ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

Государство для реализации общественно значимых целей, а именно улучшения благосостояния и уровня жизни населения, развития экономики и увеличения темпов экономического роста воздействует на экономические процессы при помощи определенных механизмов.

Данное влияние проявляется в результате проведения денежно-кредитной, инвестиционной, внешнеэкономической, социальной и фискальной политики. Экономика государства развивается во многом за счет реализации финансовыми властями страны именно денежно-кредитного регулирования.

Тема курсовой работы крайне актуальна, поскольку денежно-кредитное регулирование экономики является неотъемлемым элементом макроэкономической политики государства. Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование чёткого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего воздействовать на деловую активность, совокупный спрос, состояние кредитного рынка, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения.

Целью данного курсового исследования является раскрытие денежно-кредитной политики как инструмента государственного регулирования экономики.

Задачи исследования:

- раскрыть понятие и сущность денежно-кредитной политики;

- определить методы и инструменты денежно-кредитной политики;

- провести анализ состояния денежно-кредитной системы России на современном этапе развития;

- определить основные проблемы денежно-кредитного регулирования России, а также выявить пути их решения.

Объектом курсовой работы выступает денежно-кредитная система страны.

Предметом курсовой выступает механизм денежно-кредитного регулирования в Российской Федерации.

При написании курсовой работы использовались методы: обобщения, сравнения, классификации, анализа учебной литературы и статистических данных.

В качестве источников информации для написания данной работы были использованы, нормативно-правовые акты, регламентирующие осуществление денежно-кредитного регулирования России, учебно-методическая литература. а также периодические издания, посвященные проблемам денежно - кредитного регулирования в современных условиях.

Практическая значимость данного курсового исследования заключается в том, что при грамотной разработке и реализации денежно-кредитной политики России, можно достичь общественно значимые цели, стоящие перед государством, улучшить экономическое состояние страны.

Структура курсовой работы соответствует целям и задачам исследования и состоит из введения, двух глав, в которые входят четыре параграфа, заключения, списка литературы и приложений.

1. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА И МЕТОДЫ ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1.1. Понятие денежно кредитной политики и ее цели

Денежно-кредитная политика страны - это комплекс мер, которые предпринимаются государством в целях регулирования количества денег в экономике. Для осуществления денежно-кредитной политики государством используется совокупность денежно-кредитных инструментов (параметры денежной массы, нормы резервов, уровень процента, сроки кредита, ставки рефинансирования и т. д.) и институтов денежно-кредитного регулирования (Центральный банк РФ, казначейство, Министерство финансов и т. д.).1

Объектами регулирования выступают спрос и предложение на денежном рынке, изменяющиеся в результате действий денежных властей, частных банков и небанковских организаций.

Субъектами денежно-кредитной политики выступают банки, прежде всего центральный банк в соответствии с присущими ему функциями проводника денежно-кредитной политики государства и коммерческие банки. Для непосредственного регулирования массы денег в обращении центральный банк использует различные денежные агрегаты, уменьшая или увеличивая их объем, меняя структуру денежных агрегатов в общей массе денег в денежном обороте. Денежный оборот регулируется центральным банком и в процессе осуществления кредитной политики, выражаемой в кредитной экспансии или кредитной рестрикции.

Основным проводником денежно-кредитной политики является Центральный банк.

Согласно Конституции РФ, «защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации».2

Основные цели деятельности Центрального Банка прописаны в ФЗ «О Центральном банке РФ». Среди них:

- защита и обеспечение устойчивости рубля;

- обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.3

Центральный банк обладает способностью воздействовать на динамику важнейших макроэкономических переменных, изменяя темпы прироста и условия создания денежной базы, а также воздействуя на активные операции банков. Этот механизм воздействия, в целом, основывается на регулировании ликвидности банковского сектора с помощью инструментов денежно-кредитной политики.

Конечная цель денежно-кредитной политики — поддержание ценовой стабильности, устойчивости национальной валюты, долговременного экономического роста.

Центральный банк обладает способностью воздействовать на динамику важнейших макроэкономических переменных, изменяя темпы прироста и условия создания денежной базы, а также воздействуя на активные операции банков. Этот механизм воздействия, в целом, основывается на регулировании ликвидности банковского сектора с помощью инструментов денежно-кредитной политики.

В "Основных направлениях единой денежно-кредитной политики на 2016 год и период 2017 и 2018 годов", отмечается, что:

- защита и обеспечение устойчивости рубля является основной функцией Банка России в соответствии с Конституцией Российской Федерации;

- устойчивость рубля обеспечивается посредством поддержания ценовой стабильности, что является основной целью денежно-кредитной политики.4

Субъектами денежно-кредитной политики выступают банки, прежде всего центральный банк в соответствии с присущими ему функциями проводника денежно-кредитной политики государства и коммерческие банки. Для непосредственного регулирования массы денег в обращении центральный банк использует различные денежные агрегаты, уменьшая или увеличивая их объем, меняя структуру денежных агрегатов в общей массе денег в денежном обороте. Денежный оборот регулируется центральным банком и в процессе осуществления кредитной политики, выражаемой в кредитной экспансии или кредитной рестрикции.

Конечная цель денежно-кредитной политики — поддержание ценовой стабильности, устойчивости национальной валюты, долговременного экономического роста.

1.2. Инструменты и методы денежно-кредитной политики

Денежно-кредитная политика является важнейшим инструментом государственного регулирования экономики в современных условиях. Для достижения основных целей и решения задач экономической политики в распоряжении государства имеется множество рычагов воздействия на экономическую систему – правовых, институциональных, денежно- кредитных, налогово-бюджетных и т.п.

В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации»5 определены основные инструменты денежно-кредитной политики:

1. Операции на открытом рынке;

2. Нормативы обязательных резервов депонируемых в ЦБ (резервные требования);

3. Процентные ставки по операциям Центрального банка РФ;

4. Рефинансирование кредитных организаций;

5. Валютные интервенции;

6. Установление ориентиров роста денежной массы;

7. Прямые количественные ограничения;

8. Эмиссия облигаций от своего имени.

Методы денежно-кредитного регулирования можно разделить на прямые и косвенные.

К прямым методам денежно-кредитного регулирования относятся:

- ограничение объемов кредитов, предоставляемых определенным отраслям;

- прямое регулирование процентной ставки;

- ограничения величины кредитов для отдельных банков;

- установление квот на отдельные виды пассивных и активных операций;

- введение лимитов на выдачу различных категорий ссуд и на привлечение кредитных ресурсов;

- ограничения на открытие филиалов и отделений;

- лимитирование размеров комиссионных вознаграждений, тарифов на предоставление различных видов услуг, процентных ставок;

- определение перечня операций, видов обеспечения, а также требования лицензий на отдельные виды операций.

Однако в современных условиях такие методы денежно-кредитного регулирования практически не применяются, в основном практика их применения характерна периоду перехода от административно-командной к рыночной экономике.

В настоящее время центральные банки используют косвенные методы монетарного регулирования и, в частности – процентную политику.

Для большинства центральных банков в настоящее время основным инструментом воздействия центральных банков на экономику выступает процентная ставка (базовая, ключевая, ставка рефинансирования и т.п.). Во- всяком случае это относится к организации монетарного регулирования в промышленно-развитых странах и большинстве развивающихся экономик. При этом существует два способа использования ставки в качестве инструмента регулирования. Первый предполагает прямое изменение ставки центральным банком и, тем самым, регулирование денежного предложения и влияние на избыточные резервы банков, ставки денежного рынка и цены финансовых инструментов. Второй заключается в использовании ставки в качестве операционного ориентира политики, то есть – в установлении целевых уровней процентной ставки, которые достигаются с помощью изменения параметров денежного предложения. И в том и в другом случае механизм влияния изменения ставки центрального банка на экономику принципиально не отличается.

Для определения количественных параметров монетарной политики центральные банки используют различные экономико-математические модели – от достаточно простых, основанных на балансовых взаимосвязях в экономике и оценке эластичности, до крупных и сложных моделей национальной экономики, в частности основанных на DSGE –подходе и включающих десятки факторов, характеризующих макроэкономическую динамику, известные экономические закономерности и правила политики, а также номинальные и реальные шоки.

2. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ 2.1. Анализ денежно- кредитной системы

Денежно-кредитная политика является составной частью экономического регулирования государства, главные стратегические цели которой — обеспечение экономического роста и повышения благосостояния населения.

Основным объектом регулирования является кредитная система страны. Кредитная система является жизненно необходимой частью современной мировой рыночной экономики.

Кредитная система – это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала. Через кредитную систему реализуются сущность и функции кредита.

В настоящее время структура кредитной системы РФ состоит из трех ярусов:

- Центральный Банк России;

- банковская система;

- специализированные небанковские кредитно-финансовые институты.

Структура кредитной системы России представлена на рис. 2. 1.

Рис. 2.1. Структура кредитной системы России.

Характерной особенностью российской кредитной системы является существенное доминирование банков над другими финансовыми организациями, о чем свидетельствует график объема активов финансовых организаций за 2015 г., представленный на рис. 2.2.

Рис.2.2. Объем активов финансовых организаций за 2015 г.

На основании статистических данных ЦБ РФ6 можно сказать, что наибольшее влияние на развитие рынка кредитных услуг имеют банки, так как удельный вес их активов в структуре активов рынка составил 89% (8298602,7 млрд. руб), что соответствует 102,7% ВВП. В то время как остальные субъекты кредитной системы: профессиональные участники (брокеры, дилеры, доверительные управляющие, реестродержатели), субъекты рынка страхования, паевые инвестиционные фонды, средства под управлением управляющих компаний Пенсионного фонда, имеющие отношение к ВВП равное 0,9%, 2,3%, 3% и 6,1% соответственно, что существенно ниже по сравнению с банками. Таким образом, банки можно считать основными участниками кредитной системы.

Банковский сектор России на протяжении последних 15 лет имеет тенденцию снижения количества организаций, однако при этом наблюдается увеличение их уставного капитала.

График динамики количества банков по величине уставного капитала за 2001-2015 гг., построенный на основе статистических данных ЦБ РФ7, представлен на рис. 2.3.

Рис.2.3. Динамика количества банков

На рис. 2.3 отображена тенденция снижения количества банков при увеличении размера уставного капитал. Это может говорить о том, что банковский сектор становится более стабильным и надежным, так как кредитные организации, неудовлетворяющие требованиям Центрального Банка России лишаются лицензии, поэтому в банковском секторе остаются наиболее успешные организации с крупным капиталом и высоким уровнем конкурентоспособности.

На рис.4 представлена динамика и структура депозитов банка.

Рис. 2.4. Динамика и структура депозитов банков

Таким образом, в структуре депозитов основная доля привлеченных средств приходится на физические лица (48%).

Средневзвешенные ставки по депозитам за 2016 год представлены на рис. 2.5.

Рис.2.5. Средневзвешенные ставки по депозитам

Согласно порталу banki.ru8, наиболее выгодные процентные ставки при минимальной сумме вклада 300 000 –1 000 000 рублей на 12 месяцев у кредитных организаций: «Кредит Европа Банк», «Ренессанс Кредит », «Автокредитбанк», «Таврический» - свыше 10%.

Высокие проценты по вкладам – прерогатива небольших банков, часто не входящих в наиболее авторитетные рейтинги, например, РА «Эксперт». Главные же банки страны (Сбербанк, «ВТБ 24», «Банк Москвы») готовы предложить вам лишь 6-9% годовых. Выгодным может стать вклад в банк средней величины. В этом сегменте стоит рассчитывать на 10-11% годовых.

На рис. 2.6 представлены объемы депозитов в разрезе крупнейших банков на 01.01.2016 г.

Рис. 2.6. Объемы депозитов в разрезе банков

По расчетам экспертов РИА Рейтинг9, государственные банки в 2015 году смогли увеличить объем привлеченных средств населения на 30,6%, в тоже время частные банки показали прирост лишь на 26,2%. При этом самый низкий результат показали иностранные банки – 21,2%. Данные по объемам привлеченных средств представлены в приложении 2.

На рис. 2.7 и рис. 2.8 представлен график объемов депозитов в разрезе государственных банков и банков с иностранным капиталом соответственно.

Рис. 2.7. Объем депозитов в разрезе государственных банках

Рис. 2.8. Объем депозитов в разрезе банках с иностранным капиталом

Данные по привлеченным средствам в региональном разрезе представлены в Приложении 1.

Статистические данные по вышеперечисленным банкам представлены в Приложениях 2 и 3.

Рассмотрим динамику эмиссии платежных карт, представленную на рис. 2.9.

Рис. 2.9. Динамика эмиссии платежных карт

График динамики эмиссии платежных карт свидетельствует о стремительном росте количества эмитируемых платежных карт. Основную долю в количестве карт занимают расчетные карты. Данная тенденция подтверждается и ростом объема операций по платежным картам, динамика которого представлена на рис. 2.10.

Рис. 2.10. Динамика объема платежей

Объем платежей за последний год сократился на 0,98%, что можно объяснить трансформационными процессами в экономике России, геополитическим кризисом и влиянием санкций. Динамика и структура объема платежей представлена на рис. 2. 11.

Рис.2.11. Динамика и структура объема платежей

В настоящее время широко распространена практика предоставления банками сберегательных услуг. Коммерческие банки в целях привлечения дополнительных денежных ресурсов осуществляют выпуск ценных бумаг, именуемых сертификатами (денежный документ). В зависимости от ориентации на инвестора сертификаты подразделяются на депозитные и сберегательные.

2.2. Проблемы денежно-кредитного регулирования и пути их решения

В последние годы отмечено замедление темпа роста российской экономики. Динамика ВВП составила (в процентах к предыдущему году): в 2013г. -3,4%, 2014г. – 1,3%, 2015г. – 0,6%. В ближайшие три года рост ВВП в среднем не превысит 0,5%. Макропоказатели стали ухудшаться в 2012г. и 2013г., когда ещё не было санкций и обвала цен на нефть. По мнению С. Глазьева «Сегодня мы сталкиваемся со стагфляцией и падением инвестиций. И главная причина нынешнего кризиса отнюдь не санкции, а некомпетентная, ущербная для экономики страны политика Центрального банка. Это удивительное сочетание: с одной стороны, громкие заявления и амбициозные задачи, о которых говорят наши лидеры, с другой – политика денежных властей, делающая выполнение этих задач невозможным».10

О порочности «рестриктивной» политики пишет О. Сухарев: «Подавление инфляции выступает важнейшей целью бюджетной политики, тем самым монетарное сдерживание развертывается не только по каналу денежно-кредитной политики, но и политики бюджетной, причём эта монетарная составляющая лишь усилилась»11. Валовое накопление составило 101,5% в 2013г. и 93,9% в 2014г., промышленное производство – 103,4% и 100,4%, инвестиции в основной капитал – 106,8% и 99,8%. Сокращение инвестиций в промышленное производство и инфраструктуру явилось своеобразной «подготовкой» к кризису 2014г. Индекс деловой активности, рассчитанный Росстатом по данным опроса 3500 промышленных предприятий, в декабре 2014г. резко снизился: в обрабатывающем секторе до минус 10, в добывающем – до минус 7. По разным оценкам инфляция за 2014г. составила от 11,4 до 16,7%, в 2015г. от 12 до 14%, в 2016г. прогнозируется её снижение до 9%, в 2017г. – до 3- 5%.12

Инфляция – многофакторное явление, отражающее денежный, производственный и воспроизводственный процессы в экономике; нарушение баланса спроса-предложения денег и других пропорций экономики, выражающееся в увеличении уровня цен и избытке денег в обращении. В этом определении не совсем верно утверждение об избытке денег в обращении при инфляции, так как российская и зарубежная статистика свидетельствует об отсутствии прямо пропорциональной связи между приростом денежной массы (эмиссией) и инфляцией. В научной литературе многократно демонстрировалось отсутствие статистически значимой зависимости между приростом денежной массы и инфляцией, существует множество примеров отрицательной корреляции между этими показателями на этапах роста экономики, в том числе российской в 2000-е годы. Однако Банк России последовательно игнорирует как немонетарные факторы изменения цен, так и обратное влияние удорожания кредита на повышение цен и инфляционных ожиданий. ЦБ имеет неограниченные возможности регулирования рублёвой денежной массы, так как может насыщать экономику деньгами даже при высокой ключевой ставке. Не выявлено устойчивой связи между темпом роста ВВП и темпом инфляции.

Кризисные явления в российской экономике являются следствием неадекватной денежно-кредитной политики ЦБ РФ. Ужесточение монетарной политики в ответ на антироссийские санкции выразилось в повышении Центральным Банком ключевой ставки с 10,5% до 17,0% в 2014 году и в краткосрочном характере рефинансирования коммерческих банков. Большую часть активов (60%) составили средства, размещенные у нерезидентов и ценные бумаги иностранных эмитентов, а на кредиты и депозиты приходилось 23,5%. Доля кредита к ВВП в России составляет около 40%, в Китае – 180%, в Америке – 120%. Привязка денежной эмиссии к приросту валютных резервов, а не к потребности экономики в долгосрочных кредитах, как это происходит в развитых странах, обретает предприятия реального сектора экономики на финансовый голод, а полная свобода текущих и капитальных операций приводит к масштабному вывозу капитала из России. По итогам 2015г. отток капитала, составил примерно 125 млрд. долл. вместо 100 млрд. долл. по плану. На 2016г. прогнозируется его снижение до 90 млрд. долл. Дороговизна заемных средств, вызванная высокой ключевой ставкой, неопределенность и нестабильность экономической ситуации обуславливают затухание кредитования экономики. Большая часть кредита (в соответствии со статистическими данными) сосредоточена в финансовом секторе. Процентная ставка ЦБ РФ всегда была выше ставки ФРС США и ЕЦБ. В 2010г. это превышение составило 8 - 10 раз, а в 2012-2014гг. – 30-40 раз. Снижение ставки до 10% годовых, при кредитных процентных ставках выше 20%, не обеспечивает развитие экономики. Согласно статистике наибольшие объёмы кредитования приходятся на торговлю и обрабатывающие производства. Условием конкурентоспособности сельского хозяйства и промышленности является величина процентных ставок на уровне 4-6% годовых. Текущая политика ЦБ РФ приводит к постоянному выведению ресурсов из реального сектора с целью погашения кредитов. По данным ЦБ РФ. портфель рублёвых корпоративных кредитов вырос на 85,7 млрд. руб. до 18,7 трлн. руб. Однако расширение рублёвого портфеля не связано с оживлением экономики, а приходится на недвижимость. По некоторым оценкам в текущем году общий прирост корпоративного кредитного портфеля составит 10-12%, розничного – менее 10%. Многие банки прогнозируют сокращение кредитного портфеля, так как предприятиям невыгодно делать долгосрочные займы в падающей экономике.

Принятый антикризисный план состоит из трех разделов:

- активизация экономического роста;

- поддержка отраслей;

- социальная стабильность.

Основными задачами антикризисного плана являются:

- снижение инфляции;

- развитие импортозамещения;

- поддержка малого и среднего бизнеса;

- пенсионная реформа;

- повышение эффективности госкомпаний.

Запланированы структурные изменения с целью стимулирования экономического роста. Финансовая сторона плана заключается в оптимизации госрасходов, то есть в их сокращении за счёт неэффективных затрат: на 5% в 2016г. и 2017г.13

Основные направления финансирования:

- крупные банки такие как ВТБ и Газпромбанк;

- госгарантии по кредитам на проектное финансирование – 230 млрд. руб.,

- выкуп облигаций предприятий реального сектора;

- субсидирование части процентных выплат;

- бюджетные кредиты регионам.

Среди отраслей, получающих финансовые средства: агропром, автомобилестроение, авиационная.

Антикризисная программа правительства предусматривает возможность использовать ключевую ставку ЦБ РФ при расчёте субсидий в форме компенсации 90% от её величины. План структурных преобразований намечено представить позднее. По мнению некоторых экспертов антикризисный план – пестрый набор из множества разнообразных действий до 2017г., заключающихся, главным образом, в распределении государственных средств.

В настоящее время в России зарегистрировано Банком России 1049 кредитных организаций, в том числе банков 834.14 Некоторые аналитики считают оптимальным количество в 300-500. На данный момент упразднено более ста банков из-за рискованных операций и нарушения банковского законодательства. Отзыв банковских лицензий часто сопровождается сокращением депозитов, кризисом ликвидности и нестабильностью на рынке межбанковских кредитов МБК. От резкого повышения ключевой ставки и двукратной девальвации рубля в сложное положение попали некоторые крупные банки. Например, Судостроительный банк, занимавший 85-ое место по размеру активов, попал в зависимость от вкладов и межбанковских кредитов, которые он предоставлял юридическим лицам или вкладывал в ценные бумаги. Почти 300 банков нарушают предельный риск на одного заёмщика - норматив Н6. Назрела необходимость в докапитализации банков, источниками которой являются собственная прибыль, средства акционеров, господдержка.

В 2014 году была принята программа докапитализации банков на 1 трлн. руб. посредством облигаций ОФЗ.

Условия для получения помощи:

- собственный капитал в объёме не менее 25 млрд. руб.;

- рост кредитного портфеля на 12% в год в течение трёх лет в приоритетных отраслях;

- направление ¾ прибыли в собственный капитал;

- стабильность условий старых договоров, ограничение роста заработной платы сотрудников.

Агентство по страхованию вкладов АСВ распределило 830 млрд. руб. 27 банкам (группа ВТБ и «Открытие», ВЭБ, Россельхозбанк, Газпромбанк, Альфа-банк и др.). Таким образом, государственную помощь получат крупнейшие банки с государственным участием.15

При сохранении нынешней жесткой процентной политики ЦБ РФ более чем 280 банкам в 2015 г. и 230 в 2016 г. понадобится дополнительный капитал свыше 1,2 трлн. и 1 трлн. руб.. ЦБ сообщил, что будет относить к третьей группе банки, которые для привлечения клиентов завышают ставки по вкладам. Для них появится новый риск – им станут недоступны сделки РЕПО с ЦБ РФ.

Таким образом, в настоящее время в экономике РФ формируются вызовы, обращенные к кредиту и кредитной системе страны. Носителями вызовов являются глобализирующаяся экономика (народное хозяйство), государство с его стратегическими и тактическими замыслами, многообразные по своей деятельности и возможностям регионы, развивающиеся предприятия и организации, представляющие громадное количество видов экономической деятельности. Реакция кредитной системы как положительная в заметной степени либо стимулируется, либо сдерживается сложившейся институциональной средой, поэтому многообразию институциональной среды по своей структурной ценности и богатству арсенала в большей или меньшей степени должно отвечать разнообразие банковской системы (операции, технологии, продукты и прочее). При несоблюдении этого требования трудно рассчитывать на то, что произойдет необходимая состыковка вызовов экономики с потенциалом кредитной системы.

В данных условиях кредитную систему необходимо увязывать с государственной политикой, и кредитная система сможет ответить на вызовы экономики только в том случае, если она будет:

- консолидированной;

- будет иметь хорошее взаимодействие с глобализационной кредитной системой;

- Центральный банк обеспечит определенные условия функционирования кредитной системы (низкий уровень инфляции и пр.). Таким образом, для повышения эффективности кредитной системы РФ можно предложить следующие меры:

  • мощный контроль над кредитными организациями со стороны ЦБ РФ, отзыв лицензии в случае несоответствия установленным нормам;

  • ужесточение норм деятельности банков в кредитной системе;

  • модернизация банковских технологий;

  • диверсификация ассортимента банковских услуг;

  • развитие практики слияний и поглощений в банковском секторе;

формирование стратегических партнерств среди финансовых институтов.

На основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. Основной причиной глубокого экономического кризиса в России является низкая эффективность финансовой и денежно- кредитной политики, направленной на борьбу с инфляцией путём ограничения денежного предложения реальной экономике и стерилизации денежной массы. Объявленный либеральными реформаторами курс на снижение инфляции и финансовую стабилизацию по замечанию В.Л. Перламутрова «никогда и ни- где в мире не осуществлялись без или до стабилизации и роста производства. Если бы страны-участники второй мировой войны ждали низкой инфляции и финансовой стабилизации для того, чтобы начать подъём производства, то они, наверное, не дождались бы его до сих пор»16. Несмотря на международный опыт, наши денежные власти продолжают использовать денежную рестрикцию и увеличение процентных ставок в качестве основных способов поддержания определенного уровня инфляции. Многие эксперты считают порочной идею борьбы с инфляцией любой ценой, так как денежно-кредитная политика, построенная на этом принципе, убивает производство, финансовую систему и только провоцирует инфляцию. В качестве положительного примера можно привести США. Их политика денежного смягчения проводилась тихо, последовательно, при низком курсе национальной валюты до тех пор, пока внутренняя экономика не стала расти сразу по нескольким отраслевым направлениям. Теперь доллар заслуженно растёт, инвестиции в США опять стали привлекательными».

Французский учёный Жак Сапир считает, что «Денежная политика, реализуемая в России, до сих пор несёт в себе черты кризиса 1998г. А обменный курс рубля рассматривается как индикатор социальной стабильности в стране, в то время как рост реальных доходов населения, параметры сбережения и потребления будут более адекватными индикаторами мониторинга экономики и управления ею, нежели уровень инфляции».17

2. Необходим переход от бесплодной борьбы с инфляцией к политике насыщения экономики ликвидностью и превращение регулятора в действительного кредитора последней инстанции. Международный опыт всех успешных национальных экономик свидетельствует о том, что при сбалансированном развитии сдерживание инфляции достигается на основе роста объёмов и эффективности производства, а не путём ограничения денежной массы и деградации производства.18

Несмотря на то, что российская экономика попала под двойной внутренний пресс ужесточения бюджетной и денежной политики, у неё, по мнению аналитиков Внешэкономбанка, «есть потенциал ускорения роста: до 3,2% в среднем за 2015-2018 гг. Этот вариант предполагает запуск «количественного смягчения» для стимулирования роста кредитования и инвестиций. Необходимо более быстрое снижение ключевой ставки, фактически удвоение валового кредита банкам к 2018 г., ускорение роста денежной базы втрое по сравнению с прогнозом ЦБ РФ (до более 30% в 2016-2017 гг.). Немонетарный характер российской инфляции диктует необходимость проведения глобальных структурных реформ и ограничения монополизма в сфере ценообразования. В связи с недостаточной степенью монетизации российской экономики (отношение М2 к ВВП до 40%, в то время как в развитых странах – более 100%) необходимо принять адекватные меры по её ремонетизации. Мировой опыт успешного перехода национальных экономик из отстающих в передовые свидетельствует о необходимости увеличения нормы накопления до 35-40% ВВП, что всегда достигалось соответствующим увеличением объёма кредита до 100% ВВП и выше».19 Движущей силой производственного процесса является совокупный платежеспособный спрос. Если продукция не востребована или не может быть оплачена, то и расширять её производство в большинстве случаев нет никакого смысла. И наоборот. Есть два основных способа поддержания совокупного спроса на определенном уровне и его стабильного роста: последовательное, из года в год, увеличение денежной массы и (или) возрастание государственных расходов.

Государственные инвестиции способны поднять норму накопления и обновить изношенные фонды. Продолжается разработка теоретических проблем инфляции. Например, предложена теория негативных экономических оценок вероятности (ожиданий). «Как правило, ожидания сопровождаются инфляцией и закономерно стимулируют соответствующие результаты:

- инфляционные ожидания – собственно инфляцию;

- оценки вероятности (ожидания) денежной реформы – денежную реформу;

- оценки вероятности (ожидания) девальвации – падение валютного курса;

- оценки вероятности (ожидания) экономических кризисов – сами кризисы».20

Необходимо изменить отношение денежных властей к инфляции, которая, как показывает мировой опыт, в том числе и российский, в разумных пределах не является препятствием для экономического роста. С практической точки зрения важны работы, анализирующие влияние инфляции на отраслевые налоги.21

3. Необходимо усилить присутствие государства в экономике посредством прямого или косвенного участия преимущественно в инфраструктурных проектах (субсидирование инвестиций или части процентных платежей заёмщиков, предоставление налоговых льгот). Рефинансирование целесообразно осуществлять под залог обязательств государства и платёжеспособных предприятий путём софинансирования государственных программ, фондирования институтов развития и предоставления государственных гарантий. Как подчеркивает С. Глазьев «В период резкого роста неопределённости возникает потребность в государственном планировании и прогнозировании. Государство должно помочь бизнесу снять риски выхода на новые технологические траектории»22.

4. Изменившаяся международная обстановка, введение санкций и невозможность фондирования за рубежом привели к усилению спроса на внутреннее финансирование и кредитование предприятий реального сектора экономики, который возможно осуществить при помощи механизма замещения внешних источников кредита внутренними. Необходимо развивать долгосрочное финансирование коммерчески банков со стороны ЦБ РФ, способствовать репатриации экспортных доходов, а также осуществить преобразования в самой банковской системе, направленное на оздоровление, стабилизацию и консолидацию коммерческих банков. Дальнейшее развитие рефинансирования должно сопровождаться жёстким требованием со стороны регулятора направлять выделяемые средства именно в реальный, а не спекулятивный сектор экономики. Только в этом случае эффективно заработает цепочка: ЦБ РФ – коммерческие банки – предприятия. Важно проводить процентную политику с учётом рентабельности отраслей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, денежно-кредитное регулирование является важнейшим механизмом государственной экономической политики. Поскольку объектом экономической политики является экономическая система общества, регулирующее воздействие государства на экономику должно служить повышению эффективности ее функционирования. Это, в свою очередь, означает, что в долгосрочном периоде экономическая политика должна содействовать повышению общественного благосостояния как критерия эффективности функционирования экономической системы государства.

Цели денежно-кредитного регулирования непосредственно связаны с задачами экономической политики в целом и представляют собой поддержание стабильности цен, стоимости национальной валюты на внутреннем и внешних рынках, сдерживание инфляционных процессов. Для этого Банк России воздействует на денежную массу с помощью инструментов денежно-кредитной политики косвенного и прямого воздействия.

Геополитические проблемы на фоне начавшегося в предыдущие годы исчерпания традиционных источников экономического роста стали серьезным вызовом для российской экономической политики в целом и денежно-кредитной политики в частности. В условиях возросшей неопределенности как никогда важно создавать четкие ориентиры для населения и бизнеса, способствуя развитию внутренних долгосрочных инвестиций и росту экономики.

В современных условиях экономическая политика должна в долгосрочном периоде обеспечивать не только высокие темпы экономического роста, но и создавать основу для поддержания его воспроизводства в долгосрочной перспективе при одновременном обеспечении стабильности национальной валюты, высокой занятости, отсутствие структурных дисбалансов в экономике, сглаживании амплитуды колебаний важнейших макроэкономических переменных.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. 2016г.).

  2. Основные направления единой денежно-кредитной политики на 2016 год и период 2017 и 2018 годов, ЦБ РФ (одобрено Советом директоров Банка России 10.11.2015г.).

  3. Глазьев С. О роли Центрального банка России в экономическом кризисе: проблемы и решения //Экономическое возрождение России. - 2014. № 4.- С. 19-23.

  4. Глазьев С. Санкции США и политика Банка России: двойной удар но национальной экономике //Вопросы экономики. 2015. - № 9.- С.77.

  5. Кропин, Ю.А. Деньги, кредит, банки: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Ю.А. Кропин. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 364 c.

  6. Кузнецова, Е.И. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие / Е.И. Кузнецова. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 567 c.

  7. Перламутров В.Л. Финансово-денежная политика и рыночные реформы. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2012. - 250 с.

  8. Сапир Жак. Россия: уроки кризиса. Эксперт № 4. - 2012 - С.18-21.

  9. Семёнов С. Экономическая политика и современная инфляция //Общество и экономика. 2015. № 11. - С.81.

  10. Сайфиева С.Н. Влияние инфляции на величину налоговой нагрузки в отраслевом разрезе //Региональные проблемы преобразо-вания экономики. 2014. - № 9. С. 99-100.

  11. . Сайфиева С.Н., Соловьева С.В. Инфляция в интерпретации российских учёных и её влияние на экономический рост //Вестник университета (Государственный университет управления). 2013.- № 18. С. 126-134.

  12. Стабильность финансово-кредитной системы как условие устойчивого социально-экономического развития России / С.В. Рассказов, А.Н. Рассказова // Финансовый менеджмент. - М.: Финпресс. - 2016. - №3. - С.112.

  13. Сергеева, А.П. Деньги, кредит, банки (для бакалавров) / А.П. Сергеева. - М.: КноРус, 2013. - 448 c.

  14. Сухарев О. Изменение доктрины денежно-кредитной и бюджетной политики в условиях рецессии //Федерализм. - 2016. - № 1. - С. 93-110.

  15. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики // Режим доступа: http://www.gks.r

  16. Статистика Центрального банка Российской Федерации // Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics

  17. ИА «Банки.ру» // Режим доступа: http://www.banki.ru/

  18. РиаРейтинг.// Режим доступа: http://www.riarating.ru/

Приложение 1

Объем депозитов в региональном разрезе (млн.руб.)

 

01.01.2013

01.01.2013

01.01.2014

01.01.2015

01.01.2016

Депозиты

Депозиты

Депозиты

Депозиты

Депозиты

в рублях

в валюте

в рублях

в валюте

в рублях

в валюте

в рублях

в валюте

в рублях

в валюте

Российская Федерация

20404 650

6160 583

23171691

7336 151

26455846

8821 571

27523647

15134 647

31286296

20303 905

Центральный федеральный округ

12092 606

5092 709

13438 610

6148 160

15048 523

7469 176

15834 180

12395 028

17539 246

16495 804

Северо-западный федеральный округ

1886 615

400 957

2232 171

444 922

2644 191

533 424

2742 219

946 356

3253 432

1296 566

Южный федеральный округ

855 458

86 693

1004 884

95 946

1215 880

107 348

1221 479

217 434

1442 405

291 971

Северо-кавказский федеральный округ

255 431

19 191

305 855

21 312

361 297

20 853

350 718

41 638

407 362

62 622

Приволжский федеральный округ

2273 789

224 753

2637 875

258 913

3042 130

303 850

3190 202

713 570

3617 794

868 990

Уральский федеральный округ

1237 709

164 683

1450 032

180 788

1664 967

196 356

1680 263

381 887

2027 761

531 673

Сибирский федеральный округ

1197 598

109 724

1381 066

115 342

1607 163

124 104

1606 039

261 086

1857 552

429 562

Дальневосточный федеральный округ

605 444

61 873

721 198

70 768

871 695

66 460

858 173

169 277

1052 789

314 482

Крымский федеральный округ

           

40 374

8 371

87 954

12 236

За пределами российской федерации

5 962

21 514

7 263

27 925

8 582

33 554

5 435

76 996

10 786

67 239

Приложение 2

Объемы депозитов в разрезе банков (тыс. руб.)

Позиция в рейтинге

Название банка

Сентябрь, 2016, тыс. рублей

% в пассивах

Сентябрь, 2011, тыс. рублей

% в пассивах

Изменение, %

1

Сбербанк России

10 800 348 041,00

47,57%

4 998 635 131,00

51,98%

116,07

 

2

ВТБ 24

2 040 475 950,00

65,07%

753 526 911,00

69,55%

170,79

 

3

Газпромбанк

634 966 822,00

12,45%

234 134 029,00

12,17%

171,2

 

4

Альфа-Банк

626 490 060,00

27,73%

201 712 241,00

22,31%

210,59

 

5

Россельхозбанк

548 514 778,00

20,20%

135 158 555,00

10,33%

305,83

 

6

ВТБ Банк Москвы

500 554 655,00

5,16%

14 649 069,00

0,42%

3,316,97

 

7

ФК Открытие

482 833 658,00

15,38%

56 444 897,00

12,94%

755,41

 

8

Бинбанк

366 818 593,00

44,07%

61 951 631,00

55,39%

492,1

 

9

Промсвязьбанк

348 559 356,00

27,37%

100 230 613,00

18,65%

247,76

 

10

Райффайзенбанк

347 551 012,00

41,77%

176 636 613,00

31,80%

96,76

 

11

Московский Кредитный Банк

218 239 138,00

16,95%

74 964 342,00

33,54%

191,12

 

12

Росбанк

191 699 545,00

23,24%

140 071 831,00

22,85%

36,86

 

13

Банк «Санкт-Петербург»

179 382 537,00

31,26%

76 211 191,00

24,73%

135,38

 

14

Совкомбанк

178 367 864,00

35,19%

30 245 310,00

61,05%

489,74

 

15

ЮниКредит Банк

174 678 450,00

13,88%

43 189 352,00

5,34%

304,45

 

16

Югра

170 093 374,00

53,87%

3 267 631,00

53,55%

5,105,40

 

17

Московский Индустриальный Банк

161 232 873,00

62,85%

67 518 711,00

52,47%

138,8

 

18

Русский Стандарт

158 750 207,00

33,35%

77 892 856,00

48,47%

103,81

 

19

МДМ Банк

155 735 921,00

47,97%

106 037 219,00

27,43%

46,87

 

20

Уральский Банк Реконструкции и Развития

148 730 252,00

43,58%

43 278 072,00

47,10%

243,66

 

Приложение 3

Объем депозитов в разрезе банков (млрд.руб.)

 

Название банка

Объем вкладов 01.01.2016

Прирост вкладовза 2015 г.

Доля валютных депозитов

Доля средств на карточных и прочих счетах

Доля средств населения в пассивах

Банк с иностранным капиталом

АО "Райффайзенбанк"

359,3

10,2%

57,8%

43,7%

39,4%

АО ЮниКредит Банк

175

22,9%

56,4%

29,2%

12,1%

ОАО КБ "Центр-инвест"

50,7

11,7%

6,6%

8,3%

54,2%

АО КБ "Ситибанк"

118,2

16,4%

56,5%

55,9%

26,3%

АО "Кредит Европа Банк"

10,2

-8,5%

33,3%

32,3%

6,4%

"Азиатско-Тихоокеанский Банк" (ПАО)

72

7,2%

14,9%

4,4%

44,7%

КБ "ИНТЕРКОММЕРЦ" (ООО)

68,4

13,5%

22,1%

2,0%

62,2%

АО "Нордеа Банк"

11

15,6%

59,4%

22,8%

2,7%

Государственные банки

ПАО Сбербанк

10673,5

27,9%

23,9%

17,1%

44,8%

ВТБ 24 (ПАО)

2009,8

33,0%

47,2%

14,0%

66,3%

Банк ГПБ (АО)

627

34,1%

54,6%

13,5%

11,8%

АО "Россельхозбанк"

478,5

57,7%

9,0%

6,7%

17,5%

ПАО "Татфондбанк"

74,1

28,5%

15,3%

4,6%

37,1%

ПАО "АК БАРС" БАНК

99,3

25,0%

21,6%

10,7%

19,9%

АО "ГЛОБЭКСБАНК"

60,8

28,6%

48,5%

3,9%

20,6%

ОАО "Банк Москвы"

420,3

51,1%

44,2%

10,3%

21,7%

ПАО АКБ "Связь-Банк"

45,1

19,2%

35,8%

10,5%

11,8%

АО АКБ "НОВИКОМБАНК"

43,1

48,0%

70,8%

5,9%

14,9%

Средние банки

ПАО "ЧЕЛИНДБАНК"

24,6

16%

8%

9%

56%

ОАО "Крайинвестбанк"

23,8

24%

13%

16%

38%

ООО КБ "АйМаниБанк"

22

36%

0%

6%

75%

ПАО "ЧЕЛЯБИНВЕСТБАНК"

18,4

19%

12%

13%

42%

ООО Банк "Аверс"

17

85%

11%

8%

27%

Банк "КУБ" (АО)

16,2

10%

13%

19%

53%

АО "ВОКБАНК"

5,27

16%

6%

2%

59%

АКБ "Держава" ПАО

4,58

22%

72%

4%

13%

АО "Банк Акцепт"

7,91

23,1%

12,3%

5,9%

51,6%

1 Кропин, Ю.А. Деньги, кредит, банки: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Ю.А. Кропин. - Люберцы: Юрайт, 2016, с.170

2 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (в ред. 21.07.2014 N 11-ФКЗ), п.2, ст.75, гл.3.

3  Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10.07.2002 N 86-ФЗ ( ред. 2016г.), ст.3, гл.1.

4 Основные направления единой денежно-кредитной политики на 2016 год и период 2017 и 2018 годов, ЦБ РФ. одобрено Советом директоров Банка России 10.11.2015 г.

5 Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. 2016г.), ст.35

6 Статистика Центрального банка Российской Федерации [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics

7 Статистика Центрального банка Российской Федерации [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics

8 ИА «Банки.ру» // Режим доступа: http://www.banki.ru/

9РиаРейтинг.// Режим доступа: http://www.riarating.ru/

10 Глазьев С. О роли Центрального банка России в экономическом кризисе: проблемы и решения //Экономическое возрождение Рос- сии. 2014. № 4, с.19

11 Сухарев О. Изменение доктрины денежно-кредитной и бюджетной политики в условиях рецессии //Федерализм. - 2016. - № 1, с.93

12 Сухарев О. Изменение доктрины денежно-кредитной и бюджетной политики в условиях рецессии //Федерализм. - 2016. - № 1. - С. 93-110.

13 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/

14 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/

15 Сухарев О. Изменение доктрины денежно-кредитной и бюджетной политики в условиях рецессии //Федерализм. - 2015. - № 1. - С. 93-110.

16 Перламутров В.Л. Финансово-денежная политика и рыночные реформы. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2012, с.181

17 Сапир Жак. Россия: уроки кризиса. Эксперт - № 4. - 2012, с.19

18 Глазьев С. О роли Центрального банка России в экономическом кризисе: проблемы и решения //Экономическое возрождение Рос- сии. 2014. № 4, с.23

19 Глазьев С. О роли Центрального банка России в экономическом кризисе: проблемы и решения //Экономическое возрождение России. - 2014. № 4, с.21

20 Семёнов С. Экономическая политика и современная инфляция //Общество и экономика. 2015. № 11, с.81.

21 Сайфиева С.Н. Влияние инфляции на величину налоговой нагрузки в отраслевом разрезе //Региональные проблемы преобразо-вания экономики. 2014. № 9. С. 99-100.

22 Глазьев С. О роли Центрального банка России в экономическом кризисе: проблемы и решения//Экономическое возрождение Рос- сии. 2014. № 4, с.23

Просмотров работы: 5875