ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО РИТМИКЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО РИТМИКЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение: Современные исследования в области здравоохранения показывают, что большинство детей старшего дошкольного возраста, поступающих в школу, страдают гиподинамией ослабленным здоровьем, так как ведут малоподвижный образ жизни, увлекаются компьютерными играми, новыми гаджетами, просмотром телевизора. О. Жукова, при этом отмечает, что малоподвижный образ жизни является причиной развития серьезных заболеваний у детей (Жукова, О., 2012). Поэтому уже в дошкольном возрасте актуальным становится «борьба с малоподвижностью», приучение ребенка к разнообразной двигательной активности, к элементам здорового образа жизни.

Считаем, что одним из методов работы с детьми в этом возрасте является ритмическая гимнастика. Подтверждением тому может служить танцевальная программа «СА-ФИ-ДАНСЕ» (авторов Ж.Е. Фирилевой, Е.Г. Сайкиной, 2016),которая направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста, с учётом возможностей и состояния здоровья детей, расширение функциональных возможностей развивающегося организма, овладение ребёнком базовыми умениями и навыками в разных упражнениях.

Цель исследования – выявить особенности организации занятий по ритмике у детей 5–6 лет в условиях учреждений дополнительного образования и оценить уровень их психофизического состояния.

Организация и методика исследования: Нами был проведен анализ научно-методической и специальной литературы по теме исследования, определены необходимые методы исследования. Также мы проанализировали программы по ритмической гимнастике (физическому воспитанию дошкольников), в УДО и ДОУ. Продумали варианты проведения контрольных испытаний. Было проведено исследования, которое проводились в несколько этапов. Целью этапов было проведение анализа и обобщение педагогической, научно-методической и специальной литературы по теме исследования; выявление физических способностей детей дошкольного возраста, путём проведения контрольных испытаний для детей 5- 6 лет посещающих УДО и сравнение результатов с показателями ДОУ.

Результаты исследования и их обсуждение: Мы провели двигательные тесты, которые были просты. Учитывая психологические особенности дошкольников контрольные испытания проводились в игровой форме, чтобы детям нравились занятия и они могли ощутить «мышечную радость» от физических нагрузок.

Для оценки общей физической и психологической подготовленности детей посещающих учреждения дополнительного образования и дошкольные образовательные учреждения были проведены контрольные испытания:

Прыжок в длину с места. Бег (10,30 метров). Челночный бег 3х10 метров. Подъем туловища в сед (за 30 секунд). Тест Пьерона — Рузера (психологический). Данные тесты предложены Степаненковой Э.Я, Филлиповой С.О, Степановым С.С.

Исходя из цели нашего исследования, нами было изучить научно – методическую литературу по теме исследования и выявить особенности организации занятий по ритмике у детей 5–6 лет в условиях учреждений дополнительного образования.

В таблице 1 и таблице 2нами представлены результаты исследования.

Таблица 1

Показатели детей посещающих дошкольные образовательные учреждения (занятия физкультурой)

Контрольные испытания

Пол

ср 

Уровень

Прыжок в длину с места

мальчики

102.5  3,25

Средний

девочки

92  3,62

Низкий

Челночный бег 3х10 м

мальчики

11,69  0,38

Низкий

девочки

11,75  0,39

Низкий

Бег на 10 метров

мальчики

4,45  0,14

Низкий

девочки

4,85  0,16

Низкий

Бег на 30 метров

мальчики

7,21 0,24

Средний

девочки

7,83 0,26

Средний

Поднимание туловища

мальчики

8,3  0,26

Средний

девочки

6 0,2

Низкий

Тест Пьерона -Рузера

мальчики

72,14  2,40

Низкий

девочки

74,75 2,49

Низкий

Таблица 2

Показатели детей посещающих учреждение дополнительного образования (занятия ритмикой)

Контрольные испытания

Пол

ср 

Уровень

Прыжок в длину с места

мальчики

116,5  3,8

Высокий

девочки

117,5 3,9

Высокий

Челночный бег 3х10 м

мальчики

10,9 0,33

Средний

девочки

11,6 0,38

Средний

Бег на 10 метров

мальчики

3,4 0,11

Высокий

девочки

3,66  0,12

Средний

Бег на 30 метров

мальчики

7,35  0,24

Средний

девочки

7,06  0,23

Средний

Поднимание туловища

мальчики

10  0,03

Средний

девочки

8,55  0,28

Средний

Тест Пьерона -Рузера

мальчики

83,3  2,77

Высокий

девочки

87  2,9

Высокий

Обсуждения данных таблицы 1.Перед контрольными испытаниями проводилась разминка, с применением общеразвивающих упражнений. Существенных половых различий в результатах обнаружено не было, что дает возможность говорить о том, что дети в данном возрасте развиваются примерно одинаково.

Занятия физкультурой положительно влияют и оздоравливают организм ребенка, но результаты физической подготовленности показывают разные уровни.

Обсуждения данных таблицы 2. Во время тестирования учитывались индивидуальные возможности обучающихся. Перед выполнением контрольных испытаний проводилась разминка под музыку с применением общеразвивающих и танцевальных (ритмических) упражнений.

Как видно из таблиц дети, посещающие кроме физкультурных занятий в ДОУ дополнительные занятия ритмикой значительно превышают показатели детей, занимающихся только в детском саду.

Так, например, если сравнить показатели развития скоростно-силовых способностей, мы видим, что результат группы детей занимающихся в учреждениях дополнительного образования (УДО) превышает результат детей из детского сада почти на 13 см., что означает, что уровень развития скоростно-силовой подготовки соответствует высокому уровню.

По тестам показывающим уровень развития быстроты мы также отметили значительное превосходство результатов детей посещающих занятия ритмикой. Большое разнообразие движений, выполняемых в различных плоскостях пространства, способствует совершенствованию двигательной памяти и координационных способностей.

Практически по всем тестам мы отметили, что дети из УДО выполнили тесты в основном на уровень высокий, тогда как результаты детей из детского сада только низкого и редко среднего уровня.

Также исходя из собственных наблюдений мы отметили, что дети посещающие занятия по ритмике у учреждениях дополнительного образования более открыты, эмоционально развиты. Свобода, естественность, отсутствие всякого напряжения – вот что характерно при выполнении детьми музыкально-ритмических движений.

Тестирование по методике Пьерона - Рузера оценивает уровень концентрации внимания у ребенка. Уже в дошкольном возрасте важно определить, насколько он способен к обучению, и в случае низких показателей скорректировать и повысить результаты. В ходе нашего исследования мы отметили, что занятия ритмикой способствуют повышению уровня концентрации, так в группе детей УДО уровень высокий, тогда как в группе детей из детского сада уровень концентрации внимания низкий.

Выводы: Исходя из нашего исследования, ритмическая гимнастика удовлетворяет естественную потребность детей в движениях с музыкой и элементами игр. Ритмическая гимнастика вызывает у детей радостные чувства, способствует эстетическому воспитанию. Как показывает наше исследование ритмическая гимнастика позволяет улучшить показатели и физической подготовленности и концентрации внимания.

Список литературы

  1. Жукова, О. Избыточный вес у детей: причины, профилактика и лечение / О. Жукова // Страна здоровья. – 2012. - №4. - С. 23-26.

  2. Сайкина, Е.Г. «Са - Фи – Дансе». Танцевально-игровая гимнастика для детей. ФГОС» учебно - методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений / Е.Г. Сайкина, Ж.Е. Фирилева. – М.: Детство Пресс, 2016 г. - 352 с.

  3. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э. Я. Степаненкова. — 2-е изд., исп. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с.

  4. Степанов, С. С. Азбука детской психологии / С. С. Степанов. - Москва, 2014. - 118 с.

  5. Филиппова С.О. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения / С. О. Филиппова. - Санкт - Петербург: Детство - пресс, 2015. - 392 с.

Просмотров работы: 211