ПРЕОДОЛЕНИЕ КРИЗИСА ЧИТАТЕЛЬСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРЕОДОЛЕНИЕ КРИЗИСА ЧИТАТЕЛЬСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД

Баймусаева Б.Ш., Мирхайдарова З.Н.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Не секрет, что интерес к классической литературе, да и в целом к литературным произведениям, в последнее время заметно ослаб. Это еще сказано очень мягко. Особенно среди детей чтение «правильных» произведений, т.е. классической литературы, отстает и становится проблемой для родителей и воспитателей дошкольников. Век компьютерной техники вытесняет чтение разными компьютерными играми, некачественной продукцией киноиндустрии Запада и Голливуда (некачественной в смысле смыслового наполнения и эстетического содержания). Специалисты, изучающие чтение различных слоёв населения, считают, что кризис проявляется не столько в «нечтении» (отказе от чтения), сколько в чтении не того. Дети, юноши, взрослые читают не то или не только то. Почти не читают художественную литературу – Пушкина, Шекспира, Гёте, Пастернака, а также Чуковского, Маршака, Заходера. Или читают их вперемешку с графоманскими поделками и подделками.

Мы должны приучать детей к «потреблению» «стоящего продукта» литературы, а не всяких страшилок и графоманских произведений. У ребенка должен выработаться иммунитет от зла, отрицательных явлений жизни и психологии человека. а для этого он сначала и изначально должен впитать в себя «добрые» литературные произведения, сеющие «доброе, разумное, прекрасное». В.Ф. Асмус пишет: «Содержание художественного произведения не переходит – как вода, переливающаяся из кувшина в другой, – из произведения в голову читателя. Оно воспроизводится, воссоздаётся самим читателем – по ориентирам, данным в самом произведении, но с конечным результатом, определяемым умственной, душевной, духовной деятельностью читателя» [1, с. 436]..

У ребенка должны работать ум, сердце. Он должен впитать в себя и «переварить» то, что ему предлагает «добрая» литература. Вспомним, что ещё В.Г.Белинский, тонкий читатель и ценитель литературы, предостерегал взрослых от педагогического стремления «растолковать» ребёнку прочитанное: «Не заботьтесь о том, что дети мало тут поймут, но именно и старайтесь, чтобы они как можно менее понимали, но больше чувствовали. Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, сердца переполняются чувством изящного; пусть поэзия действует на них, как и музыка, – прямо через сердце, мимо головы, для которой еще настанет свое время» [2, с. 248].

Предпосылки для вовлечения детей-дошкольников в чтение имеются. Дошкольное детство – это возраст любви к сказке и поэзии. О сказочном (во всех смыслах) творчестве ребёнка К.И. Чуковский писал так: „…Все равно, дадите вы ему эту сказку или нет, – он сам себе сказочник, и всякая его игра есть драматизация сказки, которую он тут же творит для себя…» [3, с. 284]. Нормально развивающийся дошкольник становится любителем поэзии и сказки «сам по себе»: взрослому не приходится прилагать каких-либо специальных педагогических усилий, обеспечивающих читательское развитие. А нередко дошкольник становится читателем даже вопреки зловредным усилиям, направленным против развития воображения и детской страсти к фантазированию, считает К.И.Чуковский. К.И. Чуковский обратил внимание родителей и педагогов на удивительную детскую страсть: «На третьем, на четвёртом году как жадно воспринимает ребёнок стихотворные сказки, иногда очень длинные, по триста – четыреста строк, то есть целые поэмы, сразу после третьего чтения запоминает их полностью, от доски до доски. И всё же деспотически требует, чтобы их читали ему ещё и ещё – несколько раз подряд, доведя до изнеможения и маму и бабушку, а порой и воспитателей детского сада. Иные взрослые даже пугаются: не повредила бы незрелому мозгу такая тяжкая стиховая нагрузка» [3, с. 290].

Поэт и педагог К.И.Чуковский мечтал о таком «стиховом воспитании» детей, при котором дошкольная любовь к поэтическому слову, к литературе и чтению взрослела бы вместе с читателем, не угасая ни в подростковом возрасте, ни в юности, ни в зрелости.

Переживание поэзии ребенком начинается (включается) до того, как возникает понимание: прежде чем он поймёт значение всех слов, восприятие захватывает чувства, погружая слушателя в целостное переживание произведения. А понимание может прийти к ребёнку через несколько лет – в юности или зрелости.

Поэзия очаровывает маленького слушателя независимо от того, известны ли ему значения всех слов в стихах. Когда взрослый читает малышу свои любимые стихи, ребёнок первоначально воспринимает и проживает не отдельные слова и даже не целостный текст. Он «проживает взрослого», эмоционально резонирует взрослому, который читает и переживает свои любимые строки.

Движение «от переживания – к пониманию» естественно для ребёнка. В детстве жизненные ситуации, события жизни, произведения искусства мы переживаем целостно и непосредственно, часто – односторонне, не осознавая, в чём «взрослый» смысл этих событий, а понимание того, чем были вызваны детские переживания, нередко приходит только со зрелостью.

Педагоги-практики и ученые заметили такую особенность развития читательского развития ребенка: если в дошкольном возрасте ребенок любил и с интересом читал или слушал литературные произведения, особенно стихи, то в школьный период, уже в первом классе, наблюдается угасание интереса к поэзии, к сказкам и рассказам, которые он любил до этого. В чем причина? Причина в том, что дошкольник читал (или слушал) стихи, сказки, рассказы по своей воле. Конечно, библиотечку для него собирали взрослые, ориентируясь на свои представления о читательских интересах малыша. Но из этой библиотечки ребёнок выбирал ту книгу, которую хотел рассматривать и слушать. И взрослые обычно уважали предпочтения маленького читателя и соглашались с его выбором. Школьник же лишён права выбирать даже из отобранного взрослыми: он обязан читать всё то, что предписано программой. Поэтому мы считаем, что и в школьный период, помимо обязательной по программе литературных произведений у ребенка должно оставаться свое личное «литературное пространство» со своими героями и писателями, которых он любит и читает с интересом, а не из-под палки. В этом ему должны помогать родители и чуткие педагоги.

Литература:

  1. Асмус В.Ф. Чтение как труд и творчество. – М.: РОССПЭН, 2010.

  2. Белинский В. Г. . – М.: Художественная литература, – 1976.

  3. Чуковский К.И. . От двух до пяти. Соч. в 2 т, Т. 2. – М.: Правда, 1990.

Просмотров работы: 353