СУЩНОСТЬ КОНСЕРВАТИВНОЙ ИДЕИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СУЩНОСТЬ КОНСЕРВАТИВНОЙ ИДЕИ

Асатов Р.А. 1
1Филиал Военно учебно научного центра Военно Воздушных Сил "Военно Воздушной Академии" в г. Челябинске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Консерватизм возник в Европе более два века назад и до нашего времени остается одной из самых влиятельных политических идеологий Европы. Великая французская революция нанесла смертельный удар феодально-монархической эксплуатационной общественной системе Франции и дала европейским народам сигнал к борьбе за равенство, свободу и народовластие. Король был казнен, власть перешла к революционным массам, которые поручили своим представителям осуществлять социальные реформы для построения нового общественного строя, который должен был быть основан на принципах либерализма и демократии. Однако очень быстро европейцы разочаровались в этих новых ценностях. Новым символом либерализма и демократии стали считать гильотину и массовые репрессии над врагами революции, что их осуществляли новые «народные» представители. Францию охватил революционный террор и насилие, и много кто пожалел о потерянных безопасных временах монархии. В обществе возникли настроения направленные против радикальных перемен, революционного террора, народной диктатуры и их новых ценностей. Сторонников этих умеренных и реакционных идей стали называть консерваторами.

Консерватизм возник как противодействие и альтернатива революционной народной диктатуре, которую тогда называли демократией, и стал оппонентом либеральных идей в современной ему форме. Консерватизм стал ответом на разрушение традиций, революционный террор, захват власти демагогами. Консерваторы старались сохранить все наследство цивилизации и старые общественные традиции, а если изменения необходимы, то вместо революции предлагали эволюцию и реформы.

Консерваторы стали первыми, кто подверг критическому анализу, и порой кое-где радикальному, либерально-демократические идеи, указывали на их недостатки. С утверждением и победой либерализма в Европе, консерватизм претерпел значительных модификаций в своих взглядах на демократию. От категорического отрицания приоритетов этого общественного строя в начале XIX века к восприятию демократической формы правления, и признание многих ее преимуществ в ХХ веке. Европейские и американские консерваторы отчетливо видели недостатки в современной им демократической организации общества, однако, уже не призывали к возвращению монархии, и привилегий дворянства, а пытались трансформировать демократию на консервативный лад с его традиционными ценностями и институтами. Именно консерватору, британскому Премьер-министру В. Черчиллю принадлежит крылатое выражение, о том, что демократия плохая форма правления, но лучше пока что не придумали.

Идеология консерватизма представляла реакцию на мощные общественные изменения, в частности идеи Просвещения, Великую французскую революцию, английскую индустриальную революцию, повышения влияния и активности широких народных масс, которые кардинально изменили систему общественных отношений.

Консервативные идеи были сформулированы еще в трудах Платона, Аристотеля, Цицерона, поскольку всегда были и будут неотъемлемым элементом человеческого сознания. Однако «отцом» политического консерватизма считается английский публицист и философ Э. Берк, который в книге «Размышления о революции во Франции» изложил основы и принципы идеологии консерватизма [1]. Теоретическое обоснование европейского консерватизма дали также известные политики и философы на рубеже XVIII-XIX веков В. де Местр, Л. де Бональд, К. Меттерних, Х. Доносо Кортес, в Америке Д. Адамс, А. Гамильтон и другие.

Самая влиятельная в Англии политическая партия, стала называть себя Консервативной - что должно символизировать партию порядка. Понятие «консерватизм» отечественными и западными учеными определяется через такие дефиниции. Краткий политический словарь называет консерватизм политической философией, которая стремится сохранить то, что считают за лучшее в устоявшемся обществе и оказывает сопротивление радикальным изменениям. В политологическом энциклопедическом словаре консерватизм рассматривается как политическая идеология и практика общественно-политической жизни, что ориентируется на сохранение и поддержание существующих форм социальной структуры, традиционных ценностей и морально-правовых принципов [2].

Обобщая вышеприведенные определения, мы охарактеризуем консерватизм как политическую идеологию, которая базируется на сохранении существующего общественного строя и институтов, и считает оптимальным путем развития общества эволюционность и постепенный реформизм, характеризуется традиционностью, уважением к морали, религии, элитизмом и этатизмом.

В политической науке проблема статуса консерватизма как идеологии является дискуссионной, много философов и ученых утверждают, что консерватизм не является идеологией, а лишь мировоззренческой ориентацией жизненной позицией, субъективной склонностью, стилем поведения, а также направлением философии, эпифеноменом идеологии. Консерватизм действительно по ряду признаков не похож на классические образцы идеологий, например, либерализм или социализм. Немецкий политолог В. Н. Матц, считает, что каждая политическая идеология является революционной, в то время как консерватизм выступает против любых революций и радикальных изменений [3]. Кроме того, консерватизм связан с определенной социально группой, интересы которой он обычно репрезентирует любая идеология, как, например, феминизм или социализм. Консерватизм предполагает лишь соблюдение традиций, ориентацию на опыт, его невозможно связать с определенной социальной группой.

С. Хьюз отмечал, что «консерватизм является отрицанием идеологий» и для этого вывода, по нашему убеждению, есть веские основания. Р. Керк справедливо констатирует, что консервативные взгляды и партии существуют в странах с аристократическими, деспотичными и демократическими режимами, с очень отличными экономическими системами, и консерваторы Перу очень отличаются от консерваторов Австралии. Их объединяет желание сохранить существующий общественный порядок, однако учреждения и обычаи в разных странах не тождественны, и поэтому Г. Керк отмечает, что в отличие от социализма, анархизма и либерализма, консерватизм не предлагает универсальных политических моделей, которые нужно внедрять повсеместно. К тому же следующие поколения консерваторов часто стремятся сохранить то, против чего боролись их предшественники.

Все эти аргументы существенно ставят под сомнение право консерватизма считаться идеологией. Действительно, социальная группа, которую представляют консерваторы, у каждого века меняется, и консерватизм не имеет устойчивого набора ценностей, консерваторы не имеют системного представления модели общества, к тому же в консерватизме отсутствует общественный идеал будущего, к которому каждая идеология стремится, поэтому указанные замечания являются достаточно подходящими.

Однако не все идеологии представляют конкретную общественную группу, например, идеология анархизма ни одного сословия или класса, не представляет, что не запрещает ей иметь идеологический статус. Аналогичное положение дел и с «молодой» идеологией экологизма и ее различными течениями и ипостасями. Такими социальными «группами поддержки» могут считаться добровольные политические общественные организации, партии или союза, и у консерваторов они всегда были. Устойчивый набор ценностей за всю официальную историю консерватизма, безусловно, менялся, однако от этого не были застрахованы другие идеологии в процессе своего развития и достижения целей. Как утверждает Н. Козак, определенный набор идей и ценностей в конкретный исторический момент и в конкретном месте у консерваторов есть, поэтому можно говорить о существовании консервативной идеологии. Кроме того, любая идеология, и консерватизм так же, как справедливо отмечает Н. Козак, есть не просто раз и навсегда данный комплекс идей и ценностей. Ведь ценности претерпевают значительные изменения в зависимости от исторических условий [5]. Американский политолог С. Хантингтон отмечает, что консерватизм является самостоятельной системой абсолютных идей, и определяется такими универсальными ценностями, как справедливость, равновесие, порядок, сдержанность [4].

Консерватизм, опираясь на взгляды и знания о природе человека, общество, государство, религию, историю и оригинальные моральные наставления, отнюдь не является частным мнением отдельного индивида, он является социальным взглядом, признанным большим количеством людей, что свидетельствует о его идеологическом характере. Поэтому Н. Козак справедливо отмечает, что консерватизм - это идеология части населения конкретного общества в конкретный исторический период, которая включает определенный устоявшийся набор идей, ценностей, форм приспособления к различным нормам и институтам, методов и средств реализации общественных интересов [5].

Итак, благодаря верности своим исходным принципам консерватизм не остался мировоззрением только аристократии в борьбе с революционным французским народом в XVIII в., а распространился в других государствах, понеся при этом определенные модификации согласно местным условиям, особенностям менталитета, культуры, религии и общественного устройства. Несмотря на влияние различных факторов в каждом отдельном государстве, консервативная идеология в любом обществе, от момента своего возникновения и до Великой экономической депрессии 1929-1930 годов, сохранила набор единых базовых принципов и постулатов.

Набор базовых консервативных ценностей, главных постулатов, идей, можно считать характерными признаками консерватизма как идеологии и зачислять носителей этих идей до консерваторов. Еще «основатель» консерватизма Э. Берк в книге «Размышления о революции во Франции» сформулировал базовую систему ценностей консерватизма, к которым мыслитель относил:

1) религиозные и духовные цели политической деятельности;

2) почитание морали, традиций, национальной культуры и патриотизма;

3) авторитет церкви, семьи и школы;

4) приоритет интересов государства над интересами индивида;

5) сильную иерархическую власть;

6) прагматизм, здоровый смысл, скептицизм;

7) постепенность и осторожность процесса социальных изменений;

8) историческое единство прошлого, настоящего и будущего;

9) свободу и ответственность [1].

Одной из центральных политических категорий и ценностей консерватизма является сильное государство и государственная власть. Идеология консерватизма декларирует, что государство должно играть решающую роль в экономической, культурно-психологической и религиозной солидарности народа, нейтрализовывать любые проявления сепаратизма, обеспечивать единство нации. М. Дебре, будучи сторонником Ш. де Голля, утверждал, что государство - это то, без чего невозможно осуществить ни порядок, ни справедливость, ни внешнюю безопасность, ни внутреннюю солидарность.

Консерватизм поддерживает общественную иерархию, считая ее не только естественным явлением, но и основой общественных взаимоотношений, развития государства и граждан. Власть должна принадлежать инициативному и сильному меньшинству - общественной элите, «национальной аристократии», именно эти лучшие представители народа могут и имеют право управлять обществом. Общественное неравенство, в частности, богатство и бедность, обусловлены не столько несправедливостью существующего строя, сколько следствием биологических и духовных различий между людьми. Человеческие существа естественно отличаются своими способностями и энергией.

Стремление к принудительному уравниванию людей всегда, по мнению консерваторов, ведет к тоталитаризму. Г. Макмиллан справедливо отмечал, что отрицать неравенство людей, значит отрицать вознаграждение и привилегии смелых, сильных и умных, означает содействовать господству в обществе худших и низших человеческих качеств, и к тому же, только утверждая превосходство сильных и способных, мы сможем получить средства для защиты слабых и пожилых.

Важным составным элементом и ценности консервативной идеологии является уважение к национальным традициям, которые нужно уважать и охранять, сохраняя и соблюдая их в условиях радикальных и часто необдуманных трансформаций современности. Консерватор рассматривает существующий мир как наилучший из всех возможных миров, и принимая существующее положение вещей, консерватизм подчеркивает необходимость сохранения традиционных правил, норм, социальных и политических структур и институтов.

Неотъемлемым принципом консерватизма является уважение к религиозным ценностям, духовности, общественной морали и национальной культуры. Отсюда вытекает традиционно высокий авторитет и ценность семьи, церкви, веры, патриотизма, добродетели, и тому подобное. Суть идеологии консерватизма заключается в сохранении традиционных духовно-культурных ценностей, защите национального бытия, его истории, государства, семьи и собственности. В. Липинский говорил, что «творить власть могут только люди нравственные, то есть люди, которые глубоко всеми фибрами своей души верят в то, что они творят, есть правда, есть добро, и только такое твердое убеждение в правоте своих желаний дает каждой общине моральную силу, без которой никакое творческое дело невозможное».

Эти основные принципы консерватизма, являются одновременно и главными ценностями консерваторов фактически во все эпохи и во всех государствах. Именно по наличию этих принципов, идей и апелляции к вышеуказанным ценностям, если они, конечно, присутствуют в комплексе, можно идентифицировать консервативные идеи, консервативную идеологию.

Список использованной литературы

  1. Э. Берк. Размышления о революции во Франции // М.: Социс, 1991 —№9.

  2. Погорелый О. Е, Филиппов К. В., Фасенко В. Ю. Политологический словарь-справочник — М.: ИП Шаповалов С. В., 2008 — 320 c.

  3. Ирхим Ю. В., Зотов В. О., Зотова Л. В. Политология: Учебник — М.: Юристь, 2002 — 511 c.

  4. Вестник Московского государственного гуманитарного университета им М. А. Шолохова. История и политология: Журнал — М.: МПГУ им. М. А. Шолохова, 2013 — 120 с.

  5. Козак Н. Н. Консерватизм как теория и практика современности: проблемы исследования// Политический процесс в Украине: состояние и перспективы развития. Сборник научных трудов — Львов: ПАИС, 1998 — 350 с.

Просмотров работы: 642