docs/detail.php?ID=6707 - Загл. с экрана.

5. Установление и изменение черты населенных пунктов [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://hl.mailru.su/mcached?q=проблемы%20землеустроительное%20дело%20населенного%20пункта&qurl=http%3A%2F%2Fwww.pk-legion.ru%2Fustanovlenie-i-izmenenie-cherty-naselennykh-punktov.html&c=15-1%3A126-1&r=1349439&frm=webhsm - Загл. с экрана.

6. Землеустроительное дело [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.geo-practika.ru/slovar/z/zemleustroitelnoe-delo/ - Загл. с экрана.

7. Установление границ населенного пункта [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://odiplom.ru/gmu/ustanovlenie-granic-naselennogo-punkta.html - Загл. с экрана.

8. Т.Г. Морозова. Утверждение границ населенных пунктов в составе генерального плана [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.gisa.ru/65222.html - Загл. с экрана.

9. Зарипова А. М. Внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о границах муниципальных образований // Инновационная деятельность: теория и практика № 7 (3), 2016 // [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=26698543 - Загл. с экрана.

Просмотров работы: 1876