ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ

Ясакова В.С., Бачыло С.Н., Жидко Е.А.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Антропогенное изменение окружающей среды породили в качестве одной из общечеловеческих проблем проблему экологическую.

Взаимодействие человека с окружающей средой и рациональное использование природных ресурсов – одна из актуальнейших проблем нашего времени. Противоречия между сложившимся характером развития общества и природой достигли предела [1-3]. Дальнейшее движение по этому пути ведет к глобальной катастрофе, когда природа отплатит человечеству своими глобальными ответными реакциями – изменением климата, засухами и опустыниванием, усилением проникновения через атмосферу ультрафиолетового излучения, непредсказуемыми генетическими изменениями, эпидемиями и голодом. Многие современные ученые считают, что экологический кризис это, прежде всего, мировоззренческий кризис и решение экологической проблемы невозможно без изменения преобладающего в настоящее время типа экологического сознания.

В этой связи охрана окружающей среды – одна из важнейших современных проблем. Она затрагивает целый комплекс социально – экономических, политических, культурных отношений мирового общества, интересы различных производственных коллективов, социальных групп, классов, политических течений, партий, государств и их региональных объединений [4].

В условиях экологического кризиса и истощения природных ресурсов сбалансированное природопользование – основная цель современного общества. Ее реализация возможна, если мировоззрение граждан формируется под влиянием экологической культуры, экологического образования и просвещения [5].

Одним из важных условий сохранения природной среды является экологическая культура молодежи. Бережное отношение к природе является конституционной обязанностью гражданина РФ. Поэтому образование и нравственное воспитание молодежи необходимо повышать природоохранительным содержанием, идеями гармонизации взаимоотношений человека и природы.

В современных условиях реформирования высшего образования уже сложились определенные подходы к решению проблемы экологического образования. Государственные стандарты содержат требования, предъявляемые к специалистам, образовательные программы содержат экологические курсы.

В техническом вузе для обеспечения будущих специалистов теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для создания безопасных и здоровых условий деятельности, безопасной и экологичной техники и технологий, надежных средств защиты, призваны ряд дисциплин, среди которых «Промышленная экология», «Безопасность жизнедеятельности», «Безопасность жизнедеятельности и охрана труда», «Экология». Эти дисциплины объединены общим характером изучаемых проблем, и непосредственно связаны с жизнью и будущей профессиональной деятельностью инженера. Но традиционная передача необходимого объема экологических знаний недостаточно для формирования сознания экоцентрического типа. Экологические знания лишь тогда становятся основой экологического сознания, когда они приводят к экологическим правильным действиям.

Особое значение приобретает экологическое образование и воспитание в технических вузах будущих создателей новых технологий, руководителей производства. От их компетентности и профессионализма зависит не только личная безопасность, но и безопасность многих подчиненных, а в некоторых случаях и населения, возможно, даже не связанного в своей деятельности с конкретным производством [6].

Цель экологического образования – формирование человека нового типа, с новым экологическим мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и имеющему жить в относительной гармонии с природой, получение экологических знаний, умений и навыков, применительно к будущей специальности. Основная задача в этом – воспитание человечности, доброты, милосердия, ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом, и потомкам, которым нужно оставить Землю, пригодной для полноценной жизни и подготовка экологически грамотного специалиста.

Студенчество, как наиболее образованная часть молодежи, имеет возможность глубже осознать необходимость оптимизации взаимодействия общества и природы, а значит более подготовлено к действиям в этой области. Высшая школа должна формировать у студентов отношение к природе не только на уровне знания и чувства, но и на уровне действия, не только дать знание закономерностей взаимодействия общества и природы, но и определить круг еще не решенных теоретических и практических задач. Жизнь настойчиво требует экологизации профессионального мышления специалистов в разных отраслях производства.

Технический вуз должен подготовить специалистов, способных учитывать широкий круг социально-экономических, производственно-экономических и управленческих решений [2,3,5]. В задачи высшего образования входит не просто предоставление студентам сведений по экологии, но и формирование культуры отношения к природе. Профессиональный характер высшего экологического образования выражается в таком построении процесса подготовки специалиста, при котором студент осознает необходимость защиты окружающей среды через анализ своих профессиональных задач и последствий его будущей деятельности. Экологическое воспитание предусматривает не только понимание законов взаимодействия общества и природы, но и формирование убеждений человека, которые находят реализацию в активной жизненной позиции по рациональному природопользованию, гармонизации взаимоотношений «общество – природа».

В процессе овладения теоретическими и практическими знаниями у студентов формируется целостное отношение к природе, ответственное отношение к своей профессиональной деятельности и осознание себя частью природы. Будущий инженер должен быть не только экологически грамотным, но и быть носителем экологической культуры, быть экологически компетентным.

Проведенное комплексное исследование проблемы совершенствования традиционной системы получении экологического образования в техническом вузе, выявило дальнейшее развитие образовательной среды с применением профессионально личностного подхода в образовательном процессе.

В организацию учебно – познавательной деятельности по получению экологического образования положены следующие принципы:

• системности и целостности, что подразумевает формирование у будущего специалиста целостной системы экологических знаний;

• последовательности и непрерывности получаемых экологических знаний;

• междисциплинарной интеграции, предусматривающей в процессе изучения использование базовых знаний из различных областей;

• личностной – ориентированный подход к обучению, учитывающий личностные особенности обучающихся, уровень их готовности к восприятию учебной информации;

• профессиональная направленность, предусматривающая экологически безопасную профессиональную деятельность.

Создание новых технологий, удачно вписывающихся в природный круговорот веществ, требует повышения уровня экологических знаний у выпускников технических вузов. Понимание универсальности значимости природы для развития общества и для жизни каждого человека, возведение ее на одно из самых высоких мест в системе общественных и индивидуальных ценностей должно стать надежным фундаментом для формирования экологической культуры.

Список литературы

  1. Жидко Е.А., Муштенко В.С. Анализ состояния атмосферы в регионе и социально-экономические последствия загрязнения окружающей среды/ Высокие технологии в экологии. Воронеж, 2008. С. 69-74.

  2. Жидко Е.А. Методология исследований информационной безопасности экологически опасных и экономически важных объектов: монография. Воронеж, 2015. ‑ 183 с.

  3. Жидко, Е.А. Высокие интеллектуальные и информационные технологии интегрированного менеджмента ХХI века: монография. Воронеж, 2014.-110 с.

  4. Жидко Е.А., Муштенко В.С. Методический подход к идентификации экологического риска, учитываемого в деятельности предприятия/Высокие технологии. Экология. 2011. № 1. С. 11-14.

  5. Жидко Е.А., Школин П.А.Некоторые проблемы экологического образования в технических вузах/ В сборнике: Профессионально-личностное развитие преподавателя и студента: традиции, проблемы, перспективы. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием).2015.С.39-43.

  6. Барковская, Е.А. Жидко, В.И. Морозов, Л.Г. Попова. Интегрированный менеджмент ХХІ века: проектное управление устойчивостью развития: учебное пособие/ Воронеж, 2011. -168 с.

Просмотров работы: 564