ПОКАЗАТЕЛИ ЧАСТОТЫ ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, ЗАНИМАЮЩИХСЯ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКОЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПОКАЗАТЕЛИ ЧАСТОТЫ ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, ЗАНИМАЮЩИХСЯ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКОЙ

Шулепова Т.А. 1, Чайников С.А. 1
1Мурманский арктический государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность данной темы исследования обусловлена увеличением в настоящее время числа детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Врожденные и приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата наблюдаются у 5-7% детей России [1].

Большую часть детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют дети с церебральными параличами. Распространенность ДЦП в различных странах составляет от 1 до 5,8% на 1000 новорожденных. В России в 2014 году насчитывалось 8,1 тыс. детей с ДЦП [2]. Двигательные расстройства у этих детей сочетаются с отклонениями в развитии сенсорных функций, познавательной деятельности, что связано с органическим поражением центральной нервной системы и ограниченными возможностями познания окружающего мира.

Особенности дыханияу данныхдетейобусловлены анатомо-физиологической незрелостью органов дыхания и несовершенством их регуляции в связи с незаконченной дифференцировкой центральной нервной системы. Вследствие незрелости дыхательногоцентра у детей выражена дыхательная аритмия [4]. Таким образом, налицо взаимосвязь ЦНС и дыхательной системы. Также эта взаимосвязь подтверждается механизмом вдоха и выдоха.

Вдох (инспирация) совершается активно. При этом сокращаются мышцы-инспираторы, ребра отводятся назад и в стороны, сокращается мускулатура диафрагмы и ее купол становится конусообразным. При этом увеличивается объем грудной полости, давление в ней еще больше понижается, из внешней среды засасывается воздух, и альвеолы расширяются.

Выдох (экспирация) происходит преимущественно пассивно. При этом расслабляются все принимавшие участие во вдохе мышцы, ребра оттягиваются назад, купол диафрагмы становится выпуклым и объем грудной клетки уменьшается. При этом давление в грудной полости несколько повышается и грудная клетка, равномерно сдавливая легкие, выжимает из них воздух. Кроме того, легкие обладают эластической тягой, то есть постоянно стремятся уменьшить свой объем. Полному спадению альвеол при выдохе препятствует пленка на их поверхности из нерастворимого в воде фосфолипида - сурфактана, который стабилизирует поверхностное натяжение и не допускает слипание альвеол. При форсированном выдохе происходит сокращение внутренних межреберных, задних нижних зубчатых и брюшных мышц (активный выдох). В норме выдох более продолжителен, чем вдох [3].

В связи с органическим поражением ЦНС у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата этот процесс либо замедленный, либо, наоборот, частота дыхания выше нормы, так как у детей выражена дыхательная аритмия [1]. Поэтому для коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата в школах VI вида вводится такой учебный предмет как ритмическая гимнастика.

Изучение показателей частоты дыхания у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата может косвенно способствовать выявлению особенностей организации и методики учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию, и, в частности ритмической гимнастики, а также обеспечению правильного функционирования дыхательной системы детей.

Актуальность темы определила выбор цели исследования - определение показателей частоты дыхания у детей с нарушениями ОДА, занимающихся ритмической гимнастикой на базе филиала МБОУ СОШ №27 г. Мурманска и сравнение полученных результатов с нормами частоты дыхания.

В ходе исследования нами решались следующие задачи:

  1. изучить виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей МБОУ СОШ №27 г. Мурманска.

  2. определить показатели частоты дыхания у детей, занимающихся ритмической гимнастикой на базе филиала МБОУ СОШ №27 г. Мурманска.

  3. проанализировать полученные данные частоты дыхания и сравнить результаты с нормой.

В качестве гипотезы исследования мы предположили, что показатели частоты дыхания у детей, занимающихся ритмической гимнастикой на базе филиала МБОУ СОШ №27 г. Мурманска, не совпадают с нормами частоты дыхания.

В педагогическом эксперименте приняли участие дети 8-10 лет с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Количество участников эксперимента - 10 человек: из них дети 8 лет – 4 человека, дети 9 лет – 3 человека, дети 10 лет – 3 человека. Количество занятий ритмической гимнастикой – 1 раз в неделю. Констатирующий педагогический эксперимент проводился с 15 сентября по 15 ноября 2016 года. 15 ноября 2016 года была измерена частота дыхания у детей после двух месяцев занятий ритмической гимнастикой, полученные результаты мы сравнили с нормой.

Для измерения частоты дыхания нами использовался тест - подсчет дыхательных движений за минуту.

По данным Е.О.Комаровского норма частоты дыхания у детей 8 лет составляет 20-25 раз/мин., у 9-летних детей – 20-23 раза/мин., у детей 10 лет – 20 раз/мин [3].

В результате проведенного исследования получены следующие данные по показателю частоты дыхания (табл.1).

Таблица 1

Показатели частоты дыхания у детей 8-10 лет с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата

Возраст

8 лет

9 лет

10 лет

Норма ЧД (раз/мин)

20-25

20-23

20

Фактические результаты

(раз/мин)

23,2

23,3

21,3

Различия

отклонений

от нормы нет

превышение нормы на 0,3 раз/мин.

превышение нормы на 1,3 раз/мин.

У детей 8 лет – 23,2 раза/мин, фактический результат в среднем по группе не имеет отклонений от нормы; у детей 9 лет – 23,3 раз/мин, фактический результат в среднем по группе превышает норму на 0,3 раз/мин; у 10-летних детей – 21,3 раз/мин, фактический результат в среднем по группе превышает норму на 1,3 раз/мин.

Результаты исследования показали, что у одного ребенка 8 лет показатель частоты дыхания превышает физиологическую норму, у остальных трех человек показатель ЧД в норме. Так как 8-летних детей 4 человека, то процент отклонения от нормы 25% (1 человек), в норме ЧД у 3 человек (75%) (рис.1).

Рис.1. Показатели ЧД у детей 8 лет

У двух детей 9 лет также показатели превышают возрастные нормы на фоне высокой частоты дыхания, один ребенок имеет показатель соответствующий норме, то есть у 66,6% 9-летних детей наблюдается превышение нормы ЧД (рис.2).

Рис.2. Показатели ЧД у детей 9 лет

У 10-летних детей также у одного ребенка ЧД в норме, у двух результат превышен, то есть процент отклонения тот же, что и у детей 9 лет (66,6%) (рис.3).

Рис.3. Показатели ЧД у детей 9 лет

Средняя арифметическая величина (М) частоты дыхания по всей экспериментальной группе составила 22,6 раз/мин. Результаты нашего исследования показали, что показатель частоты дыхания у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата превышает физиологическую норму на 2 дыхательных движения за минуту.

Результаты нашего исследования позволяют конкретизировать вопросы организации и методики учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию, в частности ритмической гимнастики, на базе филиала МБОУ СОШ №27 г. Мурманска с учетом показателей функционирования дыхательной системы детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Список литературы

  1. Дешин, Р.Г. Диагностика в клинической и спортивной медицине [Текст] / Р.Г.Дешин. – М.: Спорт, 2016. – 140 с.

  2. Здравоохранение в России. 2015. [Текст]: Стат.сб./Росстат. - М., 2015. – 174 с.

  3. Солодков, А.С. Физиология человека: Общая. Спортивная. Возрастная [Текст] : / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. – М.: Советский спорт, 2012. – 624 с.

  4. Трухан, Д.И. Болезни органов дыхания [Текст] : / Д.И. Трухан, И.А. Викторова. – М.: СпецЛит, 2013. – 176 с.

Просмотров работы: 350