ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУХГАЛТЕРА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУХГАЛТЕРА

Уторбиева К.М. 1
1Дагоспедуниверситет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В определении педагогической технологии указываются намеченные измеряемые результаты в виде заданных параметров профессионально-образовательного развития личности. Мы рассматриваем в качестве указанных параметров формирование профессиональных компетенций, дающие выпускникам возможность адаптироваться на рабочем месте и определяющие направления их саморазвития в будущей профессиональной деятельности.

В методической литературе существует множество определений понятия «компетенция», рассмотрим одну из них.

Компетенция – отчужденное, наперед заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке студента, необходимой для его качественной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность – уже состоявшееся личностное качество (совокупность качеств) студента и минимальный опыт деятельности в заданной сфере [2].

Главные элементы формирующие понятия компетенции – это знания, умение, отношение и опыт. Выделяют три главных типа компетенций: профессиональные, мобильные, ключевые.

В научно-исследовательской среде данные понятия либо равны (B.C.Леднев, Л.Н. Болотов, М.В. Рыжаков, Н.Д. Никандров), либо разделены на разные понятия.

Более развернуто этот вопрос рассматривается в работах И.А. Зимней [1], она подчеркивает основанный на компетенции подход, выделяющий «практическую, действенную сторону, тогда как подход, основанный на понятии «компетентность», которое включает собственно личностные (мотивация, мотивационно-волевые и др.) качества, определяется как более широкий, соотносимый с гуманистическими ценностями образования».

Универсальная классификация компетенций предложена И.А. Зимней, которая выделила следующие группы:

- компетенции личности и субъекта жизнедеятельности (компетенции здорового образа жизни; компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире; компетенции интеграции; компетенции гражданственности; компетенции саморазвития, самосовершенствования);

- компетенции социального взаимодействия (компетенции в общении);

- компетенции деятельности (компетенции профессиональной деятельности; компетенции познавательной деятельности).

Такая классификация компетенций в данном примере анализируется, как наделение правом реализовать свою компетентность.

Таким образом, в психолого-педагогической теории и практике в зависимости от подходов существуют различные трактовки термина «компетенция».

Для формирования профессиональных компетенций будущего бухгалтера необходимы такие компетенции как:

- способность использовать основы естественнонаучных и экономических знаний при оценке эффективности результатов деятельности в различных сферах (ОК-3);

- способностью осуществлять подготовку и редактирование текстов, отражающих вопросы профессионально деятельности (ОПК-4);

- готовность применять и осуществлять такие способности как документирование хозяйственных операций, разработка рабочего плана счетов бухгалтерского учета организации и формировать на его основе бухгалтерские проводки (ПК-14).

Согласно требованиям стандарта ФГОС СПО по специальности 38.02.01 экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) [3] бухгалтер должен владеть профессиональными компетенциями (ПК 1 – ПК 4).

Профессиональные компетенции (ПК 1 – ПК 4), соответствуют основным видам профессиональной деятельности:

1. Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета организации (ПК 1.1 – ПК 1.4);

2. К ведению бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации (ПК 2.1 – ПК 2.4);

3. Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами (ПК 3.1 – ПК 3.4);

4. Составление и использование бухгалтерской отчетности (ПК 4.1 – ПК 4.4).

Наиболее эффективная форма обучения бухгалтерскому учету должна основываться на активном включении студентов в соответствующее действие (деятельностный подход).

В наше время очень сложно поддерживать интерес учащихся посредством проведения традиционных занятий, отсюда и необходимость применять и внедрять в учебный процесс более действенные технологии формирования профессиональной компетентности.

В качестве одного из важных путей решения этой проблемы выступает усиление практической направленности обучения, объединение теоретической и практической подготовки будущих специалистов бухгалтерского учета. Эта задача может быть решена при помощи таких технологий как: проектное обучение, личностно-ориентированное, инновационное, программированное, деятельностное и информационно-коммуникативное обучение.

Эти технологии отвечают стандарту сегодняшнего дня - программам обучения ФГОС3, в которых больше времени отведено на самостоятельную работу студентов.

Для практико-ориентированных дисциплин типа «Бухгалтерский учет» разработана технология, позволяющая подчинить изучение теоретических вопросов выполнению комплексного индивидуального проекта, как интегрального результата освоения учебного курса.

Бухгалтерский учет имеет свои категории, отличающие его от других наук: формы учета, методы учета, двойная запись.

Мы считаем, что методика обучения данной дисциплины для овладения способами и приемами составления записей хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, оборотных и сальдовых ведомостей, первичных документов, бухгалтерских регистрах и формах отчетности включает: контекстный, задачный и проблемный подходы.

Формирование у будущих бухгалтеров профессиональных компетенций гарантирует развитие компетентных, ответственных, квалифицированных сотрудников соответствующего уровня, способных к эффективной работе по специальности.

Литература:

  1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования//Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5.

  2. Компетентностный подход в образовательном процессе. Монография/А.Э. Федоров, С.Е. Метелев, А.А. Соловьев, Е.В. Шлякова – Омск: Изд-во ООО «Омскбланкиздат», 2012.

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). Зарегистрировано в Минюсте России 19 августа 2014 г. N 33638.

  4. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129 ФЗ.

  5. Реализация компетентностного подхода в профессионально-педагогическом образовании / Под ред. М.Х. Хайбулаева, А.С. Аскерова. – Махачкала: ГОУ ВПО «ДГПУ», 2011.

Просмотров работы: 919