ВОСПИТАНИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВОСПИТАНИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одним из факторов, который оказывает влияние на образ жизни человека, является двигательная активность. Возрастные изменения школьников в возрасте 12-13 лет, уровень их развития и сохранения здоровья являются основой для создания системы физического воспитания и образования [4].

В настоящее время наиболее полно освещены вопросы формирования у школьников в возрасте 12-13 лет интереса к физкультурно-спортивной деятельности, стремления развивать физические и психические качества. Педагогу важно знать возможности ученика в овладении двигательными способностями как одного из средств физического воспитания. Овладение физическими (двигательными) качествами и поддержание хорошей физической формы всегда связано с преодолением трудностей, утомления, отрицательных эмоций, болевых ощущений. Для достижения успеха личности необходимы: настойчивость, упорство, целеустремлённость, выносливость, преодоления страха и неуверенности в себе, самообладание. Сформированные двигательные навыки и физические качества обуславливают проявление самоутверждения и самовоспитания – это не формы саморазвития, которые позволяют школьнику постоянно поддерживать физическую форму, овладевать новыми оздоровительными техниками [1].

Физическими качествами принято называть врождённые морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека, получающая своё полное проявление в целесообразной двигательной деятельности.

Принято считать основными физическими (двигательными) качествами человека силу, быстроту движений, гибкость, ловкость и выносливость. Однако справедливо выделение и комплексных проявлений нескольких качеств одновременно, например, скоростно-силовых. Развитие, воспитание и совершенствование двигательных качеств - целостный процесс, конечные задачи которого – расширение функциональных возможностей человека, степени его двигательной одарённости. Самостоятельные занятия физическими упражнениями школьников с целью укрепления здоровья и улучшения показателей физической подготовленности также требуют определённого уровня теоретической подготовки. Грамотное, систематическое выполнение физических упражнений для формирования ловкости, подвижности, гибкости, точности, равновесия, прыгучести и других двигательно-координационных способностей позволяет добиться существенного увеличения показателей физического развития и физической подготовленности школьников при меньших усилиях и за более короткий промежуток времени. Физическими качествами принято называть врождённые морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека, получающая своё полное проявление в целесообразной двигательной деятельности 2.

Основу двигательных способностей составляют физические качества, а форму проявления – двигательные умения и навыки. Формирование физических качеств способствует решению социальных задач: всестороннему и гармоничному развитию личности, достижению высокой устойчивости организма к негативным социально-экономическим условиям, повышению его адаптивных свойств 3.

В связи с этим, представляется актуальным изучение особенностей воспитания скоростно-силовых способностей подростков среднего школьного возраста.

Цель исследования – на основе учета возрастных особенностей развития скоростно-силовых способностей подростков обосновать комплекс упражнений для воспитания скоростно-силовых способностей в процессе проведения уроков физической культуры.

Гипотеза исследования – мы предполагаем, что при использовании на уроках физической культуры экспериментального комплекса упражнений, построенного на основе учета возрастных особенностей развития скоростно-силовых способностей школьников 12-13 лет в экспериментальной группе произойдёт прирост уровня развития физических качеств.

В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи исследования:

1. По анализу литературных источников рассмотреть особенности воспитания физических качеств подростков среднего школьного возраста;

2. Разработать комплекс упражнений для воспитания скоростно-силовых способностей подростков, учитывающий возрастные особенности развития двигательных способностей в среднем школьном возрасте.

3. Определить результативность разработанного комплекса упражнений для воспитания скоростно-силовых способностей подростков.

При организации исследований по интересующей нас проблеме мы использовали следующие методы исследования:

1) Теоретический анализ и обобщение литературных данных;

2) Педагогические контрольные испытания (тесты);

3) Педагогический эксперимент;

4) Методы математической статистики.

С целью определения физической подготовленности школьников в возрасте 12-13 лет нами было проведено тестирование показателей основных физических качеств развиваемых на уроках физической культуры. В педагогическом исследовании были протестированы школьники (мальчики и девочки), где мы оценивали уровень развития физических качеств по пяти показателям. В качестве контрольного испытания использовались тесты: 1) Подтягивания на перекладине; 2) Прыжок в длину с места; 3) Поднимание рук с гимнастической палкой вверх в положении лёжа на животе; 4) Три кувырка вперёд; 5) Бег на 60 м с высокого старта. Данный комплекс тестов отражает уровень развития физических качеств, выраженных в двигательных способностях.

Подтягивание на высокой перекладине. Вис, исходное положение на перекладине. Подтягивание подбородок не касается перекладины, затем в исходное положение. Упражнение выполняется без рывков, при этом всё тело натянуто, махи ногами выполнять нельзя. Даётся три попытки, наилучший результат фиксируется.

Прыжок в длину с места. Встать у черты, от которой начинаются измерения, стопы параллельно. Прыжок выполняется толчком двух ног одновременно с взмахом руками. Отрывать ноги от пола до прыжка нельзя. Даётся три попытки. Лучший результат из трёх записывается в сантиметрах.

Три кувырка вперёд. Испытуемый встаёт у края матов, уложенных в длину, и принимает и. п. Учащийся принимает положение упор присев, следует команда «Можно!», после и последовательно, без остановок выполняет три кувырка вперёд, стремясь сделать их за минимальный отрезок времени. После последнего кувырка он должен опять принять и. п. Скорость выполненных кувырков выполняются на время и выражаются в сек.

Бег на 60 м с высокого старта. Проводится по правилам лёгкой атлетики.

Для оценки уровня развития гибкости, как одного из факторов, определяющих скоростно-силовые способности, использовали тест «поднимание гимнастической палки из положения лёжа». Испытуемый ложится на скамью животом, упираясь в неё подбородком, и палку вверх. Обеими руками он держит палку. Не отрывая подбородка от скамьи, поднять палку как можно выше над головой. Рулеткой измеряем результат в (см).

Педагогический эксперимент был проведён с целью поиска наиболее эффективного комплекса упражнений для воспитания физических качеств у школьников среднего возраста 12-13 лет. Был проведён анализ полученных результатов тестирования школьников 12-13 лет после примененного комплекса на уроках физической культуры. Практически были исследованы все школьники (мальчики) испытуемого класса в составе 15 человек, кроме тех, кто имел освобождения от занятий физической культурой по состоянию здоровья. В ходе исследования были изучены показатели физических качеств (скоростные, координационные, силовые, выносливость и гибкость).

Результаты исследованной группы были обработаны с помощью методов математической статистики. Для каждого показателя вычислялось среднее арифметическое (х). Вычисления выполнялись с помощью компьютерной программы Microsoft Excel 2003.

Наше исследование проводилось в 3 этапа: в период с ноября 2014 г. по январь 2017 г. В испытаниях принимали участие мальчики в возрасте 12-13 лет. Общее количество испытуемых - 15 человек.

На первом этапе исследования (ноябрь 2014 г. – апрель 2015 г.) решение первой задачи осуществлялось посредством сбора информации по проблеме исследования, посредством обобщения и анализа публикаций и научно-методической литературы, а также определение исходных позиций и направлений исследования. В результате проведения этого этапа исследования был получен методический материал по обозначенной проблеме исследования.

Второй этап исследования (сентябрь 2015 г. – апрель 2016 г.) включал в себя проведение педагогических исследований (тестов) по обозначенной проблеме исследования, завершение эксперимента, обобщение анализа и систематизация данных, полученных в ходе экспериментальной работы.

Третий этап (май 2016 г. - январь 2017 г.) - включал в себя доработку выпускной квалификационной работы и её оформление.

Содержание занятий в экспериментальной группе было определено исходя из следующих положений.

Основные средства:

Упражнения с весом внешних предметов: штанги, гантели, набивные мячи и т. д.

Упражнения, отягощённые весом собственного тела:

- ударные упражнения, в которых собственный вес увеличивается за счёт инерции свободно падающего тела (например, прыжки с возвышения 25-70 см и более с мгновенным последующим выпрыгиванием вверх).

Упражнения с использованием тренажёрных устройств общего типа (силовая станция, силовая скамья).

Рывково-тормозные упражнения. Их особенность заключается в быстрой смене напряжений при работе мышц – синергистов и мышц – антагонистов.

Статические упражнения в изометрическом режиме:

- в которых мышечное напряжение создаётся за счёт волевых усилий с использованием внешних предметов (различные упоры, удержание и т. д.).

Дополнительные средства:

Упражнения с использованием внешний среды (бег и прыжки по рыхлому песку, бег и прыжки в гору, бег против ветра).

Упражнения с использованием сопротивления упругих предметов (эспандеры, резиновые жгуты, упругие мячи) 23.

В зависимости от темпа выполнения и числа повторений, величины отягощения, а также от режима работы мышц и количества подходов с воздействием на одну и ту же группу мышц с помощью упражнения решают задачи по воспитанию различных видов силовых способностей. Для развития различных групп мышц количество упражнений не должно превышать 2-3 для начинающих и 4 -7 для более подготовленных. Интервалы отдыха между повторениями близки к ординарным (от 2-5 мин) и зависят от величины отягощения, скорости и длительности движения. Скоростно-силовых способностей с использованием непредельных отягощений заключается в создании максимальной мощности работы посредством непредельных отягощений в упражнениях, выполняемых с максимально возможной для этих условий скоростью. Число повторений от 6 до 10 в зависимости от веса отягощений, интервалы отдыха между подходами 3-4 мин. При развитии быстрой силы режим работы мышц в применяемых упражнениях должен соответствовать специфике соревновательного упражнения.

Для развития прыгучести применялись следующие средства:

Для развития силы мышц ног: приседание с набивными мячами; выжимание малой штанги ногами (лежа на спине); выжимание гири (хватом прямых рук) из положения подседа на скамейке за счет разгибания ног (выпрыгивания); прыжки с набивными мячами на плечах на месте; приседания на одной ноге; прыжки с грузом на плечах (с левой на правую ногу и т. д.);

Для развития скорости сокращения мышц ног: прыжки со скалкой, через барьеры (скамейки) с правой на левую ногу, на предмет (возвышение), – напрыгивание с доставанием предмета, подвешенного на максимальной высоте, с высоты (в глубину), в длину, на одной (двух) ногах подтягиваем ее к груди и т. д.

Для развития прыгучести применялся повторный и интервальный методы занятия. Каждое движение с грузом (весом) нужно осуществлять «взрывным» движением с максимальной скоростью. Количество повторений в одном упражнении с отягощениями – незначительно. В противном случае будут совершенствоваться не скоростно-силовые качества, а выносливость. Для упражнений прыжкового характера с грузом параметры физической нагрузки имеют следующие величины: интенсивность – максимальная. Продолжительность одной серии – 10 прыжков. Пауза отдыха между сериями 1-2 минуты. Количество серий 2-4 в одном занятии. Занятие начинают с развития силы мышц ног с переходом к комплексным учебным занятиям.

Средствами развития быстроты являлись упражнения, выделяемые с предельной либо околопредельной скоростью. Их можно разделить на три основные группы:

1. Упражнения, направленно воздействующие на отдельные компоненты скоростных способностей: быстроту реакции, скорость выполнения отдельных движений, улучшение стартовой скорости, скоростную выносливость.

2. Упражнения комплексного воздействия на все основные компоненты скоростных способностей (например, спортивные и подвижные игры, эстафеты).

3. Упражнения сопряжённого воздействия: на скоростные способности и совершенствование двигательных действий (в беге, в спортивных играх).

В первой главе мы рассмотрели физические качества школьников (силовые, координационные, скоростные, выносливость, гибкость), физиологические особенности школьников среднего возраста 12-13 лет, методы и принципы воспитания физических качеств. На основании изученного материала провели педагогические исследования по изучению особенностей воспитания физических качеств у школьников среднего возраста. Для педагогического исследования нами была взята группа школьников 12-13 лет.

Результаты определения исходного уровня развития физических качеств школьников в возрасте 12 лет экспериментальной группы приведены в таблице 1.

По результатам экспериментальной группы из таблицы 1 видно, что в исследуемой группе 12-летних школьников все результаты средние. Например, из первого теста (подтягивание на перекладине), максимальное количество - 17 раз у трёх школьников, а самый низкий результат у одного школьника - 12 раз. По второму тесту (прыжок в длину с места) самый низкий результат у трёх школьников 120 см, а самый высокий результат показали 4 школьника. По третьему тесту (поднимание гимнастической палки из положения лёжа) худший результат показал 1 школьник, а лучший 2 школьника. По четвёртому тесту (три кувырка вперёд), который фиксировался в секундах – самый худший результат показали 2 школьника, а лучший результат показал 1 школьник.

И по последнему тесту (бег на 60 м с высокого старта) наилучший результат показали 2 школьника, а самый низкий результат показали 3 школьника. Следовательно, можно сказать, что у экспериментальной группы школьников в возрасте 12 лет видно, что существуют незначительные отличия по результатам проведённых тестов.

Для улучшения результатов тестирования занимающимся был предложен разработанный комплекс упражнений для повышения уровня развития физических качеств. Упражнения разработанного комплекса упражнений были дополнительно введены в основную часть урока физической культуры, которые проводились 2 раза в неделю в течение 7 месяцев с октября 2014 по апрель 2015 года. В мае 2015 г. мы повторно провели тестирование с этой группой школьников уже в возрасте 13 лет.

Результаты итоговых показателей уровня развития физических качеств экспериментальной группы приведены в таблице 1.

Сопоставление результатов тестирования экспериментальной группы по контрольным упражнениям, представленных в таблице 2 показывает, что в первом тесте (подтягивания на перекладине) у двух школьников показатели выше, чем были. Сравнение показывает наличие различий результатов исходного и конечного тестирования (табл. 1, 2; рис. 1).

По второму тесту (прыжок в длину с места) заметен прирост результатов у всех школьников 12-13 лет Сравнение показывает наличие различий результатов исходного и конечного тестирования (табл.1, 2; рис. 2).

В тесте поднимание гимнастической палки вверх в положении лёжа так же произошёл заметный прирост, наилучшие результаты 38 и 37 см зафиксированы у шести школьников. Сравнение показывает наличие различий результатов исходного и конечного тестирования (табл.1, 2; рис. 3).

По четвёртому тесту (три кувырка вперёд) который нужно было выполнить на время за максимально короткое время, наилучшие результаты продемонстрировали 3 школьника, время которых составило 13 и 14 сек. Сравнение показывает наличие различий результатов исходного и конечного тестирования (табл. 1, 2; рис. 4).

Таблица 1

Результаты определения исходных данных уровня развития физических качеств школьников 12 лет экспериментальной группы (сентябрь 2014 г.)

Фамилия, имя

Пол

Возраст

(лет)

Результаты тестирования

Подтягивания на перекладине

(кол-во раз)

Прыжок в длину с места (см)

Поднимание гимнастической палки из положения лёжа (см)

Три кувырка вперёд

(сек)

Бег на 60 м с высокого старта

(с)

1.

Петр Г.

м

12

14

120

30

20

9,6

2.

Андрей М.

м

12

14

134

20

19

9,3

3.

Владимир А.

м

12

17

135

32

20

9,0

4.

Антон Н.

м

12

16

140

27

18

9,3

5.

Геннадий К.

м

12

16

135

32

22

9,0

6.

Роман Д.

м

12

17

140

23

21

9,1

7.

Леонид К.

м

12

15

138

27

18

9,4

8.

Тимофей Г.

м

12

16

120

30

20

9,5

9.

Федор У.

м

12

13

140

31

22

9,2

10.

Сергей С.

м

12

12

135

30

21

8,9

11.

Роман В.

м

12

14

145

33

20

8,8

12.

Семен К.

м

12

13

120

30

19

9,1

13.

Дмитрий В.

м

12

15

148

27

18

9,0

14.

Андрей Р.

м

12

17

150

33

18

8,8

15.

Александр Ю.

м

12

16

145

25

20

9,3

Среднее арифметическое (х)

15,0

136,3

28,7

19,7

9,2

Таблица 2

Результаты итоговых показателей развития физических качеств школьников 13 лет экспериментальной группы (май 2015 г.)

Фамилия, имя

Пол

Возраст

(лет)

Результаты тестирования

Подтягивание на перекладине

(кол-во раз)

Прыжок в длину с места (см)

Поднимание гимнастической палки из положения лёжа

(см)

Три кувырка вперёд

(сек)

Бег на 60 м с высокого старта

(с)

1.

Петр Г.

м

13

20

130

35

15

9,2

2.

Андрей М.

м

13

21

144

24

16

9,0

3.

Владимир А.

м

13

20

155

37

17

8,7

4.

Антон Н.

м

13

21

150

35

16

9,0

5.

Геннадий К.

м

13

22

145

37

17

8,8

6.

Роман Д.

м

13

21

155

30

18

8,7

7.

Леонид К.

м

13

18

144

33

15

9,0

8.

Тимофей Г.

м

13

21

132

35

16

9,1

9.

Федор У.

м

13

18

156

37

19

8,9

10.

Сергей С.

м

13

17

147

37

17

8,7

11.

Роман В.

м

13

18

156

38

15

8,5

12.

Семен К.

м

13

21

135

35

14

8,8

13.

Дмитрий В.

м

13

15

156

36

13

8,7

14.

Андрей Р.

м

13

22

156

38

13

8,5

15.

Александр Ю.

м

13

21

155

30

16

8,7

Среднее арифметическое (х)

19,7

147,7

34,5

15,8

8,8

Кол-во раз

Рис. 1. Результаты теста «подтягивание на перекладине»

См

Рис. 2. Результаты теста «прыжок в длину с места»

См

Рис. 3. Результаты теста «поднимание гимнастической палки из положения лёжа»

Сек

Рис. 4. Результаты теста «три кувырка вперёд»

Сек

Рис. 5. Результаты теста «бег на 60 м с высокого старта»

По пятому тесту (бег на 60 м с высокого старта) также улучшились результаты у всех школьников, но наилучший результат показали два школьника - 8,5 сек, что подтверждает эффективность экспериментального комплекса упражнений для воспитания физических качеств у школьников среднего возраста. Сравнение показывает наличие различий результатов исходного и конечного тестирования (табл. 1, 2; рис. 5).

Таким образом, в результате использования разработанного комплекса упражнений у всех школьников произошли изменения в лучшую сторону по всем показателям физической подготовленности.

Результаты тестирования подтверждают, что предложенный комплекс упражнений для воспитания физических качеств школьников среднего возраста 12-13 лет, применяемый в экспериментальной группе, является эффективным и его можно использовать в учебном процессе школьников при проведении уроков физической культуры.

Результаты проведенного нами исследования позволяют рекомендовать экспериментальный комплекс упражнений для воспитания физических качеств школьников 12-13 лет.

Таким образом, можно прийти к заключению, что на основе полученных данных, в ходе нашего исследования был обоснован комплекс физических упражнений для воспитания скоростно-силовых способностей подростков среднего школьного возраста на уроках физической культуры.

В обоснование предложенного комплекса входило следующее:

- составленные комплексы упражнений носили комплексный характер воздействия на воспитание силовых и скоростных способностей, гибкости и выносливости;

- дозировка нагрузки для школьников, а также количество серий (подходов) выполнения;

- промежутки интервалов отдыха.

В результате применения разработанного экспериментального комплекса упражнений для воспитания скоростно-силовых способностей подростков среднего школьного возраста на уроках физической культуры в течение 7 месяцев произошёл значительный прирост по всем контрольным испытаниям, позволяющий судить об уровне развития скоростно-силовых способностей, а также гибкости.

Таким образом, подтвердилась выдвинутая гипотеза, применение разработанного специального комплекса физических упражнений позволяет повысить уровень развития скоростно-силовых способностей подростков среднего возраста в процессе проведения уроков физической культуры.

Список литературы

  1. Бурцев, Г. А. Основы воспитания физических качеств. Текст / А. Г. Бурцев, С. Г. Малашенков, В. В. Смирнов, З. С. Саммиулин. М.: – 2002. – 207 с.

  2. Былеев, Л. В. Подвижные игры. Физкультура и спорт Текст / Л. В. Былеев., И. М. Коротков. - М.: Советский спорт, 2012. – 236 с.

  3. Портных, Ю. И. Исследование скоростно-силовых возможностей у учащихся Вопросы физического воспитания студентов Текст / Ю. И. Портных, Б. Е. Лосин. – Ленинград,2004. – 16 с.

  4. Янсон, Ю. А. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект. Настольная книга учителя. Текст Ю. А. Янсон. Ростов нД «Феникс», 2004. – 624 с.

Просмотров работы: 607