АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Актуальность темы исследования. На сегодняшний день российский рынок является сильно монополизированным, что в определенной степени мешает нормальному функционированию экономической системы. При этом антимонопольная политика является ключевым регулирующим экономическим инструментом, которая служит средством поддержки со стороны государства баланса между конкурентной средой и монополией на зарубежных рынках и рынках России на современном этапе.

Существование на рынке свободной конкуренции, беспрепятственный выход нового хозяйствующего субъекта на рынок, отсутствие монополистической деятельности являются основными показателями эффективности антимонопольной политики в современной России. Не менее существенным параметром эффективности служит реакция федеральной антимонопольной службы на определенные правонарушения антимонопольного законодательства, совершаемые контрагентами. Таким образом, выбор темы обусловлен важностью изучения антимонопольной политики с целью ее совершенствования. Следует отметить, что на Западе антимонопольная политика существует уже достаточно давно, и изучение зарубежного опыта имеет существенное воздействие.

Степень разработанности. В рамках специализированной литературы исследование данной проблемы занимались такие авторы как: И.В. Князева, С.А. Сосна, С.Н. Тепляков, Л.А. Бондарь, В.Ю. Васильева, В.Н. Миронов, А.К. Зимогляд, А.Г. Яковлев, Е.Ю. Борзило, Ю.П. Кузнецов.

Целью данного исследования является на основе изучения истории развития монополизма и государственной политики регулирования монополий разработать рекомендации по совершенствованию антимонопольной политики.

Задачи:

  1. изучить сущность монополии;

  2. рассмотреть виды монополий и их особенности;

  3. определить сущность антимонопольного регулирования;

  4. изучить предпосылки и исторические аспекты формирования монополий в России;

  5. проанализировать российский опыт антимонопольного регулирования.

Объектом исследования выступает антимонопольная политика.

Предметом работы являются теоретические и практические аспекты становления монополий и антимонопольное регулирование в России.

В ходе работы были использованы следующие методы: анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнительный метод и комплексный системный подход к исследованию монополизации и методов борьбы с нею.

Информационная база исследования: монографии, учебники, учебные пособия, аналитические отчеты, законодательные акты зарубежных стран и России, интернет-источники.

Практическая значимость. В данной работе были:

  1. обобщены теоретические аспекты монополизации и антимонопольной политики;

  2. выявлены основные задачи антимонопольного регулирования;

  3. проведен анализ антимонопольной политики в России;

  4. разработаны рекомендации по совершенствованию антимонопольной политике РФ.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

В первой главе раскрывается сущность монополий и антимонопольного регулирования.

Во второй главе проанализирована история становления монополий, особенности монополизации на текущем этапе развития российской экономики. Также проанализирована антимонопольная политика в современной России, выделяются ее магистральные задачи, направления и сфера применения, даются рекомендации по совершенствованию антимонопольной политики в РФ.

В заключении были сделаны основные выводы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОНОПОЛИЗАЦИИ И АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

  1.  
    1. Понятие и виды монополии

Рынок и рыночная экономика имеют как достоинства, так и присущие им недостатки. К одной из отрицательных характеристик рыночной системы относится то, что рынок приводит к возникновению монополии и проявлению монополистических тенденций в обществе. История развития монополии уходит корнями в глубокую древность. Лексическое значение слова «монополия» имеет древнегреческое происхождение. Слово состоит из двух частей «моно», что означает «один», «единственный» и «полео» - «продавать». Дословный перевод звучит как «продаю один». Суть монополии в экономике проявляется в трех различных ипостасях:

  1. ситуация на рынке, где торгует лишь один единственный продавец, который предлагает к продаже товар, не имеющий субститутов.

  2. монополию можно понимать как рыночную власть (это приводит к возникновению повышенного интереса у государства).

  3. монополией отождествляется размер компании и ее положение, доля на рынке как субъекта (крупная корпорация или объединение предприятий, контролирующие производство и реализацию продукции)1.

Таким образом, исходя из вышесказанного, современная трактовка данного термина принципиально не отличается от первоначального значения. Монополия – это власть на рынке одного человека – хозяина – монополиста. Государство борется и противостоит монополиям. Хотя раньше именно за счет монополий экономика многих государств восстановилась и стала процветающей. Безусловно, во всем важна мера. Монополия – это скорее хорошо, чем плохо, однако наблюдается существенный изъян. Монополии перекрывают дорогу среднему и малому бизнесу, буквально душат их.

Таким образом, монополия - исключительное право на ведение какого-либо вида деятельности, предоставляемое только определенному субъекту, группе субъектов, государству. Преимущественно монопольное право не дается, а возникает естественно или устанавливается хозяйствующими контрагентами за счет получения доминирующего положения на рынке благ. Говоря другими словами, монополия - это доминирование на рынке компании (предприятия), которая является ключевым поставщиком товара (услуг), не имеющая на рынке близких субститутов.

Перечислим ключевые характерные черты монополии:

1) доминирование на рынке одной компании с огромным числом потребителей;

2) продукция компании является уникальной и не имеет подобных субститутов;

3) существуют определенные барьеры для новых компаний, которые хотят попасть в отрасль2;

В научной литературе принято выделять три вида монополий:

  1. естественная монополия появляется по объективным причинам – высоким издержкам и эффекту масштаба производства. Дело в том, что спрос на определенный товар или услуги лучше удовлетворяется одной или несколькими компаниями. Конкурентная борьба в данном случае неэффективна. Примеры: энергообеспечение, телефонные услуги, связь, трубопроводный транспорт и т.д. не случайно в этих сферах функционирует ограниченное количество монополий, и они имеют монопольное положение на рынке.

  2. административная монополия образуется в силу действия государственных органов двумя способами: предоставление отдельным компаниям исключительного права заниматься определенным видом деятельности. Для иллюстрации: в начале XVII в. голландской и английской компаниям государством было предоставлено право (исключительное) на торговлю с Индией. Это объединение государственных предприятий и подчинения их министерствам. Они выступают на рынке как единый контрагент, и не конкурируют друг с другом. Фактически это монополизированная экономика, которая существовала в Советском Союзе.

  3. наиболее распространенной служит экономическая монополия. Она появляется на базе планомерного хозяйственного развития, когда контрагенты смогли захватить монополистическое положение на рынке за счет: успешного развития предприятия. Она базируется на добровольном объединении или поглощении лидерами банкротов3.

Поговорим более подробно о естественной монополии. Естественная монополия - это такая рыночная ситуация, при которой спрос более эффективно удовлетворяется при отсутствии конкуренции. Это обусловлено технологическими особенностями производства (существенным снижением средних издержек производства в ходе повышения объемов выпускаемой продукции). При этом товары, производимые контрагентами естественной монополии, не могут быть заменены другими товарами.

Естественная монополия имеет место в том случае, если эффект масштаба такой значительный, что единственная компания-производитель может покрывать весь рынок и нести более низкие средние издержки, чем несколько фирм. Преднамеренное распыление производственного процесса в нескольких компаниях нерационально и привело бы к росту производственных издержек. К таким отраслям относятся отрасли общественного предназначения - электроэнергетика, газовые службы, водоснабжение, железнодорожный, воздушный и городской транспорт, связь, радиовещание и телевидение. Кроме того, активы подобных компаний достаточно уникальны, используются ограниченно и не могут быть быстро перераспределены на другие рынки. Это предопределяет эффективность концентрации выпуска у единственного производителя.

Естественная монополия может формироваться в силу ограничений для прихода конкурирующих компаний, преференций государства или лимитированной информации. Естественная монополия отражает технологические особенности, базирующиеся на естественных природных законах. Таким образом, наличие естественных монополий в силу присущих им особенностей характерно для любой экономической системы. В сферах, для которых характерны естественные монополии, крупномасштабная производственная деятельность сопровождается низкими издержками, а товарами и услугами пользуются практически все потребители. В этой связи потребителей необходимо защищать от дискриминационной политики со стороны компании и от монопольно высоких цен. Вход в эти сферы осуществляется путем выдачи разрешений соответствующих органов, которые руководствуется балансом спроса и предложения.

Тарифы на продукцию (услуги) естественных монополий находятся в сфере регулирования государства, и при значительном увеличении издержек производства (допустим, при росте цен на топливо) государство выделяет субсидии из средств государственного бюджета. Ключевые источники и стимулы монополизма:

  1. эластичный спрос. Данный детерминант обусловлен наличием на рынке аналогичных товаров-субститутов, скоростью реакции потребителей на флуктуации цен, ролью и местом товара для потребителей, насыщенностью рынка, диверсификацией функциональных возможностей продукции и его соответствием уровню доходов потребителей.

  2. степень концентрации рынка. Там, где 2-3 компании охватывают 80-90% потребителей, монополизм развивается быстрее, чем на конкурентных рынках.

  3. взаимодействие между компаниями. Действуя, совместно и скоординировано, контрагенты обладают существенной властью. Компания, имеющая монопольную власть, специально и преднамеренно ограничивает объем выпуска продукции и устанавливает завышенные цены. Ей незачем снижать затраты, никаких стимулов нет. Более того, компания имеет дополнительные расходы для поддержания и укрепления своей рыночной позиции.

Последствия монополизма:

  1.  
    1. ресурсы расходуются не оптимально;

    2. общество недополучает необходимую продукцию; отсутствуют стимулы для разработки и внедрения НИОКР;

    3. повышаются затраты производства4.

В итоге производство не достигает потенциально возможной эффективности. Монополии в силу определения – это крупные компании, которые доминируют на рынке и полностью контролируют ситуацию. Если речь идет об абсолютной монополии, то одна компания представляет собой всю отрасль. Соответственно, у крупных компаний больше возможностей по проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), внедрению инноваций, что означает прогресс в развитии общества. Просто возникает вопрос, зачем компании это делать, если у нее нет конкурентов, и она одна на рынке. Иначе говоря, нет стимулов.

Одним из следствий проявления монополизма служит единоличное регулирование цен монополистом. Под монопольной ценой понимают цену, существенно отличающуюся от нормальной, которая могла бы сформироваться в конкурентной среде. В естественных условиях цена формируется в результате взаимодействия спроса и предложения. В условиях монополизма цена устанавливается доминирующим контрагентом так, чтобы обеспечить ему сверхприбыль (квазиренту) и покрыть избыточные расходы. Монопольная цена может быть завышенной или заниженной. Завышенная цена служит следствием доминирования крупного продавца. Если же на рынке доминирует крупный покупатель при наличии большого числа продавцов, то он будет стремиться занизить цены настолько, насколько возможно. Эта ситуация называется монопсония.

Таким образом, можно сказать, что монополия в силу присущих ей особенностей нуждается в особом контроле и регулировании со стороны государства. В этой связи не случайно, во всех странах важной составляющей экономической политики государства служит антимонопольная политика.

1.2. Сущность антимонопольного регулирования

В настоящее время антимонопольное регулирование выступает существенной частью экономической политики любого государства. Антимонопольное регулирование можно определить как деятельность государства по защите прав потребителей, недопущению монополизации отдельными хозяйствующими субъектами тех или иных видов производства. Фактически антимонопольное регулирование означает совокупность мер экономического, административного и законодательного характера со стороны государства для стимулирования рыночной конкуренции и недопущения чрезмерной монополизации рынка5. Можно выделить следующие магистральные задачи антимонопольного регулирования:

1) создание благоприятных условий для развития и поощрения конкуренции;

2) защита интересов предприятий малого и среднего бизнеса;

3) определение законодательного режима регулирования ответственности за

осуществление монопольных действий и нарушение принципов честной

конкурентной борьбы.

Антимонопольное регулирование включает в себя два взаимосвязанных направления:

  1. разработку специального антимонопольного законодательства;

  2. создание системы органов, осуществляющих антимонопольное регулирование.

В процессе антимонопольного регулирования используются разнообразные инструменты, в частности прямое регулирование цен, регулирование деятельности естественных монополий, трансформация налоговой политики, регулирование уровня монополизации и концентрации на рынке и др. Для осуществления антимонопольного регулирования создаются специальные антимонопольные органы, например в РФ Федеральная Антимонопольная служба6.

Зарождение антимонопольного законодательства было связано с подписанием в 1890 году первого антитрестовского (антимонопольного) закона в США – Акт Шермана. Акт Шермана – это первый антитрестовский закон США, регулирующий конкурентоспособность среды. Джон Шерман в своем официальном акте заявлял о том, что вступление в сговор с целью создания и создания барьеров для свободной торговли является преступлением.

Органами за соблюдением данного акта выступали федеральные прокуратуры, которые обязаны в соответствии с актом Шермана преследовать нарушения связанные с преступными объединениями (монополиями). Данный закон стал серьезным основанием для создания прочной системы именуемой "Антимонопольное законодательство". Несмотря на то, что акт Шермана был весьма продуманным, с течением времени (спустя век), некоторые недоработки дали о себе знать7. В 1914 г. в США был принят федеральный закон, который стал регулировать деятельность самих трестов (монополий). Разработал данный законопроект Генри Клейтон.

Закон Клейтона позволил:

  • ограничить деятельность монополий, в ходе, которой ценовая дискриминация "игра цен" и продажа товара в нагрузку являлась недозволенным действием;

  • создать официальный орган контроля над деятельностью монополий в виде Федеральной торговой комиссии.

  • главным отличием данного закона от акта Шермана, принятого в 1890 г., стало освобождение от преследований рабочих и фермерских организаций.

Оба документа вошли в историю и основу антимонопольной политики США8.

Вслед за Америкой меры по борьбе с монополиями и поддержкой конкуренции стали принимать и другие страны. В 1948 г. в Великобритании был подписан закон о монополиях, который также предусмотрел создание органа контролирующего соблюдение этого закона – комиссия по монополиям и ограничительной рыночной практике. Также в принятии антимонополистических мер поспешила Франция, антитрестовский акт был заключен в 1963 г. Через год обладателем такого же акта стала Италия. В настоящее время во всех странах существует антимонопольное законодательство.

Остановимся более подробно на государственном контроле ценовой политики естественных монополий. Первый вариант, используемый, в частности в России и США, где сформированы особые органы регулирования тарифов на электроэнергию. Размер тарифов рассчитывается по принципу: «затраты плюс прибыль». По второму варианту госорганы инициируют конкуренцию за рынок там, где конкурентная ситуация или невозможна, или дорогостояща в силу значительной экономии от масштаба производства. В этом случае устраивается аукцион, и дается на определенный период право обслуживать рынок той компании, которая обязуется заплатить за это наивысшую сумму.

Ценообразование на основе предельных издержек у естественных монополий приводит к их убыточности, так как их средние издержки выше предельных. Следовательно, принцип ценообразования на базе предельных издержек нежелателен, однако лишь в случае минимальных убытков в эффективности в результате отказа от использования такого метода. Кроме упомянутых выше можно выделить еще ряд способов регулирования цен на продукцию естественных монополий. Возможны две группы государственных мероприятий:

  1. огосударствление естественных монополий и установление государственных цен на товары данных компаний.

  2. государственное регулирование естественных монополий путем фиксации предельного уровня рентабельности или прямого ограничения уровня цен на товары естественных монополий.

В промышленно развитых странах это ключевой метод борьбы с отрицательными аспектами деятельности естественных монополий.

При анализе регулирования естественных монополий путем контроля за ценообразованием интересно рассмотреть теоретическую модель регулируемой монополии (Рис.1). Максимум прибыли монополии достигается в точке Е (MR=MC) при размере производства Qopt и цене РА. В этом случае цена не равна предельным издержкам, т.е. не выполняется правило эффективного распределения ресурсов в экономике. С точки зрения общества, это минус. Оптимальным случаем служит равенство цены и предельных издержек. Из рисунка видно, что графики спроса и предельных издержек пересекаются в точке В, следовательно цена на товар, которая была общественно оптимальной, равняется Рв. В случае если государство зафиксирует на товар предельный потолок на уровне Рв, кривая спроса будет напоминать ломаную линию РВВDx.

Другими словами, государство искусственно имплементирует в экономику элемент, аналогичный чистой конкуренции, а следовательно, в точке В фирма-монопо­лист будет максимизировать прибыль или минимизировать убытки (случается чаще). Такая картина приемлема для государства, а цена Рв называется общественно-оптимальной ценой. Однако в большинстве случаев эта цена не покрывает общих средних издержек компании, и она несет убытки. Поскольку РB ниже минимума АТС, то монополист терпит убытки при любом размере производства, что в долгосрочной перспективе может привести к банкротству.

Рис. 1. Регулируемая монополия

Выход из этой ситуации видится в следующем:

1) выделение государственных субсидий регули­руемым естественным монополиям;

2) использование ценовой дискриминации, которую могут осуществлять эти компании; в таком случае кривая предельного дохода совпадет с кривой спроса на продукцию монополиста;

3) на практике эти компании преимущественно имеют возможность получать нормальную прибыль, хотя это и будет свидетельствовать о неэффективном использовании ресурсов; другими словами, цена будет соответствовать АТС - Рс (проекция точки пересе­чения графиков АТС и Dx на ось ординат).

Таким образом, перед государством стоит дилемма выбора, что лучше - неэффективное распределение ресурсов или неэффективность функционирования компаний и исходя из этих позиций осуществлять регулирование естественных монополий.

В заключение первой главы можно сделать следующие выводы:

1. одной из негативных характеристик рынка является его стремление к монополизации и формированию монополий, что идет вразрез конкурентной борьбы как основному двигателю повышения качества и снижения издержек выпускаемой продукции. Монополия является разновидностью рыночных структур, абсолютной противоположностью совершенной конкуренции.

2. антимонопольное законодательство – это совокупность мероприятий и действий по предупреждению и ограничению возникновения и развития монополий, направленная на поддержание конкурентоспособной ситуации. В рамках антимонопольного регулирования можно выделить разнообразные подходы и инструменты к осуществлению данной деятельности.

ГЛАВА 2. МОНОПОЛИЗАЦИЯ И АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ

2.1. Исторические аспекты развития монополии в РФ

Народное хозяйство России развивалось постепенно, по мере освоения новых территорий, трансформации институтов государственной власти, внутренней и внешней политики страны, а также в тесной корреляции с общими циклическими трендами развития экономики. Хаотичные экономические преобразования в 1990-е гг. ХХ в., осуществляющиеся с ошибками экономической политики советского времени, привели к стагнации, объективными причинами которого явились, в том числе и монополизация рынка. Чтобы прояснить ситуацию с монополиями в России на текущем этапе, обратимся к истории появления монополий в нашей стране.

В Российской империи уже вначале 20 в. существовали искусственно созданные монополии. Империя самостоятельно создавала их в тех сферах экономики, развитие которых приводило к благосостоянию империи, выводило на новый виток. К таким отраслям в первую очередь относились нефтяная и угольная, транспорт, металлургия и т.д. С течением времени искусственно созданные монополии стали выталкивать другие компании, которые не имели поддержку со стороны империи, и тогда взращённая компания стала диктовать правительству свои условия. Осознав ситуацию, госорганы стали внедрять антимонопольное законодательство

1908 г. считается первой попыткой создания антимонопольного законодательства в Российской империи. Основой стал антитрестовский акт Шермана. Однако существовавший уже в то время союз российских предпринимателей выступил против его принятия. После I мировой войны и Октябрьской революции, которые поставили под угрозу существование страны, РСФСР создает собственную монополию в лице "командной экономики". Конкуренция при командной экономике отсутствовала, ключевыми гигантами были Госплан, Госснаб и Госкомцен. Государству легче было управлять и контролировать именно крупные компании, являющиеся госсобственностью, а не огромное число малых и средних компаний.

Таким образом, монополизация рынка - это естественное следствие командно-административной системы. В 1990-е гг. в России начались перестроечные процессы, что стало толчком для ограничения деятельности монополий. Согласно закону "О республиканских министерствах и Государственных комитетах страны" от 1990 г. Государственный комитет антимонопольной политики РСФСР был преобразован в Государственный комитет антимонопольной политики.

За счет целенаправленных усилий государственных органов эволюция антимонопольных структур стала набирать обороты. Через год был принят ФЗ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Данный закон стабилизировал конкуренцию и вводил запрет на деятельность монополий или союзов (трестовских) на товарных рынках в случае нарушения законодательных норм. Следствием принятия данного закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" был запрет любых действий со стороны компании, которая занимает доминирующее положение на рынке, если ее следствиями были:

1. дискриминация интересов других членов торговой деятельности;

2. ограничение совершенной и несовершенной конкуренции.

Однако, несмотря на то, что антимонопольное законодательство набирало обороты, на практике оно было неэффективно. В частности, выделялись следующие проблемы:

1) невысокие параметры при контроле над слияниями и поглощениями;

2) дискриминация регулирования естественных монополий;

3) государственная юрисдикция, отсутствие свободы в выборе дел.

В результате 9 марта 2004 г. МАП России было ликвидировано, а его функции антимонопольного органа, перешли к сформированной Федеральной антимонопольной службе (ФАС России). На современном этапе развития экономики антимонопольная политика ориентирована на реализацию конкретных целей и задач в сфере регулирования монополий.

Во время переходного периода 90-х гг. для экономики РФ была характерна высокая концентрация в производственной сфере. На рынке доминировали сверхкрупные компании. В 1992 г. после либерализации ведущими игроками рынка стали региональные и отраслевые монополисты. Государство не могло воздействовать на уровень цен. Законодательство и государственные институты были слабыми и аморфными. Монополисты из разнообразных отраслей негласно объединялись в картели. В начале 21 века ситуация практически не поменялась. Почти все монополии, созданные в 90-х гг. 20 в., продолжают функционировать. Формально была проведена децентрализация в ряде отраслей, но рост тарифов на газ и электроэнергию свидетельствует о том, что монополии обладают мощной властью.

Высокая монополизированность рынка до сих пор является бичом российской экономики. Это находит проявление в стратегических отраслях национальной экономики. Скажем, газовая сфера объединена РАО «Газпром», железнодорожные перевозки контролируются ОАО «РЖД», завершенная в 2008 г. реформа РАО «ЕЭС России» вместо единого в национальном масштабе энергетического монополиста привела к множеству региональных монополистов по генерации и поставке электрической и тепловой энергий.

Подобная ситуация характерна для множества сфер экономики. Алюминий концентрируется в «руках» одного акционерного общества – АО «Русал»; ключевые отрасли по производству средств производства монополизированы или огосударствлены в корпорациях типа «Ростехнология», Объединенная авиастроительная корпорация, Объединенная судостроительная корпорация и т.д. Примеры можно приводить бесконечно.

2.2. Основные направления антимонопольной политики в России

Антимонопольная политика в современной России касается естественных монополий и искусственных монополий. В целом нормативно-правовые отношения регулируются ФЗ РФ "О защите конкуренции" и органами ФАС. Одной из важнейших задач антимонопольного регулирования является недопущение монополизации рынка компаниями. Согласно ст. 8 Конституции РФ можно сделать вывод, что государство гарантирует единство экономического пространства, поддержку конкурентной среды, тем самым оно обязуется ограничить рыночную власть монополий и принять меры, способствующие воздействию на их поведение9.

На современном этапе развития экономики антимонопольная политика РФ направлена на выполнение конкретных целей в сфере регулирования монополий (Рис. 2).

Рис. 2. Структура реализации антимонопольной политики РФ

К 2013 г. в РФ сформирована современная правовая и организационная база стимулирования и развития конкуренции:

- правовые институты поддержки и развития конкуренции корреспондируют с лучшими практиками ведущих антимонопольных органов зарубежных стран и при этом учитывают особенности российских внутренних экономических отношений;

- взаимодействие антимонопольных органов, судов, объединений предпринимателей, профессиональных сообществ юристов и экономистов сформировало действующий организационный механизм поддержки конкуренции. Он дает возможность разрабатывать стандарты и практические требования антимонопольной политики относительно важнейших товарных рынков РФ10.

Особенностью современного этапа государственной политики в области защиты конкуренции является необходимость её выхода за пределы охранительной функции с ориентацией на мероприятия системного макроэкономического характера, которые должны привести к формированию проконкурентной правовой и институциональной среды в ключевых отраслях российской экономики.

Для эффективной реализации Миссии ФАС России разработаны документы, которые определяют ключевые направления развития деятельности ФАС: Политика в области управления качеством государственных функций и услуг, а также Кадровая Политика. Результативность и эффективность системы антимонопольного надзора в первую очередь зависит от совокупности индивидуальных и профессиональных характеристик специалистов ФАС. Именно поэтому Кадровая Политика с точки зрения приоритетности занимает равное место наряду с задачей формирования качественной системы надзора за соблюдением антимонопольного законодательства на товарных рынках.

Для улучшения работы институтов по защите конкуренции и ее развитию ФАС в России, разработана стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в РФ на период 2013-2024 гг. Федеральная антимонопольная служба была создана в соответствии с Указом Президента России №314 от 9 марта 2004. ФАС России - федеральный орган исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации11. В 2013-2014 гг. были осуществлены дальнейшие изменения в нормативном регулировании защиты конкуренции в РФ. Ключевые функции и задачи ФАС России12:

  1. решение вопросов, связанных с недобросовестной конкуренцией;

  2. предупреждение, пресечение и ограничение действий со стороны антимонопольного органа по отношению к организациям, стремящихся преобразоваться в монополии или являющиеся ими;

  3. надзор за соблюдением положений правительства, постановлений, контроль за правонарушениями антимонопольного законодательства;

  4. разрабатывает дополнения к уже действующему антимонопольному законодательству.

Структура ФАС РФ представлена на рисунке 3.

Рис. 3. Структура Федеральной антимонопольной службы России.

Организации, работающие на рынках России, чьи объемы продаж более 35% от общего по стране, заключены в специальный государственный реестр. Данный документ позволяет отслеживать органам антимонопольной службы имеющиеся монополии, осуществлять контроль над их деятельностью и возлагает ответственность на монополии за несоблюдение требований антимонопольного законодательства. В органах ФАС РФ существует законодательная база, которая подразделена на два основных направления и по которым ФАС осуществляет регулирование деятельности организаций. К первому направлению относится антимонопольное законодательство, его положения направлены против организации-монополиста и искусственно созданной ценовой дискриминации.

Вторым направлением является регулирование специально созданных государством, так называемых естественных монополий. Естественными монополиями на территории РФ признаются ЖКХ, железная дорога, водоснабжение, нефтяная и угольная промышленность, создаются с целью выхода на новый уровень, как организаций, так и экономики страны в целом. Помимо выделенных примеров существуют и другие стратегически важные организации, относящиеся также к естественным монополиям13. Следовательно, можно резюмировать, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) служит уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Она осуществляет полномочия по принятию правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на финансовом рынке, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы.

Таким образом, достаточно высокая степень монополизации российского рынка является преимущественно следствием существования командной экономики в советское время. В последнее время антимонопольное законодательство РФ совершенствуется, в том числе используя опыт зарубежных стран в этой сфере.

2.3. Антимонопольная деятельность в РФ

В рамках данного параграфа рассмотрим ключевые аспекты антимонопольного регулирования в РФ. Согласно Федеральному Закону «О защите конкуренции» наличие доминирующего положения контрагента на рынке, согласно российскому законодательству, не является противозаконным14. Тем не менее, усилия контрагента, который доминирует на товарном рынке, сохранить или усилить свою рыночную власть, используя определённые инструменты, влияющие на условия конкуренции и лимитирующие её, наносящие вред конкурентам, а также другим контрагентам или физическим лицам, являются нарушением антимонопольного законодательства и должны пресекаться и уничтожаться антимонопольными органами.

В 2013-2014 гг. были приняты изменения в нормативном регулировании защиты конкуренции в РФ. Остановимся на них более подробно. Так, согласно ФЗ от 28.12.2013 №423 отменяется уведомительный контроль над сделками (действиями) по экономической концентрации. Эта процедура позволяет не только существенно снизить административную нагрузку на малый и средний бизнес, но и дает возможность органам антимонопольной политики акцентировать внимание на крупных сделках, которые оказывают существенное влияние на конкурентную среду. В результате можно сказать, данное изменение ведет к повышению результативности антимонопольного регулирования РФ.

Так, ст.19 Кодекса административных правонарушений (КоАП РФ) была дополнена 7 и 8 частями. В них регламентирована административная ответственность за непредставление информации, а также предоставление заведомо ложной информации в органы ФАС РФ или его территориальный орган по их требованию необходимой для расчета размера административного штрафа15.

Дополнения внесены в уточнение относительно административной ответственности в форме "оборотных штрафов" за возникновение монопсонии, включая тот факт, что под "оборотные штрафы" попадают участники антиконкурентных соглашений, не реализующие продукцию на том товарном рынке, где было совершено нарушение антимонопольного законодательства.

Несоблюдение ч.7 и ч.8 статьи 19 КоАП РФ в соответствии с Законом № 285-ФЗ данные обстоятельства будут засчитываться как отягчающие административную ответственность лиц при установлении им административного наказания за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 14.31, 14.32, частью 2 статьи 14.33 КоАП РФ. Параллельно в практической сфере органов ФАС РФ зачастую возникают ситуацию, при которых данные контрагенты не предоставляют нужную информацию, что препятствует системному административному контролю, приведению в действий санкций, соответствующих совершенному административному правонарушению.

Мощным толчком для введения "оборотных штрафов" и установление их в КоАП РФ в форме антимонопольного наказания послужили административные правонарушения, оказывающие негативное влияние на состояние конкурентоспособности экономики, что выражается в возникновении монопсонии, заключении картелей, распространении недобросовестной конкуренции. Подобные поправки дают возможность:

  • справедливо наложить административный штраф на юридическое лицо, учитывая характер совершенного административного нарушения;

  • объективно оценить должностной и финансовый статус юридического лица с учетом полученных сведений, что, следовательно, приводит к соразмерному административному наказанию.

Стоит отметить принятие такого важного закона как Закона №44-ФЗ. Он ориентирован на решение таких задач как:

  • получение высокого уровня прозрачности закупок, тем самым появляется возможность противостояния коррупции, опираясь на развитие института общественного контроля и современных информационных технологий;

  • рост эффективности расходования бюджетных средств на закупки, включая планирование и нормирование закупок, предоставление заказчику более широких полномочий с параллельным усилением ответственности за конечный результат.

Повсеместно за антимонопольные нарушения широко распространённой санкцией выступает, как уже отмечалось, оборотный штраф, т.е. штраф, составляющий определённый процент от суммарной выручки нарушителя. В европейском антимонопольном законодательстве данный штраф равняется до 10% суммарного оборота нарушителя за предыдущий год. В РФ этот штраф существенно ниже - до 15% размера суммарного дохода правонарушителя от реализации товара16.

Наряду с наложением на компании существенных штрафов еще одним трендом становится установление личной ответственности должностных лиц компаний в виде лишения свободы, пени, штрафов и дисквалификации. Это относительно инновационная санкция, и более распространённой является привлечение к уголовной ответственности.

На сегодня, к сожалению, законодательством РФ не установлено такое последствие признания ненормативного акта недействительным, как пересмотр его действия в период, когда он был обязательным для исполнения. Пока остается открытым вопрос о том, будет ли антимонопольное законодательство предусматривать порядок «обращения вспять» предписания при его отмене судом и восстановления положения хозяйствующего субъекта до исполнения им условий документа, впоследствии признанного недействительным.

Безусловно, если предложенная ФАС России поправка будет принята, это обернется для хозяйствующих субъектов неоправданными расходами или убытками в результате исполнения предписания, впоследствии признанного недействительным. Предприниматели останутся без механизма защиты. Несмотря на то, что ГК РФ провозглашен принцип возмещения убытков и ущерба, причиненных незаконными действиями государственных органов (в том числе изданием не соответствующего закону акта государственного органа), трудно предугадать, как эта норма будет работать применительно к антимонопольной службе.

Итак, инициатива ФАС России направлена на то, чтобы своевременно и оперативно достигать пресекательно-обеспечительную цель реагирования и защищать интересы наиболее уязвимых участников рынка в условиях кризиса. Однако при этом может быть нарушен баланс интересов всех хозяйствующих субъектов в случае, если не будет введен механизм пересмотра действия предписания в период, когда оно было обязательным для исполнения (до признания его судом недействительным).

2.4. Рекомендации по совершенствованию антимонопольной политики в РФ

В целом, несмотря на предпринимаемые в России в последнее время меры, направленные на совершенствование антимонопольного регулирования, в этой области предстоит еще много чего сделать. На мой взгляд, имеет смысл в разумной мере использовать зарубежный опыт осуществления антимонопольной политики. Сравнение антимонопольного законодательства и факторов, влияющих на конкуренцию в России и за рубежом, представлено в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительный анализ антимонопольного законодательства и факторов конкуренции в России и за рубежом

Критерий для сравнения

Развитые страны зарубежья

Российская Федерация

Законодательная направленность

Выражает, в основном, интересы государства, которое недовольно обширной сферой влияния монополистов

Выражает интересы монополий-наследников административно-командной системы, так как не допускает образование новых монополий

Санкции, применяемые к нарушителям

Наложенные Европейской комиссией и министерством юстиции США штрафы являются крупнейшими за всю историю работы зарубежных антимонопольных органов

Сравнительно низкие санкции

Поддержка малого и среднего бизнеса

Довольно сильная поддержка малого и среднего бизнеса, следовательно, осуществляется помощь в преодолении административных барьеров

Слабая поддержка малого и среднего бизнеса

Уровень экономической свободы

Довольно высокий уровень экономической свободы

Низкий уровень экономической свободы

Уровень коррумпированности

Низкий уровень коррумпированности

Высокий уровень коррумпированности

Как видно из таблицы, на Западе антимонопольное законодательство хорошо разработано и весьма действенно. Государство активно способствует созданию проконкурентной среды, в частности за счет поддержки малого и среднего предпринимательства, развития частной инициативы. Тем не менее, между американским и европейским антимонопольным законодательством существует значительная разница:

1. американское антимонопольное законодательство в большей степени направлено против монополий в лице структурной единицы;

2. европейское антимонопольное законодательство направлено не на устранение самой монополии, а на противодействие негативных последствий рыночной власти монополий.

Что касается малого и среднего бизнеса, то малые и средние фирмы имеют значение для роста экономики и играют значительную роль в обеспечении занятости населения. В частности, если сравнивать малые предприятия с крупным бизнесом, то можно отметить, что крупные фирмы не стремятся к созданию новых рабочих мест, а наоборот сокращают их за счет автоматизации производства. Малые предприятия готовы к созданию новых рабочих мест, предоставления возможности трудоустроиться тем, кто на протяжении долгого периода времени занимается поиском работы. К тому же малые предприятия обычно ориентированы на удовлетворение массового спроса на товары широкого потребления, а значит, именно они способны помочь решению проблемы инфляции, инфляционной неустойчивости российской экономики.

Можно выделить следующие ключевые проблемы, препятствующие развитию малого бизнеса в РФ:

  • недостаточно продуманная система налогообложения, медленный процесс формирования инфраструктуры малого бизнеса;

  • низкие темпы роста числа малых предприятий;

  • плохая кооперация регионов, как с точки зрения обмена информацией и опытом по развитию малого предпринимательства, так и в сфере организации взаимодействия предпринимателей различных регионов между собой в практической плоскости.

С учетом всего вышесказанного, можно выделить следующие ключевые направления совершенствования государственного антимонопольного регулирования в РФ:

  1. модернизация корпоративного законодательства и совершенствование системы корпоративного управления, включая развитие механизмов защиты прав собственности акционеров и инвесторов, повышение эффективности организационно-правовых форм юридических лиц, структуры и организации органов управления компании, реорганизацию интегрированных бизнес-структур, совершенствование нормативных правовых актов в сфере законодательства о несостоятельности (банкротстве);

  2. улучшение конкурентной среды;

  3. совершенствование регулирования субъектов естественных монополий;

  4. повышение эффективности особых экономических зон.

В то же время, на мой взгляд, пока в той или иной отрасли естественных монополий не будет до конца освоен механизм рыночного регулирования, не имеет смысла полностью отказываться от государственного регулирования, а иногда даже наоборот, следует усилить его (с последующим ослаблением мер воздействия по мере становления рыночных отношений, создания базы для здоровой конкуренции).

Резюмируя, анализ показывает, что антимонопольное законодательство за рубежом по сравнению с российской практикой является более разработанным. Тем не менее, в последнее время российское антимонопольное законодательство совершенствуется, в том числе используя передовой опыт зарубежных стран в этой сфере. Несмотря на ухудшение политико-экономических отношений РФ с другими странами, в связи с действием санкций со стороны США и ЕС, необходимо изучать лучшие образцы антимонопольного законодательства, переносить на российскую почву, адаптируя под особенности российской специфики и исторических условий, поскольку еще со времен существования СССР для России характерна высокая монополизация рынка.

Заключение

Монополия представляет собой рыночную структуру, противоположную совершенной конкуренции. В целом монополии несут негативные последствия для экономического развития страны, связанные с нарушением конкурентного механизма, который служит стимулом и катализатором экономических процессов. Особое внимание государство должно обращать на искусственно созданные монополии, функционирование которых недопустимо. Что касается естественных монополий, то они должны находиться под неусыпным взором властей.

В настоящее время антимонопольное регулирование выступает существенной частью экономической политики любого государства. Антимонопольное регулирование можно определить как деятельность государства по защите прав потребителей, недопущению монополизации отдельными хозяйствующими субъектами тех или иных видов производства. Фактически антимонопольное регулирование означает совокупность мер экономического, административного и законодательного характера со стороны государства для стимулирования рыночной конкуренции и недопущения чрезмерной монополизации рынка.

На Западе антимонопольное законодательство хорошо разработано и весьма действенно. Государство активно способствует созданию проконкурентной среды, в частности за счет поддержки малого и среднего предпринимательства, развития частной инициативы. Тем не менее, между американским и европейским антимонопольным законодательством существует значительная разница:

1. американское антимонопольное законодательство в большей степени направлено против монополий в лице структурной единицы;

2. европейское антимонопольное законодательство направлено не на устранение самой монополии, а на противодействие негативных последствий рыночной власти монополий.

Достаточно высокая степень монополизации российского рынка является преимущественно следствием существования командной экономики в советское время. В последнее время антимонопольное законодательство РФ совершенствуется, в том числе используя опыт зарубежных стран в этой сфере. Антимонопольное законодательство ориентировано на создание конкурентной среды и борьбу с монополизацией рынка. Антимонопольное законодательство РФ основывается на статьях Конституции, Гражданском кодексе. Также фундаментальным нормативным актом является Закон РФ «О конкуренции». Принципы антимонопольного законодательства в первую очередь находят отражение в восьмой статье Конституции РФ, благодаря которой на законодательном уровне регламентируется главный экономический принцип – это свобода рыночных отношений, т.е. конкуренции. Также статья 34 гласит, что Конституцией запрещается деятельность, которая направлена на монополизацию ведения бизнеса.

В свою очередь, 74 статья Конституции устанавливает, что территория Российской Федерации является единым экономическим пространством. Этот детерминант и установка являются необходимыми условиями для поддержки добросовестной конкуренции. Законодательство Российской Федерации устанавливает уровни внедрения антимонопольных законов. Согласно правилам, устанавливается два уровня законодательства: федеральный уровень, а также на уровне субъекта Российской Федерации. Субъекты РФ имеют возможность проводить формирование и регулирование ценовой экономики в определенных сферах ведения бизнеса.

К сожалению, законодательство РФ, задача которого предотвращение монополизации бизнеса в России, далека от совершенства. Безусловно, шаги для совершенствования законодательства совершаются, благодаря которым, позволяют продвигать товар на мировые рынки и способствуют предотвращению возникновения трестов. Но антимонопольные законы имеют много подводных камней, которые влекут за собой большие последствия не только конкретно одному предприятию, но и всей экономике государства в целом.

ФАС России - федеральный орган исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации. В 2013-2014 гг. были осуществлены дальнейшие изменения в нормативном регулировании защиты конкуренции в РФ. Ключевые функции и задачи ФАС России:

  1. решение вопросов, связанных с недобросовестной конкуренцией;

  2. предупреждение, пресечение и ограничение действий со стороны антимонопольного органа по отношению к организациям, стремящихся преобразоваться в монополии или являющиеся ими;

  3. надзор за соблюдением положений правительства, постановлений, контроль над правонарушениями антимонопольного законодательства;

  4. разрабатывает дополнения к уже действующему антимонопольному законодательству.

Российская антимонопольная политика находится в глубоком кризисе. ФАС России ежегодно возбуждает свыше 10 тыс. антимонопольных дел – выше, чем во всех остальных странах мира, вместе взятых. Свыше 80% дел, за минусом дел в отношении госорганов, ориентировано против малого и среднего бизнеса. И если в США до 90% штрафов налагается на иностранные компании, т.е. конкурентов американского бизнеса, то в России эта цифра не превышает 1%.

Таким образом, вал антимонопольных дел не улучшает, а ухудшает конкуренцию. Проще говоря, ФАС очень часто бьет по своим. Все крупные слияния последних лет ФАС одобряет, то есть санкционирует дальнейшую монополизацию нашей экономики. В этой связи предстоит сделать еще немало шагов по совершенствованию антимонопольного законодательства в РФ. Можно выделить следующие ключевые направления совершенствования государственного антимонопольного регулирования в РФ:

1) модернизация корпоративного законодательства и совершенствование системы корпоративного управления, включая развитие механизмов защиты прав

собственности акционеров и инвесторов, повышение эффективности организационно-правовых форм юридических лиц, структуры и организации органов управления компании, реорганизацию интегрированных бизнес-структур, совершенствование нормативных правовых актов в сфере законодательства о несостоятельности (банкротстве);

2) улучшение конкурентной среды;

3) совершенствование регулирования субъектов естественных монополий;

4) повышение эффективности особых экономических зон.

Список литературы

  1. Закон РФ от 26.07.2006 №135-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О защите конкуренции» [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.consultant.ru

  2. Закон РФ от 24.06.1992 № 3119-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/9039724

  3. Акт Шермана [Электронный ресурс] // Режим доступа http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%EA%F2_%D8%E5%F0%EC%E0%ED%E0

  4. Алексеенков С.О., Казиахмедов Г.М., Татаринов А.В. Демонополизация рынка топливно-энергетического комплекса России [Текст] / С.О. Алексеенков, Г.М. Казиахмедов, А.В. Татаринов – М.: ЮНИТИ-Дана, 2012. – 94 с.

  5. Бондарь, А.В. Микроэкономика [Текст] / учебное пособие / А.В.Бондарь, В.А. Воробьев, Н.Н. Сухарева; под ред. А.В. Бондаря, В.А. Воробьева. - МН БГЭУ. 2012 – с. 88-114

  6. Князева И.В. Антимонопольная политика в России [Текст] / И.В. Князева – М.: Омега-Л, 2011.

  7. Сосна С.А. Концессионные соглашения. Теория и практика [Текст]/учебное пособие/С.А.Сосна М.,2013. - с. 27-28

  8. Тепляков С.Н. Сравнительный анализ антимонопольной политики Европейского союза и РФ в области картельных соглашений [Текст] / С.Н. Тепляков – М.: Синергия, 2014.

  9. Антимонопольная политика государства; [Электронный ресурс] // Режим доступа:http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/antimonopolnaya-politika.html

  10. Антимонопольное законодательство. Федеральная антимонопольная служба. Государственная антимонопольная политика / статья: [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.fb.ru/article/142498/antimonopolnoe-zaconodatelstvo-federalnaya-antimonopolnaya-slujba-gosudarstvennaya-antimonopolnaya-politika

  11. Выступление М.Е. Фрадкова на коллегии ФАС России, посвященной 15-летию антимонопольных органов России [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://fas.gov.ru/fas-news/fas-news_3172.html

  12. Ежегодный доклад ФАС РФ [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://fas.gov.ru/about/mission/

  13. История государства и права зарубежных стран. Законодательство о компаниях, монополиях и ограничительной торговой практике [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.bibliotecar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-5/155htm

  14. Карташов: «Эффективная защита олимпийской символики - приоритетное направление нашей работы по пресечению актов недобросовестной конкуренции» [Электронный ресурс] // Режим доступа: . http://fas.gov.ru/fas-news/fas-news_33985.html

  15. Методы антимонопольного регулирования/ учебное пособие [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://eclib.net/27/50html

  16. Миссии, цели ФАС [Электронный ресурс] // режим доступа: http://fas.gov.ru/about/mission/

  17. Основные понятия антимонопольной политики [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://fas.gov.ru/about/dictionary/

  18. Предпринимательское право. Роль государства в обеспечении правовых гарантий конкуренции [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www/bibliotrcar.ru/predprinematelskoe – pravo/61html

  19. Словарь бизнес терминов. Академик. ру. 2014 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://dic.nsf/buisness/19263

1 Основные понятия антимонопольной политики [Электронный ресурс] – режим доступа: http://fas.gov.ru/about/dictionary/

2 Бондарь, А.В. Микроэкономика [Текст] / учебное пособие / А.В.Бондарь, В.А. Воробьев, Н.Н. Сухарева; под ред. А.В. Бондаря, В.А. Воробьева. - МН БГЭУ. 2012. С.93

3 Мысляева И.Н. Государственное регулирование экономики [Текст] / И.Н. Мысляева. – М.: МГУ, 2010. С.48.

4 Антимонопольная политика государства; [Электронный ресурс] – режим доступа:http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/antimonopolnaya-politika.html

5 Основные понятия антимонопольной политики [Электронный ресурс] – режим доступа: http://fas.gov.ru/about/dictionary/

6 Там же

7Акт Шермана [Электронный ресурс] – режим доступа http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%EA%F2_%D8%E5%F0%EC%E0%ED%E0

8Закон Клейтона [Электронный ресурс] – режим доступа http://ru.wikipedia.org/wiki/%C7%E0%EA%EE%ED_%CA%EB%E5%E9%F2%EE%ED%E0

9 Антимонопольное законодательство. Федеральная антимонопольная служба. Государственная антимонопольная политика / статья: [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.fb.ru/article/142498/antimonopolnoe-zaconodatelstvo-federalnaya-antimonopolnaya-slujba-gosudarstvennaya-antimonopolnaya-politika

10 Ежегодный доклад ФАС РФ [Электронный ресурс] – режим доступа: http://fas.gov.ru/about/mission/

11 Выступление М.Е. Фрадкова на коллегии ФАС России, посвященной 15-летию антимонопольных органов России [Электронный ресурс] – режим доступа: http://fas.gov.ru/fas-news/fas-news_3172.html

12 Миссии, цели ФАС [Электронный ресурс] – режим доступа: http://fas.gov.ru/about/mission/

13 Выступление М.Е. Фрадкова на коллегии ФАС России, посвященной 15-летию антимонопольных органов России [Электронный ресурс] – режим доступа: http://fas.gov.ru/fas-news/fas-news_3172.html

14 Закон РФ от 24.06.1992 № 3119-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" [Электронный ресурс] – режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/9039724

15 Князева И.В. Антимонопольная политика в России. – М.: Омега-Л, 2011. С.75.

16 Князева И.В. Антимонопольная политика в России. – М.: Омега-Л, 2011. С.80.

Просмотров работы: 10522