ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — НАИЛУЧШЕЕ РЕШЕНИЕ ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — НАИЛУЧШЕЕ РЕШЕНИЕ ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ

Масалиева Ж.А., Аширбай А.Б., Даулетбердиева Ж.М.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
С помощью зрения мы получаем 80% информации, а с помощью слуха— всего лишь 10% . Это ли не причина того, что слабослышащие дети нуждаются в нашей помощи и поддержке в целях их социализации?

Слабослышащими считаются дети с понижением слуха от 15 — 20 дб до 75 дб, что соответствует частичной недостаточности слуха. В отличие от глухих слабослышащие дети обладают минимальным запасом слов, хотя и не полноценных по своему фонетическому оформлению. Главная проблема детей с таким недостатком здоровья – нарушение речевого развития, влекущее другие трудности. Речь оказывает глубокое влияние на личностное развитие ребенка, способствуя включению его в общество слышащих, помогая социализироваться в развивающем мире. Но при отсутствии специальных занятий у детей с нарушениями слуха обычно наблюдается отставание в психическом развитии, у них задерживается формирование предметных действий, сюжетной игры, функции активного внимания, что в дальнейшем затрудняет проведение с ними специальной сурдологической работы.

Голос слабослышащего ребенка обычно глухой, интонация малоразвита и невыразительна. Недостаточность своей речи он дополняет жестикуляцией. Частичное восприятие речи таким ребенком нередко создает у окружающих неправильное представление о том, что ребенок может полностью понимать речь, а то, что ребенок часто не понимает смысла сказанного, иногда расценивается как интеллектуальная недостаточность. У ребенка речевое недоразвитие обусловлено неполноценным слухом, что ведет к изменению хода общего развития (нарушение слуха — общее нарушение познавательной деятельности — недоразвитие речи). Речевое недоразвитие носит характер вторичного проявления, оно возникает и существует как функциональное на фоне аномального развития психики в целом. Это осложняет социальное взаимодействие слабослышащего ребенка. Именно в сфере речевого общения слабослышащие оказываются в невыгодном по отношению к своим слышащим сверстникам положении. Затрудненность словесного общения является одной из главных причин аномального развития. Бедность речевого запаса, искаженный характер речи ребенка, формирующейся в условиях нарушенного слухового восприятия, накладывают отпечаток на ход развития познавательной деятельности

Помимо речевых трудностей, многие дети с нарушениями слуха отличаются характерными особенностями поведения в виде повышенной психической истощаемости, эмоциональной возбудимости, склонности к негативизму, двигательной расторможенности. Среди детей с нарушениями слуха есть замкнутые, мало контактные, обидчивые дети.

Каждый педагог пытается найти свои подходы к таким детям. А это непросто: они не только в общении отличаются от сверстников с нормальным слухом. Педагог всегда остается в эмоциональном напряжении: ему необходимо каждую минуту помнить о том, что такими школьниками информация в основном считывается по губам, что нельзя стоять за спиной у слабослышащего ребенка, что он может не понять значение каких-либо слов, употребленных учителем для объяснения нового материала в устной форме.при организации игровой деятельности с воспитанниками. [ 1, c. 49]. Главная задача педагога – сформировать у слабослышащего ребенка такие качества, как коллективизм и самостоятельность, активность в налаживании межличностных отношений доверия и терпимости, доброжелательное восприятие окружающих, стремление к сотрудничеству, открытость, позитивное самовосприятие. [2, c. 8 - 13]

Индивидуальные особенности учащихся накладывают свой отпечаток на освоение речью. С распространением компьютеров владение языком открывает перед слабослышащими учащимися не меньше перспектив, чем перед обычными выпускниками школы. И в этом направлении следует интенсивно работать. Обучение чтению и письму на основе интерактивных средств помогает решить методические задачи на качественно новом уровне. [ 3, c. 6]

На развитие личности ребенка и на формирование отношений в семье чрезвычайно влияет такой фактор, как пребывание ребенка в учреждении интернатского типа. Родители, узнав о глухоте ребенка, помещают его в специальное детское учреждение в сравнительно раннем возрасте и перестают принимать достаточное участие в его воспитании. Зачастую это делается из соображений общего порядка: из-за невозможности обеспечить дома надлежащий присмотр за ребенком, из-за неумения справляться с задачами обучения речи. Дело осложняется тем, что специальные дошкольные учреждения имеются только в крупных городах, что вынуждает родителей отдавать детей на интернатский режим, расставаясь с ними длительный срок.

Дети с нарушениями слуха подвержены риску социальной дезадаптации в связи с тем, что у них нарушены познавательные функции. Очень важной задачей образования является включить таких детей в общество для формирования почвы их будущего благополучия.

Инклюзивное образование — наилучшее решение для слабослышащих детей: оно позволяет создать среду, которая будет формировать социальные и учебные навыки ребенка практически наравне с детьми, не имеющими нарушений слуха. Находясь постоянно в кругу слышащих сверстников, дети с ограниченными возможностями приобретают новый социальный опыт и получают эмоциональный заряд положительной энергии, которые усиливают их стремление к коммуникации с окружающим миром. [4, c. 90]

Инклюзивное образование слабослышащих детей может осуществляться как в обычных, так и в специализированных школах-интернатах. В зависимости от степени поражения слуха, слабослышащие дети определяются в обычное или специализированное учреждение: дети с незначительным дефектом могут обучаться в обычных общеобразовательных школах, дети со стойким поражением слуха обучаются в специализированных школах-интернатах. Дети со стойким поражением слуха могут обучаться и в обычных общеобразовательных школах, если в них реализуется инклюзия. [5]

Как писал Л.С. Выготский: «Проблема глухоты в обществе — проблема социальная». [6] Глухота будет побеждена через социальное воспитание. Тогда о глухом ребёнке не скажут, что он дефективный, но скажут что он глухой и ничего больше.

Использованная литература

  1. Андреева А. С. Комплексный подход к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья//Сибирский учитель. — 2010.№ 2

  2. Инклюзивное образование [Электронный ресурс] URL: http://news_enc.academic.ru/6863/Инклюзивное_образование

  3. Екжанова Е. А., Резникова Е. В. Основы интегрированного обучения. — М., 2008.

  4. Региональная инновационная (пилотная) площадка [Электронный ресурс] URL: http://интернат25.рф/innovacionnaja_dejatelnost/

  5. Бражнов К. А. Особенности инклюзивного образования слабослышащих детей в специализированной /школе-интернате [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IX междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 46-48. http://moluch.ru/conf/ped/archive/192/10850

  6. Выготский Л. С. Основы дефектологии: Учебник для вузов. – СПб.: Лань, 2003. – 654 с.[Электронный ресурс]. – Режим доступа: pedlib.ru/Books/1/0453/1_0453-1.shtml

  7. Вопрос об инклюзивном образовании. «Психологос». Разговор с педагогом Куляш Даркуловой. TVK 14.11.16. Электронный ресурс: https:// www.youtube. com/watch?v =GyWyDiy2X7k

Просмотров работы: 698