РОЛЬ ИННОВАЦИЙ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ПРЕДПРИЯТИЙ РФ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РОЛЬ ИННОВАЦИЙ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ПРЕДПРИЯТИЙ РФ

Пономаренко А.К. 1
1Южный федеральный университет, филиал ЮФУ в г. Новошахтинске,
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Мир вступил в эру «интеллектуальной экономики» или «экономики знаний», в которой инновации и интеллектуальные достижения людей становятся важнейшими источниками благополучия людей. В связи с этим в сегодняшних условиях выживают лишь те компании, которые способны с лёгкостью реагировать на запросы рынка, формируют и могут грамотно организовывать создание конкурентоспособной продукции, готовые обеспечивать эффективность внутрипроизводственного управления, то есть инновационно развиваются.

Инновационная деятельность охватывает в себе не только инновационный процесс эволюционного превращения новейшего знания в новые виды товаров, технологий и услуг, маркетинговые исследования рынков сбыта товаров, их потребительских качеств, конкурентной среды, но и комплекс управленческих, технологических и организационно-экономических мероприятий, которые могут привести к инновациям, и новый подход к консалтинговым, социальным, информационным и другим видам услуг [1, с. 12].

Как отмечает большая часть экспертов, государственное регулирование экономики и инновационных процессов это один из основных условий перехода функционирования экономики на рыночные рельсы. На этапе переходной экономики роль государства становится стратегической, государство является главным участником и партнером по бизнесу в развитии инновационного сектора.

Методом разработок и внедрения установок и машин инновации приводят нас к интеллектуализации, механизации и автоматизации производства. Именно с помощью этих разработок затем совершенствуются все составляющие производительных сил, технологии, управление и организация производством, продукты труда, развиваются потребности и процессы потребления, применения и накопления для обеспечения расширенного воспроизводства [2, с. 36].

В данное время на плечах руководства нашего государства лежит ответственность в основном за блок фундаментальных исследований, это может привести к наращиванию научного потенциала, который начнут использовать в государствах с высокими ценами на интеллектуальные ресурсы. В итоге совсем скоро Россия может превратиться в поставщика «интеллектуального сырья» в экономически развитые страны.

Без поддержки государства и масштабных затрат бюджета еще никто не смог создать передовую технику и серьезную науку. Данные издержки неоднократно окупятся в следующем, и в окончательном счете именно они способны предопределить успех намечаемых в России социально-экономических преобразований [3, с. 11].

Сейчас более актуальная проблема российской экономики - это повышение конкурентоспособности отечественных работ, услуг и товаров. И в этом одну из основных ролей играет активизация инновационной деятельности. В таких условиях правительству необходимо принять меры, которые будут направлены на серьёзное оживление деятельности в области инноваций.

В условиях рыночной экономики и конкуренции никто никого не принуждает обновлять производство, улучшать качество продукции. Стимул к нововведениям это сила, которая движет конкуренцией. Конкретно на базе нововведений, получается, использовать современную технологию и организацию производства, гарантировать эффективность и успех деятельности компании. Для решения этих задач требуется новаторский, предпринимательский подход, суть которого проявляется в поиске и реализация инноваций [4, с. 18].

Бизнесмен, нашедший творческий подход к собственной продукции, может являться более конкурентоспособным, чем его конкуренты, не нашедшие и не сделавшие этого подхода. Отсюда следует, что соперничество и творчество и конкуренция создают «петлю обоюдного усиления».

Невзирая на то, что любая успешная фирма применяет свою стратегию, главные взгляды деятельности являются схожими – фирмы достигают конкурентных преимуществ лишь благодаря инновациям, если осваивают новейшие способы достижения конкурентоспособности или находят лучшие способы конкурентной борьбы, применяя старые методы.

В рыночной экономике инновации представляют собой мощное орудие конкуренции, так как ведут к понижению себестоимости и, следственно, к понижению цен, росту массы прибыли, появлению новых потребностей, неминуемому притоку денежных средств, повышению рейтинга производителя новейших товаров, захвату или открытию новых рынков, в том числе новых. Повышение оборота и рост производства на небольших и средних предприятиях решающим образом зависят от инноваций [5; 6]. Предпосылкой для выживания данных компаний на рынке служат новейшие и улучшенные продукты и сервисы. Убыстряющиеся конфигурации запросов покупателей, меняющиеся запросы к качеству, недлинные жизненные циклы продукции и растущие темпы ее обновления приводят к тому, что производственным программам небольших и средних предприятий необходимо как можно скорее преобразовываться. Инновации становятся главным стратегическим параметром любой компании и экономики в целом [7, с. 24].

Степень инновационной активности наиболее высока в производстве электрооборудования, продуктов питания и сфере машиностроения, однако он не так высок, как хотелось бы, хотя все, же это дает повод надеяться на значительный рост качества и конкурентоспособности всей российской продукции, но, в общем, он недостаточно высок.

Однако относительно инновационной деятельности компаний нужно подчеркнуть тот факт, что даже те компании, которых причисляют к инновационно – функциональным, уменьшают долю «принципиально новейшей и усовершенствованной продукции» в общем объеме изготовления. Социологические выборочные опросы демонстрируют, что только лишь двадцать процентов инновационно – функциональных компаний в промышленности исполняют нововведения в сфере технологии изготовления. Другие инновации приходятся на инфраструктуру, организационную и рекламную активность компании, которые связаны с малой наукоемкостью [8, с. 32]

Невозможно не заявить о том, что сегодняшний этап развития инновационной деятельности в отечественной промышленности относится к антитехнологическому характеру; все стремления сегодняшнего промышленного менеджмента ориентированы в большей степени на учет потребностей рынка.

Действенные инновации не могут быть возможными без наличия соответствующего механизма интеллектуальной собственности. С точки зрения предпринимательства, здесь принципиально важно сформировать запросы, которые будут предъявляться к этому механизму. Важно отметить следующие: обеспечение получения технологической ренты бизнесменом - инноватором, низкозатратность действий патентования и возможность получения льготного кредита для его проведения, получение поддержки муниципальных структур по приобретению лицензий для организации изготовления новейших технологий и товаров. Текущая система инновационных механизмов и ее практическое осуществление будут содейстовать усилению инновационных элементов предпринимательства и переходу на деле к инновационному типу экономического роста [9, с. 17].

В наши дни разрабатывается соответствующая систематика и инструментарий способов, позволяющих нарастить эффективность инновационной деятельности. В принципе, небольшие и средние компании для удачной реализации инновационных проектов имеют все шансы пользоваться двумя альтернативами.

  1. Компании сами формируют инновационно - технические предпосылки и осуществляют на рынке полученные результаты. Такой подход связан с крупными и непрерывно возрастающими издержками, которые обусловлены научно-техническим прогрессом и тем самым высочайшими уровня риска. Это относится, в первую очередь, к продукции высокого технического уровня и большой сложности. Всё это по силам в большей степени только большим компаниям.

  2. В рамках кооперационной стратегии небольшие и средние компании сотрудничают с иными фирмами. При этом кооперация может реализовываться на всех этапах инновационного процесса. Кооперация небольших и средних компаний в целях повышения конкурентоспособности и понижения рисков обретает все наиболее обширное использование при крупномасштабных инновациях. Сотрудничество может осуществляться в самых различных формах, к примеру, в форме стратегического альянса, кооперационных изучений, кооперационного производства и кооперационного маркетинга [10, с. 21].

Подводя итог, следует сделать вывод, что инновации без сомнения содействуют увеличению конкурентоспособности российских компаний и, следовательно, экономическому росту. Поэтому для удачной работы реализация инновационной деятельности нужна любой компании.

Список литературы:

  1. Голиченко О. Российская инновационная система: принципы развития // Вопросы экономики. 2007. № 12.

  2. Ленчук Е.Б. Финансирование инновационной деятельности в России // ЭКО. 2008. № 12.

  3. Данилов И. Инновации как универсальный инструмент повышения конкурентоспособности предприятия // Стандарт и качество. 2007. № 1.

  4. Афонин И.В. Инновационный менеджмент : учеб. пособие. М., 2008.

  5. Вукович Г.Г. Диалектика закономерностей эволюции природной системы и экономической цикличности развития социума // Экономика устойчивого развития. 2011. № 7. С. 27−32.

  6. Вукович Г.Г., Марусенко И.А. Совершенствование модели управления процессом экономической диагностики // Экономика устойчивого развития. 2012. № 9. С. 53−57.

  7. Бекетов Н. Перспективы развития национальной инновационной системы России // Вопросы экономики. 2007. № 7.

  8. Гаврилов С. Инновации: польза и риски // Директор информационной службы. 2008. № 11.

  9. Мемухина С. Развитие инновационной политики России и регионов РФ // Экономика и управление. 2008. № 4.

  10. Ларичева Е.А. Двойная роль инноваций // Менеджмент в России и за рубежом. 2007. № 3

Просмотров работы: 401