ВОПРОСЫ ОПТИМИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВОПРОСЫ ОПТИМИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

Грумслис Д.М. 1, Володина Т.В. 1
1филиал ЮФУ в г. Новошахтинске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
При рассмотрении современной системы государственных закупок на различных этапах ее становления четко прослеживается динамика развития, связанная с финансово-экономической ситуацией в стране и соответствующими управленческими решениями, принимаемыми Президентом России и Правительством РФ.

Так, с совершенствованием Положения о государственных (муниципальных) учреждениях (Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ [1]) в 2011 г. осуществлена интефация Официального сайта РФ, сайтов субъектов РФ и сайтов муниципальных образований в Единый общероссийский портал - официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www. zakupki.gov.ru (Общероссийский официальный сайт).

Общероссийский официальный сайт - это консолидированная база данных, содержащая агрегированную информацию о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг на всей территории страны, созданная на принципах открытости, прозрачности процедур размещения заказов и доступности информации об их исполнении, а также комплексного информационно-аналитического обеспечения субъектов экономического рынка, заинтересованных производителей (поставщиков, подрядчиков, исполнителей) продукции для государственных и муниципальных нужд, широкой общественной деятельности государственных, муниципальных заказчиков и органов государственной власти в сфере размещения заказов для федеральных нужд, нужд субъектов РФ и муниципальных образований.

По состоянию на 13 ноября 2014 г в органах Федерального казначейства прошли процедуры регистрации и получили доступ для публикации информации на Общероссийском официальном сайте более 250 тыс. заказчиков. Динамика размещения заказчиками информации представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Динамика размещения заказчиками информации на Общероссийском официальном сайте1

Период

Извещения о проведении торгов

Сведения о заключенных контрактах

Количество, шт.

Сумма, млн. руб.

Количество, шт.

Сумма, млн. руб.

2011 год

2 017 440

5 313 166,70

2 387 181

4 820 606,70

2012 год

2 131 864

5 913 406,80

2 896 063

6 102 805,80

2013 год

2 480 978

6 334 282,40

3 752 236

5 903 708,30

2014 год

2 085 501

4 229 212,20

2 028 351

3 709 940,00

За весь период

8 715 783

21 790 068,10

11 063 831

20 537 060,80

Влияние законодательства РФ в сфере размещения заказа расширено на государственные корпорации, государственные компании, субъекты естественных монополий, унитарные предприятия, хозяйственные общества с долей государственного участия более 50 % и их дочерние общества (Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ [2]). Это сделано для обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности в целях более эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.

Указанные юридические лица получили право выбора осуществления закупок: либо в соответствии с разработанным и опубликованным Положением о закупках на Общероссийском официальном сайте, либо в рамках требований законодательства.

По состоянию на 13 ноября 2014 г. прошли регистрацию в Единой системе идентификации и аутентификации и получили доступ для публикации информации на Общероссийском официальном сайте около 70 тыс. отдельных юридических лиц. Динамика размещения информации отдельными юридическими лицами представлена в таблице 2.

Таблица 2 – Динамика размещения информации отдельными юридическими лицами2

Период

Извещения о проведении торгов

Положения о закупках, шт.

Количество, шт.

Сумма, млн. руб.

2012 год

91 053

1 634 653,51

10 733

2013 год

696 451

13 921 004,00

25 470

2014 год

820 792

12 415 449,9

27 253

За весь период

1 608 296

27 971 107,00

63 456

Для исключения неоднозначной трактовки отдельных положений законодательства, четкой регламентации всего жизненного цикла закупочного процесса, формирования более тесной взаимосвязи бюджетного процесса и процесса государственных закупок, а также в целях внедрения принципов и подходов, позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок в России была создана Федеральная контрактная система (Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ [3]).

При этом полномочия по осуществлению ряда процедур финансового контроля возложено на Федеральное казначейство. В свою очередь, информационным ресурсом, предназначенным для размещения информации о торгах и проведения контрольно-аналитических мероприятий, является Единая информационная система в сфере закупок (ЕИС).

Согласно постановлению Правительства РФ от 30.09.2014 № 996 [4], полномочия по созданию ЕИС в сфере закупок распределены следующим образом:

1. Министерство экономического развития РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции:

- по выработке функциональных требований к Единой информационной системе в сфере закупок;

- по ведению ЕИС в сфере закупок в части поддержки ее пользователей.

2. Федеральное казначейство является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции:

- по созданию и развитию ЕИС в сфере закупок;

- по ее обслуживанию в сфере закупок;

- по ведению Единой информационной системы в сфере закупок (за исключением поддержки ее пользователей);

- по установлению порядка регистрации в Единой информационной системе в сфере закупок и порядка пользования Единой информационной системой в сфере закупок.

В 2015-2016 гг. в рамках создания ЕИС в сфере закупок Федеральным казначейством запланирован ряд организационно-функциональных мероприятий. В их числе:

  • обеспечение возможностей контроля информации об объемах финансирования в планах-графиках, планах закупок, об объеме финансирования, утвержденном и доведенном заказчику;

  • разработка и внедрение механизма синхронизации процессов ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра банковских гарантий, реестра соглашений, учета бюджетных обязательств;

  • организация автоматизированного мониторинга данных реестра банковских гарантий;

  • внедрение процедур электронного санкционирования на основании данных Единой информационной системы в сфере закупок;

  • создание и ввод в эксплуатацию информационно-аналитической системы (подсистема анализа государственных и муниципальных закупок).

Отдельно стоит отметить, что результативность осуществления контроля за соблюдением требований законодательства РФ в сфере размещения заказов и эффективностью расходования бюджетных средств во многом зависит не только от инструментов и механизмов его реализации, но и от степени взаимодействия органов, осуществляющих контроль, с соответствующими органами исполнительной власти и правоохранительными органами в части оперативности их информирования о результатах проведенных проверок и выявленных правонарушениях.

Дальнейшее развитие системы государственных закупок в РФ связано с реализацией Концепции создания и развития интегрированной информационной системы управления общественными финансами (ГАС «Электронный бюджет») (распоряжение Правительства РФ от 20.07.2011 № 1275-р [9]).

Целями создания и развития ГАС «Электронный бюджет» являются обеспечение прозрачности, открытости и подотчетности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также повышение качества финансового менеджмента организаций сектора государственного управления за счет формирования единого информационного пространства и применения информационных и телекоммуникационных технологий в сфере управления общественными финансами.

В то же время в рамках требований, установленных вышеуказанной Концепцией ГАС, «Электронный бюджет» должна:

  • повысить доступность информации о финансовой деятельности и финансовом состоянии публично-правовых образований (ППО), об их активах и обязательствах;

  • создать инструменты для взаимосвязи стратегического и бюджетного планирования, проведения мониторинга достижения результатов реализации государственных программ и результатов, характеризующих объемы и качество оказания государственных услуг (выполнение государственных функций);

  • обеспечить публикацию в открытом доступе информации о плановых и фактических результатах деятельности организаций сектора государственного управления в сфере управления общественными финансами;

  • обеспечить интеграцию процессов составления и исполнения бюджетов, ведения бухгалтерского учета, подготовки финансовой и иной регламентированной отчетности ППО;

  • укрепить взаимосвязь бюджетного процесса и процедур планирования закупок товаров, работ и услуг для нужд ППО, размещения заказов на их поставку и выполнения государственных (муниципальных) контрактов, заключаемых по итогам размещения заказов;

  • обеспечить взаимосвязь реестров расходных обязательств с закрепленными в соответствии с законодательством РФ полномочиями ППО.

Автоматизация указанных процессов позволит обеспечить мониторинг результативности и эффективности финансовой деятельности организаций сектора государственного управления и публично-правовых образований, упорядочить процедуры управления в различных сферах финансово-хозяйственной деятельности указанных организаций и образований.

В заключение следует отметить, что институт современной системы государственных закупок в РФ является эффективным, динамично развивающимся инструментом государственной политики в финансовой сфере, способствующим поступательному социально-экономическому развитию государства в целом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

  2. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

  3. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 05.04.2016) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

  4. Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2014 г. № 996 «О распределении полномочий между Министерством экономического развития Российской Федерации и Федеральным казначейством при создании единой информационной системы в сфере закупок». [Электронный ресурс]. Режим доступа: Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/70752076/#ixzz48ieAc8nK

  5. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 05.04.2016) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

  6. Постановление Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005 (ред. от 02.04.2015) «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (вместе с «Дополнительными требованиями к банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок това ров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», «Правилами ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра банковских гарантий») (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

  7. Приказ Минфина России от 30.12.2013 N 142н "О порядке и формах направления до 1 июля 2014 года заказчиками информации и документов в реестр контрактов, заключенных заказчиками, и сведений в реестр контрактов, содержащий сведения, составляющие государственную тайну" (Зарегистрировано в Минюсте России 28.04.2014 № 32130). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

  8. Приказ Федерального казначейства от 25 марта 2014 г. № 4н «Об утверждении Порядка регистрации заказчиков и иных лиц, на которых распространяется действие Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», за исключением поставщиков (подрядчиков, исполнителей), на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru)» [Электронный ресурс]. Режим доступа ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70531354/#ixzz48igl1yPQ

  9. Распоряжение Правительства РФ от 20.07.2011 № 1275-р (ред. от 30.06.2015) «О Концепции создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

10.Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/.

1 Составлено автором по материалам официального сайта Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/.

2 Составлено автором по материалам официального сайта Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/.

Просмотров работы: 214