ДИЗАЙН-ПРОЕКТ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ДИЗАЙН-ПРОЕКТ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Мирзабекова М.И. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современных условиях развития высшего образования основной задачей системы образования является не столько подготовка специалиста, сколько становление личности осваивающей культурный опыт человечества, способной к творческой профессиональной деятельности, к самоопределению, саморегуляции, саморазвитию в условиях непрерывности и преемственности образования. Отсюда следует, что современное образование должно нести проектный характер, суть которого состоит в том, чтобы спроецировать на образование образ современной проектной культуры и рассматривать ее как целостную моделирующую систему, позволяющую готовить специалистов, обладающих интегрирующим, метапредметным мышлением.

Актуальность обусловлена необходимостью разработки научно-методических материалов, принципов и методов организации творческой деятельности будущих педагогов профессионального обучения средствами дизайн-проектов, которые позволят формировать у студентов мотивационное и ценностное отношение к профессиональной деятельности, творческую активность, ориентацию на творческое решение тех или иных вопросов, поисковую и исследовательскую деятельность в рамках работы над дизайн-проектами, направленность на саморазвитие, повышение самооценки и самовыражение, творческий стиль общения, коммуникативные умения.

Анализ передового педагогического опыта и научной литературы позволяет сделать вывод, что система применения дизайн проектов является важным элементом образования, который преследует цель опережающего или профессионального саморазвития личности студента. Однако, несмотря на то, что дизайн-проектирование нашло широкое применение в профессиональной деятельности многих творчески работающих специалистов, дизайн-проекты, которые имеют широкий диапазон средств, планирования, сбора и организации информации и реализации творческих идей, в вузах перестали быть частью специальной подготовки педагогов профессионального обучения.

В современном понимании дизайн-проект -это комплект проектной документации, обеспечивающий воспроизведение в реальность творческой идеи создания гармоничной социальной, культурной, информационной, коммуникационной, предметно-пространственной среды и продуктов, которые удовлетворяют не только материальные и духовные потребности человека, но и эстетические. «Проектная культура является как бы общей формой реализации искусства планирования, прогнозирования, созидания, исполнения и оформления. Проектная культура призвана объединить два до сих пор, не пересекавшихся направления образования: гуманитарно-художественное и научно-техническое... Проективность - образовательная тенденция будущего» [1, С. 15].

Осознание места и роли дизайн- проекта как совокупности исследовательской, художественно-конструкторской деятельности студента, охватывающей его творческие концепции, результаты его труда, прошедшие художественно-конструкторскую разработку, ставит перед системой образования задачи организации творческой деятельности будущих педагогов профессионального обучения способных на деятельное участие в создании новых жизненных ценностей в рамках выбранной профессии.

Педагогические технологии дизайн-проектов предусматривает организацию образовательного процесса в соответствии с алгоритмом поэтапного решения творческой задачи или выполнения учебного задания, в процессе которых студенты устанавливают цели и задачи, формулируют ожидаемые результаты, определяют принципы и методики решения поставленных задач, планируют ход работы, поиск доступных и оптимальных ресурсов, поэтапную реализацию плана работы, презентацию результатов работы и т.д.

Одним из действенных творческих проектов для студентов педагогов -дизайнеров может стать творческий проект – «Этномастерская», где студенты могут не только изучать в аудиториях виды традиционных костюмов своего края, но и собрать полевой материал, посетить этнографические музеи. На основе музейных экспонатов изучить цвет и фактуру, конструктивное решение и декор в композиции этнического костюмного комплекса, выполнить графические эскизы с оригиналов костюмов, разработать идеи и концепции для воплощения в этноколлекции. В целях формирования педагогических навыков в проект необходимо включить разработка серии проектов -уроков по темам «История костюма родного края», «Традиционный народный и современный этнокостюм», «Кукла в традиционном костюме» и т.д., и реализовать их во время педагогической практики

Творческий проект «Историческая гостиная» предполагает на основе полученных искусствоведческих и технолого-конструкторских знаний и более глубокого художественного анализа конструкторских и декоративных особенностей исторического костюма трансформация студентами достижений мировой моды в собственном творчестве. Структура проектного задания состоит из дизайн-исследования (проблематизации) и дизайн-концепции определенной исторической эпохи, эскизного поиска модели изделия, технического дизайн-проектирования, макетирования и создания готового изделия и ее презентации.

Подобные творческие позволяют определить готовность студентов к педагогической работе и реализации разнообразных функций будущих специалистов как педагогов профессионального обучения в условиях урока, так и творчески работающих дизайнеров одежды, активно участвующих в региональных выставках, конкурсах вместе со своими учащимися.

Таким образом, вначале вовлечение каждого студента в активный познавательный процесс посредством создания творческих проектов, а затем в активное участие в творческих конкурсах, конференциях, студенческих форумах обеспечивает наибольшее раскрытие личностного потенциала студентов и приводит к развитию их творческой самореализации.

Литература

  1. Зимняя И.А. Проектная методика обучения английскому языку в школе. // Иностранные языки в школе. – 1993. – № 3. – С. 9-15.

  2. Сапугольцева М.А. Социализация личности студента в творческой проектной деятельности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Оренбург, 2012.

  3. Степанов А.В., Малахов С.А., Нечаев Н.Н. Введение в проектирование: учеб. пособие. М.: МАрхИ, 1982. – 134 с.

Просмотров работы: 281