ТОЛЕРАНТНОСТЬ И СОБОДА В ОБЩЕСТВЕ МНОГООБРАЗИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ТОЛЕРАНТНОСТЬ И СОБОДА В ОБЩЕСТВЕ МНОГООБРАЗИЯ

Сесина Н.А. 1
1Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, Дзер-жинский политехнический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
События в современном мире, в частности, события в Европе, связанные с массовыми миграционными процессами, обостряют внимание к проблемам межкультурного взаимодействия, принятия и понимания иных взглядов и образа жизни, к тому, что обозначается понятием «толерантность». Когда европейские страны стали принимать беженцев, они хотели продемонстрировать свою толерантность, даже, кажется в ущерб здравому смыслу или соображениям безопасности. В надежде на искреннюю благодарность или в связи с некими, неизвестными нам целями, европейские государства не ставили задачи контроля над прибывающими, обобщенно обозначенными как «беженцы», и не следила за деятельностью мигрантов внутри стран. Судя по материалам средств массовой информации, власти хотят продемонстрировать нам свое умение относится терпимо и с уважением к любому человеку, доказать, что толерантность составляет основу их нынешней культуры. Тема толерантности часто возникает в рассуждениях о различиях России и Европы, становится поводом их противопоставления по признаку наличия или отсутствия свободы. Справедливо ли это? Во-первых, необходимо уточнить содержание понятия «толерантность», столь активно используемого сегодня; во-вторых, стоит подумать о взаимосвязи свободы и толерантности; в-третьих, нужно разобраться, справедливо ли утверждать о «толерантной» Европе в противовес России. А для того, чтобы разобраться в сложных вопросах современности, полезно уточнить содержание понятия и обратиться к истории вопроса.

Толерантность – термин, активно использующийся в разных областях знания. Так, часто первые ассоциации с ним бывают собственно медицинскими (что не так бесполезно, если говорить об обществе, как о живом организме). Итак, согласно медицинским источникам, толерантность (от лат.Tolerantia - способность переносить, терпеливость) в фармакологии – способность организма переносить воздействие определенного лекарственно вещества или яда без развития соответствующего терапевтического эффекта [1, 2]. С социологической точки зрения, толерантность (от лат.Tolerantia - переносить) это выносливость по отношению к неблагоприятным эмоциональным факторам [3]. В философском аспекте толерантность (от лат. tolerantia - терпение) – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам [4].

Интерес философии к проблемам толерантности возник достаточно давно. Так мыслители античности признавали роль терпимости в эффективном взаимодействии: Сократ и Платон «терпение» связывают с интеллектуальным аскетизмом и определяют как предпосылку духовного и социального сплочения людей. Аристотель, толкующий основную добродетель людей как «середину», под «терпимостью» понимает возможность равноценного существования вещей и людей. В философии Средневековья свойственно искать в толерантности пути преодоления религиозного фанатизма, непонимания и ненависти по отношению к инакомыслящим. В Европе интерес философов к проблемам терпимости возрастает в эпоху религиозных войн. Понимание толерантности в этот период сводится к компромиссу, на который вынуждены были согласиться католики и протестанты. Возникновение самого слова «толерантность» относится именно к этому периоду. В наше время о толерантности говорят часто, призывая, относится с уважением к людям с иными убеждениями, однако порой сама толерантность становится обоснованием нетерпимого отношения к человеку или народу.

Итак, что же сегодня значит толерантность и нужна ли она? Является ли она поводом противопоставления России и Европы – носительнице «подлинной» толерантности?

Находясь в поиске ответов, мне попалась статья с полемическим заголовком: «Не учите нас толерантности!». Я попыталась рассмотреть категорию толерантность с точки зрения советского человека. Раньше у меня такой возможности не было, я родилась позже. Меня поразило совсем другое отношение к этому вопросу. В советское время не было понятия обиды: обиды за национальность, за веру. Может быть, сейчас этот вопрос стоит особенно остро потому, что в советское время было понятие интернационализм, которое не подразумевало оскорбление кого-либо по национальному признаку или вере, а толерантность заставляет думать о том, не обидим ли мы кого своими суждениями.

Для меня стало понятно, что разный подход к вопросу и дает разное отношение: советский человек мыслил позитивно, в его понимании национальность никак не влияет на отношение к человеку. В газете автор статьи приводит пример из стихотворения Сергея Михалкова о случае на спектакле, где девочка протягивает плантатору пять рублей за негра. Почему этот эпизод так важен? Потому что девочка не смотрит на негра как на иного, а смотрит на него, прежде всего как на человека, которому нужна помощь. И это не отдельное отношение отдельного человека, а как у Михалкова:

«… И вся Советская страна

За этой девочкой стояла…»

А что же сейчас? Толерантность стала словом нарицательным, даже политики с трибун как будто заставляют нас: «Думай о том, что говоришь? Ты же можешь кого-то обидеть. Ты же можешь ущемить чьи-то свободы». Мы как будто стали другими, мы как будто все время кого-то обижаем. Почему так? Разве мы не должны стремиться к равенству, разве мы не должны судить человека по тому, какой он, какие поступки совершает? Почему мы не можем прийти к межконфессиональному миру? Почему одна вера отрицает другую?

Есть четкое понимание, что толерантность – терпимость, принятие других взглядов и мнений. А как же быть с теми, кто интолерантен? Может быть, интолерантный это тот, кто не считается с чужим выбором? Почему ему нужна толерантность?

Для одних людей интолерантность – непринятие прав людей нетрадиционной ориентации, но они с уважением относятся к другой вере и национальности. Для других людей интолерантность – непринятие ничего иного, никого иного: ни по цвету кожи, ни по вере, ни по взглядам. Вторая группа людей все же относится непросто к интолерантным, а к ксенофобам. Но они прикрываются интолерантностью, совершенно извращая эту категорию.

Интолерантный – человек не принимающий, а ксенофобия – это то, что побуждает людей совершать преступление. Для них убийство по национальному признаку – норма, которая оправдывается интолерантностью, а для большинства – уголовное преступление против человека.

Размышляя над вопросом о толерантности как базовой ценности через призму статьи Арсения Замостьянова, я пришла к выводу о том, что для меня не существует таких категорий как толерантность и интолерантность. В вопросе о взаимоотношении людей разных культур я являюсь тем советским человеком-интернационалистом, для которого важно какие поступки совершают люди, а не то, какой они национальности.

Категория толерантность, полагаю, заслуживает тщательного изучения, ведь, несмотря на то, что в современном мире ее трактуют как благо, подменяя понятия, именно она ведет к разногласиям, столкновениям и войнам. Парадоксально, но именно эта категория делит людей на своих и чужих, иных. Чем больше толерантность внедряется в нашу жизнь, тем больше в нас становится негатива, мы начинаем мыслить по-другому. Раньше женщина в хиджабе была просто мусульманкой для нас, а сейчас мы задаемся вопросами: «Хорошо ли это или плохо? Зачем нам это?»

Стоит прислушаться к заключениям современных философов: толерантность – это выражение внутренней и внешней свободы, свободы мнений, свободы ответственного выбора, но также и свободы дискуссий по поводу этих мнений, свободы обсуждения и осуждения социально опасных или человеконенавистнических идей, а не отказа от собственных убеждений. Плюрализм, о котором обычно говорят в связи с толерантностью, не должен быть избирательным [6].

Наверное, во всем нужна мера и здравый смысл, ведь мы видим, что возведенная в абсолют терпимость ведет к произволу и насилию, превращается в попустительство злу, а значит превращается в свою противоположность, обосновывая посягательства на свободу другого человека.

Список литературы

  1. Малая медицинская энциклопедия. – М.: Медицинская энциклопедия. 1991-96гг.

  2. Энциклопедический словарь медицинских терминов. – М.: Советская энциклопедия. 1982-1984 гг.

  3. Словарь социолингвистических терминов – М.: Российская академия наук. Институт языкознания. Российская академия лингвистических наук. Ответственный редактор: доктор филологических наук В.Ю.Михальченко.2006

  4. Философский энциклопедический словарь. 2010

  5. Литературная газета №44(6574) от 9-15 ноября 2016 г.

  6. Валитова, Р.Р. Толерантность. Новая философская энциклопедия. Электронный ресурс. Режим доступа: http://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/document

 

 

Просмотров работы: 479